ТЕХНОЛОГИИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ПЛАВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ТЕХНОЛОГИИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ПЛАВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Зайцева И.О. 1
1С(А)ФУ им. М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация. В данной статье рассмотрена эффективность плавания как средства профилактики заболеваний детей дошкольного возраста. Установлена актуальность проблемы поиска оптимальных оздоровительных технологий обучения плаванию детей дошкольного возраста. В этом возрасте дети могут успешно проявлять стабильность и правильность движений, но им трудно сохранять равновесие. Именно поэтому обучение двигательным действиям в водной среде является наиболее эффективным средством физического развития и оздоровления.

Ключевые слова: водная среда, профилактика заболеваний, оздоровительное плавание, физическое развитие дошкольников, методическое обеспечение образовательного процесса.

Введение. Сегодня ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что плавание оказывает разностороннее влияние на организм ребенка и способствует его гармоничному физическому развитию. Существует множество исследований, подтверждающих оздоровительно-гигиеническое значение плавания для детей дошкольного возраста. Эффективность плавания как средства профилактики респираторных заболеваний обусловлена его положительным влиянием на развитие функций внешнего дыхания и формирование мышечного корсета ребенка. Кроме того, навыки плавания являются жизненно необходимыми. Обучение плаванию - это залог безопасности на воде, а, следовательно - уменьшение несчастных случаев, связанных с гибелью детей на естественных водоемах. Вышеперечисленные факты и определяют актуальность проблемы поиска оптимальных оздоровительных технологий обучения плаванию детей в дошкольных образовательных организациях (ДОО).

Анализ научно-методической литературы по теме исследования выявил достаточную степень проработанности материала и еще раз подтвердил широкий интерес к вопросу раннего обучения детей плаванию. Так, в научных работах Т. И. Осокиной (1991), Е. И. Панкратьева (1990), О. А. Ханакова (1995), А. Д. Котлярова (1989) рассматриваются методические особенности проведения занятий по оздоровительному плаванию в ДОО. М. С. Расин (1987) исследовал динамику показателей физического развития мальчиков дошкольного возраста в процессе занятий плаванием. И. Г. Мальцева (1986) занималась вопросами развития выносливости юных пловцов дошкольного возраста. Теория и методика обучения детей плаванию достаточно подробно освящена в работе Ж. К. Холодова, М. С. Кузнецова (2000). В научном исследовании С. В. Архипова (2009) рассматриваются особенности развития плавательных навыков у детей старшего дошкольного возраста на основе сюжетных игр. Как известно, дошкольный возраст отличается преобладанием игровой деятельности. В работе Н. Ж. Булгаковой (2000) рассматриваются особенности развития у детей дошкольного возраста навыков плавания игровым методом [2].

В запланированном исследовании мы ставим своей целью изучить влияние технологий оздоровительного плавания на физическое развитие дошкольников. На первом этапе исследования решена задача теоретического обобщения материала в области применения инновационных технологий оздоровительного плавания для детей старшего дошкольного возраста.

В процессе изучения научно-методической литературы нами сделан ряд важных обобщающих положений по теме исследования. Так, мы выяснили, что младший дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития двигательных умений и навыков, что обусловлено высокой пластичностью нервных процессов, сравнительной легкостью образования и перестройки условно-рефлекторных связей, готовностью к оптимальному управлению двигательным действием. Дети младшего дошкольного возраста могут успешно проявлять правильность и стабильность движений, но в данном возрасте детям еще трудно сохранять равновесие в силу высокого расположения общего центра тяжести. Именно поэтому обучение двигательным действиям в водной среде является наиболее эффективным средством физического развития и оздоровления.

Механизм оздоровительного влияния водной среды заключается в «эффекте тройного отражения-поглощения» собственных электромагнитных излучений организма человека. Кратко поясним физику данного явления. В воздушной среде, за пределами кожного покрова электромагнитное поле постепенно рассеивается. Что касается водной среды, то здесь одна часть излучений отражается от прилипшего слоя воды и от наружного неподвижного слоя, при этом изменяя полярность заряженных частиц. Другая часть излучений выходит в окружающую воду и вступает в резонанс с электромагнитными полями (ЭМП) свободной воды, при этом усиливается, не меняя полярности. Усиленные излучения частично возвращаются обратно в организм человека. Вследствие данного эффекта, в пограничной области морфофункциональной системы человека происходит так называемое «расшатывание» электромагнитных связей, приводящее к хаосу. Согласно доктора физико-химических наук И. Пригожина этот хаос приводит к самоформированию качественно нового уровня развития системы, который способствует повышению двигательной активности человека [4].

