Типы конфликтных личностей в психологии и особенности взаимодействия с ними - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Типы конфликтных личностей в психологии и особенности взаимодействия с ними

Степанова Н.Ю. 1
1ФГБОУ ВО Тюменский Государственный Медицинский Университет Минздрава России
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Модель поведения, которая поможет избежать конфликта:

Сохранение вашего спокойствия;

Минимум эмоций с вашей стороны;

Не позволять ситуации длиться долго;

Говорить медленно, спокойно и ясно. Только так можно подавить его ярость.

Способы выхода из конфликта:

Избегание или приспособление. То есть, попытаться согласиться с ним, уступить

Обязательно дайте возможность ему сначала выпустить пар, снизить эмоциональное напряжение. Только после этого вы сможете объяснить ему свою точку зрения. Иначе он вас просто не услышит и будет продолжать «кипеть».

Демонстративный:

Хочет быть в центре внимания. Любит хорошо выглядеть в глазах других.

Его отношение к людям определяется тем, как они к нему относятся.

Ему легко даются поверхностные конфликты, любуется своими страданиями и стойкостью.

Хорошо приспосабливается к различным ситуациям.

Рациональное поведение выражено слабо. Налицо поведение эмоциональное.

Планирование своей деятельности осуществляется ситуативно и слабо воплощается в жизнь.

Кропотливой, систематической работы избегает.

Не уходит от конфликтов, в ситуации конфликтного взаимодействия чувствует себя неплохо.

Ригидный:

Подозрителен. Обладает завышенной самооценкой.

Постоянно требует подтверждения собственной значимости. Часто не учитывает изменения ситуации и обстоятельств.

Прямолинеен и не гибок. С большим трудом принимает точку зрения окружающих, не очень считается с их мнением.

Почтение со стороны окружающих воспринимается как должное.

Выражение недоброжелательства со стороны окружающих воспринимает как обиду. Мало критичен по отношению к своим поступкам.

Болезненно обидчив, повышенно чувствителен по отношению к мнимым или действительным несправедливостям.

Неуправляемый:

Импульсивен, недостаточно контролирует себя. Поведение такого человека плохо предсказуемо. Ведет себя вызывающе, агрессивно.

Часто в запале не обращает внимания на общепринятые нормы общения.

Характерен высокий уровень притязаний. Несамокритичен. Во многих неудачах, неприятностях склонен обвинять других.

Не может грамотно планировать свою деятельность или последовательно претворить планы в жизнь.

Недостаточно развита способность соотносить свои поступки с целями и обстоятельствами. Из прошлого опыта (даже горького) извлекает мало уроков

Сверхточный:

Скрупулезно относится к работе. Предъявляет повышенные требования к себе. Предъявляет повышенные требования к окружающим, причем делает это так, что людям, с которыми он работает, кажется, что он придирается.

Обладает повышенной тревожностью. Чрезмерно чувствителен к деталям. Склонен придавать излишнее значение замечаниям окружающих.

Иногда вдруг разрывает отношения с друзьями, знакомыми потому, что ему кажется, что его обидели.

Страдает от себя сам, переживает свои просчеты, неудачи, подчас расплачивается за них даже болезнями (бессонницей, головными болями и т. п.).

Сдержан во внешних, особенно эмоциональных, проявлениях. Не очень хорошо чувствует реальные взаимоотношения в группе

«Бесконфликтный»:

Неустойчив в оценках и мнениях. Обладает легкой внушаемостью.

Внутренне противоречив. Характерна некоторая непоследовательность поведения.

Ориентируется на сиюминутный успех в ситуациях. Недостаточно хорошо видит перспективу.

Зависит от мнения окружающих. Излишне стремится к компромиссу. Не обладает достаточной силой воли.

Не задумывается глубоко над последствиями своих поступков и причинами поступков окружающих

Конкретные типы:

Грубиян – «танк»:

идёт напролом, не видит и не слышит окружающих.

Лучшее – уклониться от встречи с ним. Если это невозможно, то надо подготовиться, в первую очередь эмоционально, установив пределы своего поведения.

