ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В НАЧАЛЕ 2000-Х ГГ. (НА ПРИМЕРЕ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ) - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В НАЧАЛЕ 2000-Х ГГ. (НА ПРИМЕРЕ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ)

Павлик М.Д. 1
1Северо-Восточный государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение (Introduction). В настоящее время вопросы молодежной политики приобретают особую актуальность. В 1990-е гг. процесс снижения рождаемости в Магаданской области оказался необратимым и только в конце ХХ в. наметился ее рост. По данным Магаданского областного комитета государственной статистики, в 2006 г. численность населения молодежного возраста (в законодательстве Российской Федерации молодежью принято считать людей в возрасте 14–30 лет) в Магаданской области составляла 42907 человек или 33,65% трудоспособного населения Магаданской области1. Акцент на значении и месте молодежи в ближайшем будущем будет определять экономический рост области, без которого невозможно повышение благосостояния населения, и само воспроизводство населения в России. В связи с этим необходим анализ проведения государственной молодежной политики в России с 1991 г. по первое десятилетие 2000-х гг, полученных результатов и опыта выстраивания государственной молодежной политики.

Цель исследования – проанализировать содержание государственной молодежной политики в процессе ее становления в Магаданской области. Определить ее направления и роль городской целевой программой «Молодежь Магадана (2006-2008 гг.)», проводимой «Молодежным центром» в процессе реализации государственной молодежной политики.

Методы (Methods). В ходе исследования использовались общенаучные и конкретно-исторические методы. С помощью анализа и синтеза проводилось обобщение материала. Наиболее приемлемым для раскрытия темы автор считает проблемно-хронологический подход, что дает возможность в комплексе представить наиболее важные стороны реализации

Результаты исследования и их обсуждение (Results). В последние 20 лет наблюдается процесс увеличения внимания к проблемам молодежи, анализу основных направлений, совершенствования механизмов реализации и эффективности молодежной политики. Молодежную политику стоит рассматривать, прежде всего, как деятельность по созданию условий для формирования молодых кадров, способных найти адекватные ответы на внутренние, внешние и глобальные вызовы современности, умеющих эффективно и цивилизованно решать тактические и стратегические задачи, стоящие перед государством и обществом, которые смогут обеспечить требуемые темпы развития отечественной экономики и должный уровень конкурентоспособности России в мире.

Формирование основ государственной молодежной политики в России происходило в период 1990-х – начала 2000-х гг [4, с. 124-125]. На федеральном уровне шла разработка инициатива по организации молодежной политики: Постановлением Правительства РФ была утверждена Федерально-целевая программа (ФЦП) «Молодежь России на 2001-2005 гг.»; 21 ноября 2001 г. в Москве с участием Президента России В.В. Путина начал работу первый в истории страны Гражданский форум, который, в числе прочего, стал мощным катализатором стратегического мышления молодежного общественного сектора. Необходимость унифицировать подходы к осуществлению молодежной политики на федеральном уровне и в регионах РФ обусловили разработку в декабре 2001 г. Концепции государственной молодежной политики РФ. Возникшие серьезные проблемы финансового обеспечения мероприятий (ФЦП) «Молодежь России на 2001-2005 гг.» потребовали принятия в декабре 2006 г. Стратегии государственной молодежной политики РФ. В этом документе был заложен подход к пониманию роли молодежи как равноправного субъекта выработки и реализации МП, ее участия в деятельности органов власти, ведущих работу с молодежью. Именно в соответствии с приоритетными направлениями молодежного законодательства выделяется государственная молодежная политика, которая выражается в создании условий и возможностей для эффективной самореализации молодежи.

Молодежная политика в регионе осуществлялась в соответствии с городской целевой программой «Молодежь Магадана (2006-2008 гг.)» [3], в которой были определены следующие направления: превентивные меры в области охраны физического и социального здоровья молодежи; воспитание гражданственности и патриотизма; организация культурных форм массового досуга детей, подростков и молодежи; содействие молодежным и детским общественным объединениям; содействие молодежи и подросткам в решении социально-экономических проблем и др [2].

Для решения задач государственной молодежной политики в Магаданской области создали Управление по делам молодежи и областное государственное учреждение «Молодежный центр». На основании постановления администрации Магаданской области от 01 декабря 2005 г. для выполнения социально-культурных задач в области МП было создано Областное государственное учреждение «Молодежный центр». Директор «Молодежного центра» был назначен И. И. Легенький [1, Д. 3 Л. 3].

