Аннотация: в данной работе рассматривается и анализируется научная литература, которая необходима для выявления контрольных тестов в формировании и развитии лабильности рук у баскетболистов для приобретения универсальности на игровой площадке с целью достижения успешного результата.
Ключевые слова: баскетбол, праворукость, леворукость, лабильность,
Чтобы стать профессионалом в различных направлениях, нужно не только отрабатывать до автоматизма технику, но и обращать внимание на мелочи и своевременно выявлять проблемы и ошибки, а также незамедлительно приступать к их решению. На сегодняшний день программы тренировок современного баскетбола дошли до такого уровня, что даже не высокие игроки могут прыгать так же, как и высокие и забивать «сверху». Но это есть физический труд. Что касается умственного труда, то в баскетболе он не маловажен, ведь это игра с постоянно изменяющимися условиями. Думать тут нужно каждую секунду и прогадывать действия наперед. Это исходя из тактических действий. Морфофизиологическая активность требует иных решений проблемы. Многие профессиональные баскетболисты не полностью используют необходимые возможности мозга в баскетболе, а не профессиональные – тем более. Речь идет об универсальности игрока, в частности работы его ведущей и не ведущей рук. Поэтому важно понимать, что своевременное развитие лабильности рук и полушарий, может привести к лучшим результатам.
Целью данной работы является ознакомление с научно-методической литературой развития лабильности рук у баскетболистов.
Задачами этой работы является изучение научной литературы, выявление и анализ контрольных тестов для развития лабильности рук.
Обращая свое внимание на труды А.А. Ухтомского, И.А. Аршавского, М.И. Сологуба, которые внесли большой вклад в развитие учения о функциональной лабильности, стоит сказать, что лабильность меняется в процессе индивидуального развития организма: при рождении она мала, в 20-30 лет достигает максимума, а после 60 лет быстро снижается, что непосредственно меняет работоспособность. Так как до 20 лет она развивается с трудом на самостоятельной основе, стоит уделять время на тренировке формирования и совершенствования лабильности.
Роль каждого из двух полушарий может меняться в зависимости от задачи, на решение которой направлена деятельность, от структуры ее организации, от возрастной сформированности процессов, индивидуальных особенностей деятельности и многих других факторов. Как известно, разделяют левое и правое полушария. Левое отвечает за словесно-логический характер познавательных процессов, имеет склонность к абстрагированию и обобщению, правое полушарие − конкретно-образное мышление, развитое воображение. Если же отсутствует ярко выраженное доминирование из двух полушарий, то это равнополушарность.
Развитие полушарий головного мозга, помимо определения на что человек может направить свои силы: творчество или мышление, поможет в формировании универсальности рук.
Для начала проведения тренировки стоит определить ведущую руку – левую или правую, как левое полушарие или правое, соответственно. Человека, владеющий в большей степени правой рукой, называют декстралом правшой, а того, кто чаще использует левую руку — сенестралом левшой. Но среди людей существую и те, кто владеют обеими руками – это амбидекстры. К сожалению, таких людей очень мало. Но еще меньше людей существуют, которые вовсе плохо владеют обеими руками – это амбисинистры.
Приведем в пример несколько тестов:
1. Переплетение пальцев рук. Тест должен выполняться быстро, без подготовки. У правшей сверху ложится большой палец правой руки, у левшей – левой.
2. «Поза Наполеона». Скрещивание рук. У правшей правая кисть сверху на левом предплечье, а левая кисть – под правым предплечьем, у левшей – сверху кисть левой руки, а под левым предплечьем – правая.
3. Аплодирование. У правшей при аплодировании более активна правая рука, у левшей — левая. Этот тест считается информативным у взрослых, а дети чаще аплодируют двумя руками, хлопая обеими ладошками.
Дело все в том, что развитие лабильности рук и полушарий можно тренировать в быту, выполняя домашнюю работу, а также, сидя за столом, либо в каком-то другом месте, к примеру: писать слабой рукой, кушать, работать мышкой за компьютером слабой рукой, подметать полы, класть телефон в другой карман. Пусть это все и звучит достаточно несложно, но это определенно эффективно. В профессиональной деятельности у баскетболистов стоит давать задания с мячом, акцентируя на работу слабой руки: дриблинг не ведущей рукой, обманные движения, даже броски. Главное, чтобы слабая рука была задействована полностью. Также не стоит огибать и физическое развитие: отжимания, подтягивания, работа с гантелями и экспандерами – это поможет слабой руке стать «родной» для ведущей. Развивая слабые полушарие и руку, баскетболист может чувствовать себя уверенно на площадке в различных позициях и использовать свои приобретенные возможности для достижения победы.
Согласно статистике, 85-95% людей праворукие, но есть и те, кто переучился с леворукости на праворукость. Не стоит забывать о амбидекстрии, а наоборот, стараться развивать ее, в частности баскетболистам.
Список литературы:
1. Анохин П.К. Теория функциональной системы. / Успехи физиол. наук./ П.К. Анохин. – Москва: «Наука»,2010 . – 68с.
2. Бочкарева С.И. Физическая культура: учебно-методический комплекс. / С.И. Бочкарева, Кокоулина О.П., Копылова Н.Е., Н.Ф. Митина, А.Г. Ростеванов А.Г. – М.: Изд. Центр ЕАОИ, 2011. – 344 с.
3. Гомельский. В. Г. Как играть в баскетбол / В. А. Гомельский — Москва: «Эксмо», 2015. — 256 с.
4. Казанская. В.Г. Подросток. Трудности взросления. 2-е издание, дополненное./ В.Г. Казанская.- Питер.: «Спб» 2016. –431 с.
5. Карлюк Т. В. Методика обучения техническим приемам игры в баскетбол: Учебно-методическое пособие по баскетболу для преподавателей и студентов не профильных вузов./ Т.В. Карлюк, Н.Н. Гаврилович. – «Гомельский государственный медицинский университет» – Гомель, 2010. – 52 с.
6. Любимова З.В., Маринова К.В., Никитина А.А. Возрастная физиология: учеб. для студентов высш. учебн. Заведений: В 2 ч./ З.В. Любимова, К.В Маринова, А.А Никитина. -М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2013.-Ч.1.-.304с.