Для юных девочек возраст 6-7 лет наиболее благоприятный для начала регулярных занятий спортивной гимнастикой, не только со стороны педагогики и психологии, но и физиологии и анатомии. В группах первого года обучения тренера-педагоги преследуют следующие задачи: укрепление здоровья; гармоническое развитие юного организма; развитие основных физических качеств (сила, быстрота, ловкость, гибкость, выносливость); обучение основным элементам гимнастики, акробатики, хореографии; развитие моральных и волевых качеств личности [3,5].
Объект исследования: гимнастки 6-7 лет.
Предмет исследования: процесс развития основных физических качеств
Цель исследования: Изучить развитие основных качеств у девочек в возрасте 6-7 лет, занимающихся спортивной гимнастикой в группе первого года обучения
Задачи исследования:
Провести индивидуальный анализ развития основных качеств у девочек 6-7 лет первого года обучения.
Изучить динамику развития основных качеств у девочек 6-7 лет, занимающихся спортивной гимнастикой в группе первого года обучения.
Исследование проводилось на базе Спортивной школы имени Героя Советского Союза Павла Васильевича Усова в период с сентября 2019 года, декабря 2019 года и марта 2020 года. В исследовании принимали участие 6 девочек: их паспортный возраст 5 – 6 лет и 1 – 7 лет. Группа юных спортсменок занималась гимнастикой 3 раза в неделю по 60 минут.
Исследование проводилось в несколько этапов:
На первом этапе был проведен анализ научной учебно-методической литературы по теме работы.
На втором этапе проводилась практическая часть исследования.
На базе гимнастического зала Дворца спорта нами были проведены контрольные испытания, с целью узнать начальный уровень развития основных физических качеств, а также проследить динамику их изменения под влиянием тренировочных занятий. Все тесты проводились в гимнастическом зале [1,2,4]. Испытания включали в себя:
Для измерения гибкости:
- наклон вниз со скамьи
- «мостик»
Для измерения быстроты:
- челночный бег 2х10 м
Для измерения силы:
- сгибания и разгибания рук в упоре лежа
- сгибания и разгибания туловища
Для измерения ловкости:
- равновесие «ласточка»
Для измерения выносливости:
- вис на согнутых руках
Таблица 1 - Оценка результатов тестов по физической подготовленности девочек-гимнасток за период исследования.
Контрольное испытание |
Сентябрь 2019 |
Декабрь 2019 |
Март 2020 |
Прирост, % |
Наклон вниз со скамьи, (см) |
8 |
12 |
13 |
62,5 |
«Мостик», (см) |
32 |
21 |
18 |
43,75 |
челночный бег 2х10 м, (сек.) |
4,6 |
4,5 |
4,5 |
2,17 |
сгибания и разгибания рук в упоре лежа, (кол. раз) |
8 |
11 |
12 |
50 |
сгибания и разгибания туловища, (кол.раз) |
17 |
21 |
22 |
29,4 |
равновесие «ласточка», (сек.) |
2 |
6 |
7 |
71 |
вис на согнутых руках, (сек.) |
5 |
8 |
8 |
60 |
За период тренировочных занятий с сентября по март в группе девочек певого года обучения произошли значимые улучшения всех показателей: гибкость увеличилась, исходя из показателей двух тестов, на 62,5% и 43,75%; быстрота возросла на 2,17%; сила мышц верхних конечностей на 50% и брюшного пресса на 29,4%; выносливость возросла на 60%, а ловкость на 71%.
Проанализировав данные, полученные после проведения контрольных испытаний, выяснилось, что юные гимнастки показали довольно хорошие результаты. Во всех контрольных испытаниях девочки показали результаты, которые входят не только в коридор должных значений для данного возраста, но и во Всероссийский комплекс ГТО. Это говорит об их хорошей физической подготовленности и хорошей способности справляться с физическими нагрузками разной направленности.
На основаниях данной работы можно сделать выводы:
В ходе исследования была проанализирована учебно-методическая литература по данной теме, проведены контрольные испытания для фиксирования и определения динамики развития физических качеств у девочек первого года обучения, в которых была отслежена положительная динамика, исходя из того, что показатели физического развития во всех двигательных тестах у юных девочек-гимнасток в период исследования, входят в нормативные результаты для своей возрастной группы, это говорит о том, что тренировочный процесс построен правильно, а используемые упражнения эффективны, так как отвечают задачам этапа подготовки каждого тренировочного занятия.
Список литературы:
1 Ашмарин Б.А. Методика педагогических исследований в физическом воспитании. - М.:ФиС, 2008, - 222 с.
2 Гужаловский А.А. Этапность развития физических (двигательных) качеств и проблема оптимизации физической подготовки детей школьного возраста: Автореф. дис…. докт. пед. наук. - М., 2009. - 46 с.
3 Зациорский В.М., Сергяенко Л.П. Влияние наследственности и среды на развитие двигательных качеств человека // Теория и практика физической культуры. - 1975. - №6. - С. 22-29.
4 Никитушкин В.Г. Совершенствование системы подготовки юных спортсменов. // Теория и практика физической культуры, 2003, №8. - С. 19-22.
5 Филин В.П., Фомин Н.А. Основы юношеского спорта. М.: ФиС, 2000. - 255 с.