Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, включающая широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Основными показателями полноценной адаптации являются активное проявление любознательности ко всему окружающему, возникновение привязанности к педагогу, желание играть со сверстниками, что свидетельствует об эмоциональном благополучии ребенка.
В ходе теоретического исследования психолого-педагогической литературы по проблеме адаптации детей к детскому саду нами была сформулирована следующая гипотеза: успешность адаптации ребенка к детскому саду зависит от ряда факторов, в частности, от уровня развития коммуникативных навыков детей и от количественного состава семьи, в которой ребенок приобретает первые навыки общения.
Для подтверждения или опровержения данной гипотезы нами было проведено опытно-экспериментальная работа, в которой приняли участие 17 детей в возрасте 2-3 лет и их родители. Базой исследования послужил детский сад № 1 «Сардаана» МР «Хангаласский улус», воспитанники группы «Маргаритки» раннего дошкольного возраста
Для выявления зависимости успешности адаптации ребенка к детскому саду были использованы следующие методики: Индивидуальные листы адаптации (методика разработана К. Л. Печора), Анкетирование родителей, Методика выявления уровня общения (разработана Е.О. Смирновой)
Результаты анализа индивидуальных листов адаптации детей, участвовавших в эксперименте: позволили нам констатировать следующее:
- у наибольшего количества детей - 76%, зафиксирована легкая степень адаптации к детскому саду
- у (24%) – средняя степень адаптации;
- в этой группе тяжелая степень адаптации не была зафиксирована.
На втором этапе работы было проведено анкетирование родителей с целью выявления состава семьи и особенностей семейного воспитания. Сопоставив данные индивидуальных листов адаптации детей и анкетирования родителей, было выявлено, что дети с сильной привязанностью к одному из родителей тяжелее проходят период адаптации, также сложнее детям, которые постоянно общаются с узким кругом близких людей, не имея возможности развивать навыки общения.
На третьем этапе работы - результаты диагностики уровня общения испытуемых детей было выявлено: Ситуативно-деловое общение:
- 5 детей, что составляет 29,4%, имеют высокий уровень;
- средний уровень – 7 (41,1%) испытуемых;
- низкий уровень – 5 (29,4%) испытуемых.
Внеситуативно-познавательное общение:
- высокий уровень – у 2 детей (11,7%);
- средний уровень – у 3 испытуемых (17,6%);
- низкий уровень – у 9 детей (52,9%);
- у 3 детей (17,6%) данный уровень еще не сформировался.
Внеситуативно-личтностное общение у детей данной группы еще не сформирован, что является нормой для данного возраста.
На следующем этапе нашего исследования задачей было выявление зависимости адаптации от уровня общения ребенка и выяснили, что чем выше уровень общения, тем легче и быстрее проходит адаптация как у детей.
Следующим этапом работы стало изучение зависимости уровня общения от состава семьи и выявили что чем больше семья, тем выше уровень общения ребенка.
Итак, в результате нашего исследования мы выявили зависимость успеха адаптации детей от количества человек в семье, заключающуюся в том, что у детей из семей с количеством человек до 4-х, адаптация проходит труднее и дольше, чем у остальных детей. Кроме того, наши исследования показали, что адаптация детей связана с уровнем общения. Чем выше уровень развития общения, тем легче проходит процесс адаптации. Также мы выявили взаимосвязь между уровнем общения детей и составом семьи: уровень общения тем выше, чем больше семья.
Таким образом, обобщая результаты исследования, мы можем сделать вывод о том, что наша гипотеза в ходе эксперимента нашла свое подтверждение, цель достигнута, задачи решены.
Кроме того, нами разработаны педагогические рекомендации воспитателям и родителям по успешной адаптации детей к детскому саду.