В процессе своей деятельности «Молодежный центр» руководствовался действующим законодательством Российской Федерации, нормативными и правовыми актами Магаданской области, Уставом учреждения. Целью создания «Молодежного центра» явилось осуществление практической работы с молодежью по социально-профилактическому, информационно-консультативному и культурно-массовому направлениям.

Анализируя ход реализации основных форм и методов деятельности «Молодежного центра» в изучаемый период, можно выделить ряд приоритетных направлений государственной молодежной политики в Магаданской области по оказанию содействия в работе общественных организаций и ассоциаций молодежи. В число его практик входило оказание содействия в работе молодежных туристических и летних лагерей на время каникул, в издательской деятельности, осуществление зрелищно-развлекательной деятельности, организация ярмарок, танцплощадок, дискотек, школ танцев [1, Д. 1. Л. 5-6]. Важным шагом к решению задач государственной молодежной политики в регионе стала реализация программы «Региональное взаимодействие с Всероссийскими детскими центрами «Океан» и «Орленок». Ответственным за реализацию этой программы был начальник управления по делам молодежи Магадана и Магаданской областью Д.А. Павлик [1, Д. 3 Л. 10].

Для эффективной организации работы с молодежью города в Магадане проводились заседания координационного совета молодежных общественных организаций и учебных заведений. Для решения жилищной проблемы молодых семей в 2006 г. была разработана городская целевая программа «Дом для молодой семьи» на 2007-2008 гг. В целях поддержки молодых семей проводилась акция «Товары первой необходимости для молодой семьи», целью которой являлось оказать содействие молодым семьям в создании социально-бытовых условий путем частичной компенсации суммы кредита на товары первой необходимости. В школах, училищах и вузах города росло самоуправление. В клубах по месту жительства было занято около 2000 подростков. Ребята посещали танцевальные студии, рок-группы, кружки прикладного творчества. При отделе по делам молодежи в летний период работала молодежная биржа труда. За время ее работы было принято 130 заявлений от молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет [1, Д.3. Л. 5].

Достаточно большое внимание уделялось поддержке талантливых молодых людей. Творческие и интеллектуальные способности студентов оценивались на фестивале «Студенческая весна» и на научно-практических конференциях студенческой и учащейся молодежи. Управлением по делам молодежи проводилось много крупных массовых мероприятий, направленных на патриотическое воспитание молодого поколения: «Мы – граждане России», спартакиада по авиационным, военно-прикладным и техническим видам спорта, акция «День призывника» и др.

Выводы (Conclusion). Изучив годовой отчет за 2006 г., нами определено, что становление учреждения на начальном этапе складывалось довольно сложно. Практически в течение месяца с момента начала работы Молодежного центра было лишь одно помещение, в котором работали 4 человека. Вскоре Молодежному центру было выделено отдельное здание, увеличился штат его сотрудников. Был налажен контакт с Всероссийскими центрами «Океан» и «Орленок», в который уже на следующий год могли отправляться дети и студенты из Магадана. ОГУ «Молодежный центр» совместно с управлением по делам молодежи за 2006 г. подготовили и провели 108 мероприятий, в которых приняло участие в качестве участников и зрителей 23153 человека [1, Д. 6. Л. 1-5].

Вполне очевидно, что становление молодежи как созидательной силы в обществе немыслимо без ее активности, творчества, самодеятельности и самоуправления. Именно общественная деятельность для молодых людей является самой эффективной школой воспитания гражданственности, патриотизма, высоких морально-нравственных качеств. Таким образом, включение молодых людей в общественно‐политическую жизнь является приоритетной областью государственной молодежной политики, осуществляемой в Магаданской области.

Список литературы:

1. Государственный Архив Магаданской области (ГАМО). Фонд Р-575 «Областное государственное учреждение «Молодежный центр» (ОГУ «Молодежный центр») (2005-2009)», Опись 1.

2. Государственная молодежная политика в Магаданской области. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://hunterpress.ru/upload/iblock/b1a/b1a9aeff2c91b6102a54ce2efa79482d.pdf(дата обращения: 02.04.2020).

3. В чем город поможет своей молодежи. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://old.magadangorod.ru/pressa/357-v_chem_gorod_pomozhet_svoejj_molodezhi.html(дата обращения: 02.04.2020).

4. Коряковцева О.А. Государственная молодежная политика в современной России // Вестню Волгогр. Гос. Ун-та. Сер.4, Ист. 2009. №1 (15). С. 122-128.

1 Государственная молодежная политика Магаданской области. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://hunterpress.ru/upload/iblock/b1a/b1a9aeff2c91b6102a54ce2efa79482d.pdf(дата обращения: 02.04.2020).

Просмотров работы: 6