Аудит как форма финансового контроля в государственном секторе - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Аудит как форма финансового контроля в государственном секторе

Лямчева Е.С. 1, Парушина Н.В. 1
1Среднерусский институт управления-филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время в управлении государством применяется программно-целевой метод для достижения целей проводимой государственной политики. Он предполагает выделение средств государственного бюджета на реализацию целевых программ, обеспечивающих установленные Конституцией РФ гарантии гражданам. Выполнение предусмотренных ими задач и достижение целей в значительной мере зависит от полноты государственного финансирования. Этим обусловлена необходимость усиления контроля использования бюджетных средств, оценки получаемых результатов и социального эффекта. Поэтому в условиях активизации системы финансового контроля в государственном секторе особенно актуальным представляется изучение аудита как формы осуществления контроля использования бюджетных средств.

В России понятие «аудит» обычно связано с деятельностью коммерческих организаций. До принятия закона о Счетной Палате РФ, этот термин носил исключительно частноправовой характер, что объясняется его нормативным определением. Согласно ему, аудит представляет собой деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая как аудиторскими организациями, так и индивидуальными аудиторами. Вместе с тем одной из высших должностей в Счетной палате, закрепленной на уровне Конституции, является должность аудитора. Кроме того, статьей 103 предусматриваются полномочия палат Федерального собрания РФ по назначению на данную должность [2]. Принятие ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» внесло определенность в понимание государственного аудита с законодательной точки зрения. Так, он представляет собой деятельность, осуществляемую внешними государственными органами аудита, контрольно-счетными органами субъектов РФ, а также иных органов государственного аудита на всех уровнях власти по управлению общенациональными ресурсами. Деятельность аудиторов государственных контрольно-счетных органов и коммерческих организаций имеет схожую цель - предоставление заинтересованным лицам независимой объективной информации. Здесь важно отметить преимущественно экономический характер данных. Так, для достижения указанной цели аудиторы как коммерческой, так и государственной сферы, могут применять различные методы экономического, финансового и правового анализа.

В настоящее время, аудит как форма финансового контроля довольно развит в коммерческом секторе. В отношении же государственного сектора, он находится только на пути становления. Обращаясь к научной литературе по данной теме, встречаются различные трактовки понятия «государственный аудит» по отношению к государственному финансовому контролю: как его разновидность, метод, форму, а также как самостоятельный и независимый от государственного контроля институт. Однако, наиболее распространенной точкой зрения, является определение государственного аудита как формы внешнего государственного финансового контроля.

В подтверждение сказанного, следует рассмотреть определение, которое устанавливает Зуева И.А. в своих научных трудах [6]. По мнению автора, государственный аудит также представляет собой форму государственного финансового контроля. В качестве цели его осуществления в данном случае рассматривается комплексная оценка результатов деятельности организации, а также формирование мнения уполномоченного государством независимого аудитора и представление результатов аудита соответствующим пользователям. В свою очередь Савченко Л.А. дает более полную трактовку государственному аудиту как форме государственного контроля [8]. Так, он включает в данное определение исследование административной деятельности соответствующих органов, организаций с точки зрения экономичности, эффективности и результативности относительно публичных финансов. А целью этой деятельности выступает последующее внесение предложений и представление рекомендаций относительно устранения обнаруженных недостатков. С. В. Степашин в своих научных трудах исследует роль государственного аудита как одного из инструментов государства и общества [9]. Так, он предлагает наиболее емкое понятие государственного аудита, определяя его как внешний и независимый публичный аудит деятельности органов государственной власти по управлению общественными ресурсами (финансовыми, материальными, интеллектуальными).

Таким образом, если рассматривать аудит как форму финансового контроля в государственном секторе, то он представляет собой независимый объективный публичный контроль деятельности государственных органов власти, предусматривающий проверку достоверности финансовых операций, бюджетной и иной отчетности, соблюдения законодательства, целевого использования бюджетных средств, а также оценку реализуемости поставленных целей социально-экономического развития страны.

Счетная палата РФ в организации своей деятельности использует принципы системного аудита. На сегодняшний день это соответствует мировым тенденциям управления общественными финансами [9]. Так, согласно статье 14 ФЗ № 41, экспертно-аналитическая, а также контрольная деятельность осуществляется в виде финансового аудита, аудита эффективности, стратегического аудита иных видов аудита. Они проводятся согласно стандартами внешнего государственного аудита, которые законодательно закреплены Счетной палатой РФ. Однако здесь важно отметить, что проверка использования федеральных и иных ресурсов проводится только в установленных пределах компетенции Счетной палаты. Задача государственного аудита как системы заключается в выявлении нарушений принципов законности в государственном секторе, отклонение от принятых в РФ стандартов.

Рисунок 1 – Направления системной аудиторской деятельности Счетной палаты РФ

Финансовый аудит является основным и наиболее распространенным видом деятельности контролирующих органов. Он проводится при осуществлении проверок достоверности документов сопутствующих соответствующим финансовым операциям, бюджетного учета, бюджетной и иной отчетности, целевого использования федеральных и иных ресурсов, анализа финансовой и иной деятельности объектов аудита. То есть в этом случае речь идет о проверке соблюдения законодательства РФ в части бюджетных правоотношений.

Согласно Лимской декларации руководящих принципов контроля, аудит эффективности направлен на проверку того, насколько эффективно и экономно расходуются государственные средства [1]. Так, он подразумевает определение эффективности использования федеральных и иных ресурсов, полученных объектами аудита. Данный вид государственного аудита является наиболее значимым, поскольку дается оценка экономических и социальных результатов расходования бюджетных средств при условии их экономного использования. Важно отметить, что он является сложным по сравнению со всеми другими видами, так как затрачивает больше ресурсов на его проведение.

Стратегический аудит направлен на оценку как реализуемости параметров развития регионов страны, так и рисков достижения поставленных государством целей социально-экономического развития. Основой при его проведении являются показатели, установленные в документах стратегического планирования Российской Федерации.

К иным видам государственного аудита относятся следующие: аудит целевых программ, реализуемых в государстве; оценка федеральных инновационных проектов; аудит федеральных информационных проектов, а также систем; аудит в сфере закупок, работ, услуг, осуществляемых объектами аудита; аудит международных и государственных инвестиционных проектов.

Таким образом, аудит как форма финансового контроля в государственном секторе является источником независимой и объективной информации о том, насколько экономично, результативно и эффективно осуществляется управление бюджетными средствами. Государственный аудит служит одним из оптимальных способов выявить финансовые злоупотребления и нарушения, также являясь для государства важным страховочным механизмом в осуществлении стратегического планирования.

Список литературы

Лимская декларация руководящих принципов контроля [Электронный ресурс]: принята в г. Лиме 17.10.1977-26.10.1977 IX Конгрессом ИНТОСАИ // СПС «КонсультантПлюс».

О Счетной палате Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 5 апр. 2013 г. № 41-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

Об аудиторской деятельности [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 30 дек. 2008 г. № 307-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

Зуева И.А. Аудит как форма контроля в государственном секторе экономики [Текст] / И.А. Зуева // Аудиторские ведомости. 2017. № 4. С.3-10.

Савченко Л. А. Правовые основы финансового контроля [Текст]: науч. пособие. / Л. А. Савченко. — Киев: ЮринкомИнтер, 2008. — 504с.

Степашин С.В. Государственный аудит и экономика будущего [Текст] / С.В. Степашин. — Москва: Наука, 2008. — 608 с.

Просмотров работы: 81