Двигательная активность при плавании, в отличие от физической работы в других средах, имеет физиологические особенности, обусловленные механикой движения тела в водной среде. Горизонтальное положение тела в воде способствует экономичной работе сердца, так как не тратиться энергия на поддержание вертикального положения. Как полагает А. А. Литвинов, благодаря явлению гипогравитации (состояние близкое к невесомости), расслабляющей мышцы и улучшающей функцию суставов, сердечно - сосудистая система работает в облегченном режиме [8]. Кроме того, вода оказывает так называемый «массажный» эффект на кожу, что способствует постоянной стимуляции организма, приводит организм в тонус, усиливает стрессоустойчивость и снимает психическое напряжение. Она служит средством релаксации и рекреации, способствует повышению иммунитета человека и совершенствованию механизма терморегуляции. Все происходящие положительные изменения в крови человека повышают его защитные свойства к инфекционным и простудным заболеваниям. Вода очищает кожу, способствует улучшению кожного дыхания. При плавании значительно увеличивается легочная вентиляция, количество поглощаемого организмом кислорода. Пребывание в воде, а тем более плавание улучшает обмен веществ в организме; давление воды на грудную клетку пловца затрудняет вдох, что вызывает усиленную работу дыхательных мышц, способствуя их развитию [13].

Таким образом, гидрореабилитация или оздоровительное плавание, представляет собой инновационную педагогическую технологию, основанную на механизме оздоровительного влияния водной среды. При соблюдении организационно-методических особенностей построения занятий гидрореабилитацией для детей дошкольного возраста предполагает значительное улучшение физического состояния, нормализация мышечного тонуса, развитие мелкой и крупной моторики, формирование новых двигательных навыков, стимуляция развития высших психических функций.

Организационно-педагогические условия обучения детей плаванию в дошкольной организации содержат комплекс мероприятий, обеспечивающих комфортную и безопасную предметно-развивающую среду для ребенка, включающую многообразные формы физкультурно-оздоровительной работы, сочетание занятий в бассейне с рациональным режимом деятельности и отдыха, методическое обеспечение образовательного процесса и квалифицированные кадры. Основой для проведения занятий по оздоровительному плаванию в ДОО является программа, разработанная с учетом физиологических особенностей детей дошкольного возраста и базирующаяся на нормативных документах. Обязательными являются следующие требования:

- занятия плаванием должны проводиться не ранее чем через 40 мин после приема пищи и не позднее чем за 1,5-2 ч до ночного сна.

- обучение плаванию проходит в форме групповых занятий не реже 2-х раз в неделю по 45 – 60 мин;

- в старшем дошкольном возрасте рекомендуемое количество детей в группе не должно превышать 10-12 человек.

- уровень воды в бассейне должен быть не более 50 - 60 см и доходить до пояса обучающихся;

- температура воды - около 30°С.

Необходимо подчеркнуть, что в работе с обучающимися дошкольного возраста обязателен индивидуальный подход. Только при строгом учете пола и возраста, уровня физического развития и состояния здоровья ребенка, его подверженности простудным заболеваниям, степени освоения с водой и адаптации к изменениям температурных условий, индивидуальных реакций на физические нагрузки можно подобрать наиболее оптимальные технологии оздоровительного плавания [3, 5].

Безусловно, ведущее место при организации занятий по оздоровительному плаванию принадлежит игровому методу, позволяющему обеспечить необходимую заинтересованность детей в обучении плаванию, увеличить число повторений упражнений, использовать различные исходные положения, повысить эмоциональность занятий [6, 7, 9]. Освоение различных движений осуществляется путем многократного их повторения; количество повторений должно возрастать постепенно. Учитывая, что повторение движений является однообразной деятельностью и утомляет детей, на одном занятии надо предлагать им разнообразные упражнения. Дошкольники на основе подражания лучше осваивают целостные двигательные акты, поэтому надо создавать у них целостное представление об изучаемом способе плавания. В связи с особенностями развития мышления детей в этом возрасте (конкретность, предметность, сильно выраженная способность к подражанию и др.) очень большое значение при обучении плаванию имеет показ, который должен сопровождаться доступными для детей пояснениями инструктора [10, 11].

