Введение. Совершенствование системы образования и повышение эффективности учебно-воспитательного процесса невозможно без учета особенностей двигательного режима детей и их двигательной активности.Чтобы правильно организовать режим жизни детей, необходимо знать закономерности физического состояния в любой момент их жизни.
Регулярная физическая деятельность является генетически детерминированной основой нормального роста и развития человека. Именно она – созданное природой средство совершенствования нашего тела, оптимизации работы внутренних органов, повышения адаптивных возможностей, предупреждения различных заболеваний.
Поэтому важно так организовать свой двигательный режим с использованием физических упражнений и занятий спортом, чтобы они дали максимальный эффект в укреплении здоровья и повышения физической подготовленности.
Цель исследования - выявить особенности двигательной активности и двигательного режима детей-северян школьного возраста.
Методика и организация исследования.В исследовании принимали участие 85 школьников города Архангельска. Учащиеся были разделены на 3 возрастные группы, согластно возрстной периодизации постнатального онтогенеза. Первая группа учащихся (младшие классы) относилась к периоду вторго дества (препубертат) и состояла из себя 7 мальчиков и 13 девочек в возрасте 9-10 лет. Вторая группа учащихся (средние классы) отоносилась к периоду подрсткового возраста (пубертат): 8 мальчиков и 13 девочек 12-13 лет. Третья группа учащихся (старшие классы) относилась к периоду юности (постпубертат) и состояла из 15 юношей и 29 девушек в возрасте 16-17 лет.
Для решения задач исследования были использованы следующие методы: теоретический анализ и обобщение литературных данных, метод социологического опроса (анкетирование) и анализ полученных данных, включающий в себя статистический анализ, сравнение полученных данных с нормативами РАМН и корреляционный анализ.
Обработка полученных данных проводилась на персональной ЭВМ с использованием пакета стандартных статистических программ SРSS v. 11,5 для среды Windows. Вычислялись: средняя (М) и ошибка средней (m), среднее квадратичное отклонение (r). Достоверность различий определялось по t-критерию Стьюдента, и применялась на уровне значимости 95% (р<0,05).
Результаты исследования и их обсуждение.Оценка двигательной активности проводилась путем сложения времени всех видов двигательной активности (время двигательной активности в виде пеших прогулок, время двигательной активности в виде занятий спортом, время двигательной активности в виде остальной деятельности) в расчете на одни сутки.
Рисунок 1- Среднее значение времени двигательной активности
Как видно из графиков на рисунке 1, среднее значение времени двигательной активности (рисунок 1) составило 2,77±0,31 часа/сутки у младших классов, 3,04± 0,39 часа/сутки у средних классов и 3,45±0,37 часа в сутки у старших классов.
Таблица 1 – Общее время различной деятельности обследуемых школьников
Возраст-ная группа |
Двигательная активность, час/сут |
Домашнее задание, час/сут |
Сон, час/сут |
Телевизор/ компьютер, час/сут |
Кол-во уроков, час/сут |
Не двигательная активность, час/сут |
Младшие классы |
2,77±0,31 |
2,55±0,24 |
9,58±0,25 |
5,15±0,38 |
2,68 |
19,96±0,87 |
Средние классы |
3,04± 0,39 |
3,43±0,31 |
9,06±0,19 |
4,97±0,43 |
3,86 |
21,32±0,93 |
Старшие классы |
3,45±0,37 |
3,01±0,19 |
8,01±0,25 |
4,91±0,37 |
3,93±0,01 |
19,86±0,82 |
Анализ полученных результатов показал, что у школьников младших классов среднее значение времени передвижений на улице составило 1,5±0,24 часа в сутки, время двигательной активности в виде спортивной деятельности – 0,41±0,03 часа в сутки, время пеших прогулок в будние дни – 1,3±0,17 часа в сутки, в выходные – 1,95±0,29 часа, временя двигательной активности в виде остальной деятельности у учащихся младших классов составило 0,86±0,07 часа/сутки. Среднее время двигательной активности у школьников 9-10 лет составило 2,77±0,31 часа/сутки, что составляет 13,87% от общего времени деятельности, не связанной с двигательной активностью (таблица 1).
У подростков время пеших прогулок в будние дни составило 1,71± 0,27 часа в сутки, в выходные – 2,14±0,14 часа в сутки, время двигательной активности в виде передвижений на улице составило 1,9±0,26, время занятий физкультурной и спортивной деятельностью – 0,56± 0,08 часа в сутки, время двигательной активности в виде остальной деятельности составило 0,58±0,05 часа/сутки. Среднее время общей двигательной активности подростков – 3,04±0,39 часа/сутки, что составляет 14,25% от общего времени деятельности, не связанной с двигательной активностью (таблица 1).
У старшеклассников среднее значение времени пеших прогулок в будние дни – 1,74±0,23 часа в сутки, в выходные дни– 2,69±0,16 часа в сутки, что достоверно больше, чем в младших и средних классах. Время двигательной активности в виде передвижений на улице составило 2,1±0,24 часа в сутки, время занятий физкультурной и спортивной деятельностью – 0,74± 0,08 часа в сутки, время двигательной активности в виде остальной деятельности – составило 0,61±0,05 часа в сутки. Общее среднее время двигательной активности старшеклассников – 3,45±0,37 часа/сутки (таблица 1).
Выводы. Проведенное обследование показало, что, среднее время двигательной активности у школьников 9-10 лет составило 2,77±0,31 часа/сутки, этот показатель достоверно ниже нормы РАМН (4,5±0,5 часа/сутки). У подростков - общее среднее время двигательной активности средних классов (3,04±0,39 часа/сутки) достоверно ниже нормы РАМН (4,0±0,5 часа/сутки). У учащихся старших классов общее среднее время двигательной активности старшеклассников – 3,45±0,37 часа/сутки соответствует гигиеническим нормативам РАМН (3,5±0,5 часа/сутки).
Список литературы:
1. Бальсевич, В. К. Онтокинезиология человека и цивилизация [Текст] /В. К. Бальсевич // Физическая культура и спорт. – М. : 2000. – 275 с.
2. Шустрова, О. Н. Физическое развитие детей с различным уровнем выполняемой двигательной активности [Текст] / О. Н. Шустрова ; Тюмень, издательство ТюмГу, 2011. – 223 с.
3. Сухарев, А. Г. Нормы двигательной активности у детей школьного возраста [Текст] / А. Г. Сухарев ; доклад на 4-ом конгрессе педиатров, 2010. С. 1 – 2.
4. СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 [Электронный ресурс] / sanpin.ru: [офиц. сайт]. – Электрон. дан. – Режим доступа : https://rg.ru/2011/03/16/sanpin-dok.html/, свободный (дата обращения : 25.02.2018). – Загл. с экрана.