ЦЕЛОСТНАЯ ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ КАРЬЕРНЫХ ПЕРЕХОДОВ ЭЛИТНЫХ СПОРТСМЕНОВ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ЦЕЛОСТНАЯ ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ КАРЬЕРНЫХ ПЕРЕХОДОВ ЭЛИТНЫХ СПОРТСМЕНОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация: В данной статье я проанализировал зарубежный опыт работы психологов из Школы здоровья и благосостояния, Университет Хальмстада, Хальмстад, Швеция; Институт спорта и науки

 

Клиническая биомеханика, Университет Южной Дании, Оденсе, Дания; Кафедры психологии,
Университет Ювяскюля, Ювяскюля, Финляндия Натальи Стамбуловой, Татьяны Рыба и Кристоффера Хенриксена, о трудностях карьерных переходов и возможностью с ними справляться.

Ключевые слова: спортивный психолог, карьерный переход, психологические проблемы спортсменов, индивидуальная работа психолога.

Abstract: In this article, I have analyzed the foreign experience of psychologists from the School of Health and Wealth, Halmstad University, Halmstad, Sweden; Institute of Sport and Science Clinical Biomechanics, University of Southern Denmark, Odense, Denmark; Departments of Psychology, University of Jyväskylä, Jyväskylä, Finland Natalia Stambulova, Tatyana Ryb and Kristoffer Henriksen, about the difficulties of career transitions and the ability to cope with them.

Keywords: sports psychologist, career transition, psychological problems of athletes, individual work of a psychologist.

Спортивный выход на пенсию не только неизбежен для всех элитных спортсменов, но также может сопровождаться периодом эмоциональных, когнитивных и социальных потрясений (Wippert & Wippert, 2008; Wylleman, De Knop, Menkehorst, Theeboom & & Annerel, 1993). Поэтому не должно вызывать удивления тот факт, что этот переход «по окончании карьеры» уже вызывал интерес у спортивных психологов четыре десятилетия назад (Haerle, 1975; Hallden, 1965; Mihovilovic, 1968), показывая, что бывшие (профессиональные) спортсмены испытали ряд негативных или травматические переживания (например, алкоголизм и токсикомания, острая депрессия, расстройства пищевого поведения, спутанность личности, снижение уверенности в себе, попытки самоубийства) во время, а также после спортивного выхода на пенсию (Blinde & Stratta, 1992; Sinclair & Orlick, 1993). [1] Интересно отметить, что более поздние исследования подтвердили травматический характер прекращения карьеры элитных спортсменов (Alfermann, 2000; Wylleman et al., 1993). Исследования причин выхода на пенсию и факторов, опосредующих процесс адаптации к постатлетической жизни (Alfermann & Gross, 1997; Webb, Nasco, Riley & Headrick, 1998), показали, что этот переход «в конце карьеры» был на самом деле переходный процесс, состоящий из разных этапов (то есть фазы до выхода на пенсию, фазы выхода на пенсию и фазы после выхода на пенсию), а не единичного события (Lavallee, 2000). [2] Используя аналитическую модель Суссмана (1972 г.) и особенно модель адаптации человека к переходному этапу Шлоссберга и его коллег (Charner & Schlossberg, 1986; Schlossberg, 1981, 1984), спортивные психологи должны были соединиться с концептуальными рамками извне, чтобы изучить этот переходный процесс (Baillie & Danish, 1992; Coakley, 1983; McPherson, 1980; Parker, 1994; Sinclair & Orlick, 1994; Swain, 1991). Модель Шлоссберга позволила не только определить карьерный переход как «событие или событие, которое приводит к изменению предположений о себе и мире и, следовательно, требует соответствующего изменения в своем поведении и отношениях» (Schlossberg, 1981, p. 5), но также описал три взаимодействующих набора факторов (т. е. характеристики спортсмена, восприятие спортсмена конкретного перехода и характеристики среды до и после перехода), влияющие на переходный процесс выхода на пенсию. [3]

По мере появления более эмпирических данных о (элитных) спортсменах исследователи смогли разработать модели карьерного перехода для конкретных видов спорта. Например, модель Тейлора и Огилви (1998) концептуализировала процесс карьерного перехода с точки зрения причинных факторов, инициирующих переходный процесс, факторов развития, связанных с переходной адаптацией, справляющихся ресурсов, влияющих на ответы на карьерные переходы, качества адаптации к карьерному переходу и возможные проблемы лечения печальных реакций на карьерный переход. В своей модели «Спортивная карьера» Стамбулова (2003) также указала, что карьерный переход на самом деле бросает вызов спортсменам, чтобы найти эффективное соответствие между требованиями перехода и их ресурсами и стратегиями совладания: чем ближе подход, тем выше вероятность для спортсменов испытать успешный переход. [4] Однако, если спортсмены неэффективны в преодолении трудностей, испытывают нехватку ресурсов или неспособны проанализировать переходную ситуацию, спортсмены ожидают возможного кризисного перехода (Стамбулова, 2000). Важно отметить, что эти модели были не только важны для исследований, но и инициировали развитие спортивных вмешательств среди прикладных спортивных психологов. [5]