Как известно, большое место в мышлении ребенка дошкольного возраста занимает образ. Именно поэтому, в обучении плаванию целесообразно применять образные сравнения в названиях и объяснениях упражнений. Например, такие названия, как «Глазки в воде», «Нос утонул», «Раки», «Акула» и др., помогают создать у ребенка реальные представления о выполнении упражнений, обеспечивают правильное овладение ими. С. В. Архипов (2009) предложил методику опережающей подготовки детей в плавании, основанную на применении сюжетных игр. Методика содержит четыре последовательных этапа, каждый из которых способствует достижению своей цели и решению своих задач. Первый, мотивационный этап рассчитан на активизацию позитивных чувств и положительных образов у детей к воде. Играя в воде, дети привыкают к ней, незаметно освобождаются от чувства страха и в результате выполняют различные движения, передвигаются в воде смело и без лишнего напряжения. На этом этапе с детьми рекомендуется использовать беседы: «любите ли вы купаться в речке, в озере или других водоемах», «кто живет в воде: рыбки, лягушки, какие они: добрые или злые», «в каких сказках встречается вода, в каких она простая, в каких она волшебная» [1]. Второй этап – врабатывание – ставит своей целью соединить эффективно положительные образы, связанные с водой, с мышечными состояниями. Далее следует самый длинный, тренировочный этап. Здесь дети учатся свободной ориентации в вводной среде, чувству равновесия в водной среде без опоры. И последний, закрепляющий служит соединению эффективных положительных образов, связанных с водой, с безопорным положением и двигательными действиями, выполняемыми в воде. Программа реализуется в течение одного учебно-воспитательного года. В процессе сюжетных занятий целесообразно использовать стихи, загадки, соответствующие сюжету. При подборе музыкального сопровождения для подготовительных упражнений, выполняемых на суше и на маленькой глубине, рекомендуется использовать специальную музыку, тематически связанную с сюжетом, для расслабления и одновременной концентрации на том или ином мышечном состоянии в сочетании с естественными природными звуками (например, применяются музыкальные композиции «Океан», «Песнь кита», «Морские сны», «Путь дельфина», «Благоговение», «Морские мелодии» и др.). Звуки океанских волн, согласно данным научно-методической литературы, самые расслабляющие, способствуют адаптации к водной среде и безопорному положению в ней, овладению навыками физиологического самоконтроля, развитию психических способностей [1].

Сформулируем основные выводы:

- в возрасте 5-7 лет дети отличаются неустойчивой внешней нервной деятельностью – процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Физиологический рост требует повышенных энергозатрат. В то же время, данный возрастной этап является благоприятным периодом для развития двигательных умений и навыков;

- оздоровительное плавание является эффективным средством развития двигательных умений и навыков у детей, а также повышения их физического здоровья, что обусловлено особенностями водной среды. Дети младшего дошкольного возраста могут успешно проявлять правильность и стабильность движений, но в данном возрасте детям еще трудно сохранять равновесие в силу высокого расположения общего центра тяжести. Именно поэтому обучение двигательным действиям в водной среде является наиболее эффективным средством физического развития и оздоровления;

- ведущей деятельность в данном возрасте является игровая, что и определяет выбор игры как основной технологии обучения плаванию в ДОО. Одним из эффективных методов развития плавательных навыков являются сюжетные игры на воде.

Результаты изучения теоретических аспектов применения оздоровительных технологий плавания в ДОО послужили теоретической основой дальнейшего эмпирического исследования в области эффективности применения технологий оздоровительного плавания в дошкольной образовательной организации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Архипов Сергей Владимирович Развитие плавательных навыков на основе программы по опережающей подготовке для старших дошкольников // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009. №91 С.185-190.

Булгакова, Н.Ж. Плавание. – М.: Физкультура и спорт, 2001. – 306 с.

Ведерникова, О.Б. Сюжетные занятия как одна из форм обучения плаванию дошкольников / О.Б. Ведерникова, Е.В. Миргородская // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. - 2008. - № 4 (104). - С. 21-22.

Волнистова Н.В. Гидрореабилитация - оздоровительный этап спортивного плавания: возможности, эффективность / Н.В. Волнистова, Л.И. Сюткина // Симбирский научный вестник. -2016. -№4(26). С.131-141.

Гаврилова, И.Ю. Плавание - средство коррекции и профилактики нарушения осанки у дошкольников / И.Ю. Гаврилова, Г.Н. Паршина // Новое слово в науке: перспективы развития. - 2015. - № 3. - С. 74-76.

Гаврилова, И.Ю. Плавание как метод закаливания дошкольников / И.Ю. Гаврилова, Г.Н. Паршина, Л.С. Шунаева // Воспитание и обучение: теория, методика и практика. Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. - Чебоксары, 2015. - С. 101-102.

Горбунова, Н.А. Влияние занятий плаванием на физическое состояние дошкольников // Научные исследования и разработки молодых ученых. - 2015. - № 6. - С. 33-37.

Литвинов А.А. Теория и методика обучения базовым видам спорта. Плавание : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования [Текст] / А. А. Литвинов, А. В. Козлов, Е. В. Ивченко [и др.] ; под ред. А. А. Литвинова. – М. : Издательский центр «Академия», 2014. – 272 с.

Лукина, Т.А. Использование игр при обучении дошкольников плаванию // Дошкольное образование - развивающее и развивающееся. - 2015. - № 1. - С. 68-70.

Мусатова, Н.А. Методические приемы обучения плаванию в детском саду // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. - 2015. - № 2 (5). - С. 196-198.

Осокина Т.И. Обучение плаванию в детском саду / Т. И. Осокина, Е. А. Тимофеева, Т. Л. Богина. - М. : Просвещение, 1991. - 159 с.

Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, B.C. Кузнецов. - М.: Академия, 2003. - 480 с.

Хорькова А.С., Адилев В.О. Некоторые физиологические изменения в организме при плавании и его оздоровительное значение // Вестник Югорского государственного университета. 2016. №1 (40) С.209-212.

Просмотров работы: 301