По мере того, как продолжались исследования, расширялась база знаний о переходном процессе, с которым сталкиваются спортсмены, росли и представления спортивных психологов, а также понимание типов и возникновения переходов. В зависимости от степени их предсказуемости, в настоящее время проводится различие между нормативными переходами, которые обычно являются предсказуемыми и ожидаемыми (например, спортивная отставка), и ненормативными переходами, которые обычно являются непредсказуемыми, непредвиденными и непроизвольными по своему характеру (например, травмы). Принимая во внимание предсказуемость переходов, спортивные психологи начали выявлять переходы, происходящие в течение спортивной карьеры. В качестве (особенно) нормативных переходов «внутри карьеры» (например, переход от младшего к старшему, начало двойной карьеры «обучение и элитный спорт», участие в олимпийских играх впервые) (Wylleman et al., 2004a; Wylleman, Verdet, Lévêque, De Knop, & Huts, 2004), модели карьерных переходов, характерные для спорта, разработанные для представления последовательности нормативных переходов (и этапов). [6] Например, аналитическая модель спортивной карьеры Стамбуловой (1994) определила пять нормативных этапов (т.е. подготовительный этап, этап начала специализации, этап интенсивных тренировок в выбранном виде спорта, этап кульминации, финальный этап и окончание карьеры). Интересно отметить, что таким образом концептуализация карьерных переходов начала сходиться к концепции развития талантов, где, например, Salmela (1994) рассмотрел три нормативных этапа карьеры - инициация, развитие и совершенствование. [7]

Вывод:Исследования карьерных переходов, несомненно, получили известное развитие в последние десятилетия. Исследователи смогли сформулировать и эмпирически протестировать специфические для спорта модели, которые позволяют более детально понять и проанализировать переходные проблемы, с которыми могут столкнуться спортсмены (например, модель целостного спортивного карьера, модель перехода спортивного карьера). В частности, поскольку концептуализация (нормативная) «целая личность / целая карьера» создала большую осведомленность о различных одновременных, интерактивных и взаимных переходах, элитные спортсмены сталкиваются в разных сферах жизни как во время своей спортивной карьеры, так и после нее.

Список литературы

Henriksen, K., & Stambulova, N. (2017). Creating optimal environments for talent development: A holistic ecological approach. In J. Baker, S. Cobley, J. Schorer, & N. Wattie (Eds.), Routledge handbook of talent identification and development in sport (pp. 271–284). London: Routledge.

Henriksen, K., Stambulova, N., & Roessler, K. K. (2010). Holistic approach to athletic talent development environments: A successful sailing milieu. Psychology of Sport and Exercise, 11, 212–222. doi:10.1016/j.psychsport.2009.10.005

Henriksen, K., Stambulova, N., & Roessler, K. K. (2011). Riding the wave of an expert: A successful talent development environment in kayaking. The Sport Psychologist, 25(3), 341–362.

Henriksen, K., Storm, L. K., Kuettel, A., Linnér, L., & Stambulova, N. (2020). A holistic ecological approach to sport and study: The case of an athlete friendly university in Denmark. Psychology of Sport and Exercise, 47. doi:10.1016/j.psychsport.2019.101637

Ryba, T. V., Stambulova, N., Ronkainen, N., Bundgaard, J., & Selänne, H. (2015). Dual career pathways of transnational athletes. Psychology of Sport and Exercise, 21, 125–134. doi:10.1016/j.psychsport.2014.06.002

Ryba, T. V., Stambulova, N., Selänne, H., Aunola, K., & Nurmi, J.-E. (2017). “Sport has always been first for me” but “all my free time is spent doing homework”: Dual career styles in late adolescence. Psychology of Sport and Exercise, 33, 131–140. doi:10.1016//j.psychsport.2017.08.011

Ryba, T. V., Stambulova, N., Si, G., & Schinke, R. J. (2013). ISSP Position Stand: Culturally competent research and practice in sport and exercise psychology. International Journal of Sport and Exercise Psychology, 11(2), 123–142. doi:10.1080/1612197X.2013.779812

Просмотров работы: 35