Надо сохранить эмоциональную сдержанность, дать ему выговориться, привлечь его внимание. Завладев вниманием, быстро всё высказать коротко и ясно.

В чем-то признайте его претензии и постарайтесь как можно быстрее закончить разговор.

Не дать волю эмоциям и после разговора.

Грубиян – «крикун» - когда разозлён, испуган или расстроен сразу повышает голос. Не надо переходить на его стиль, а надо постараться проявить внимание и сочувствие.

Грубиян – «граната» (близок ко второму типу) – довольно мирный человек, но совершенно неожиданно может взорваться (из-за возникшего чувства беспомощности, ощущения утраты контроля над ситуацией). Надо дать человеку возможность восстановить чувство контроля и успокоить его.

«Привычный крикун» - по-другому не умеет решать проблемы (совершенно безопасен). Самое простое решение – не обращать внимания и делать своё дело.

«Хронический обвинитель» - всегда выискивает ошибки других, считая, что он всегда прав, а, обвиняя, можно решить проблему.

«Пессимист»:

может создать немалые трудности, так как во всём видит плохое.

Полезно опередить его в негативных высказываниях.

Попытаться найти полезное в его позиции, продемонстрировав внимание к его доводам.

Дать ему время на размышления.

Согласиться и даже утрировать те трудности, которые он видит.

Сделать его своим союзником, используя его как критика.

«Пассивно-агрессивный»:

не возражает и не сопротивляется открыто, но старается достигнуть своих целей за счёт других. Внешне готов к сотрудничеству, но на деле либо сделает работу наполовину, либо не вовремя и небрежно.

Если есть возможность, уходить от контакта.

Не рассчитывать на него в выполнении сложной работы. Не надо принимать близко к сердцу его проделки. Не проявлять внешне гнев и разочарование, к проявлению которого он как раз и стремится.

Добиться, чтобы он сам точно записал, что от него ожидается в работе и сохранить копию его обязательств для последующего предъявления.

Четко обрисовать последствия невыполнения им поставленных задач. При работе надо чётко давать указания и постоянно контролировать ход выполнения обещанного. Не критиковать его пока он не сделал ничего плохого, не программировать таким образом его на невыполнение.

«Сверхпокладистый»:

со всем соглашается, предлагает свою помощь, но ничего не делает. На все замечания сильно обижается, т.к. всегда думает, что всё делает от чистого сердца. Очень хочет понравиться и набирает обязательств, с которыми не в силах справиться.

Показать ему, что вы хотите правдивости с его стороны.

Важно понять его реальные возможности, не давить на него, выразить симпатию и давать выполнимые задания.

Проверять реальность выполнения его обещаний.

Уточнять сроки.

Поощрять высказывать сомнения в возможности реализации планов с учетом всех обстоятельств.

Создавать обстановку социального принятия, чтобы ему не было нужды добиваться вашего расположения.

«Молчуны» (тихони):

спокойны, немногословны и невозмутимы. Трудно понять, что они хотят в действительности, могут внезапно на ком-то сорвать зло.

Преодоление замкнутости как ключ к преодолению проблемы.

Для вскрытия сути проблемы необходимо заставить человека высказаться, задавая вопросы, на которые нельзя было бы получить простые односложные ответы.

Продемонстрировать сочувственное отношение при получении любого ответа.

Дать время выговориться и отнестись к этому с благодарностью.

Сохранять чувство меры, не настаивать на продолжении разговора, независимо от результата.

«Тайный мститель»:

причиняет неприятности с помощью махинаций, считая, что восстанавливает справедливость.

«Нерешительные» или «стопоры» - не могут принять какое-либо решение, т.к. бояться ошибиться.

«Максималисты» - хотят всего прямо сейчас, даже если в этом нет необходимости или нет возможностей.

«Ложные альтруисты» - делают добро, но в глубине души сильно об этом сожалеют.

«Разгневанный ребёнок» - по своей природе не зол, а взрыв эмоций отражает его желание взять ситуацию под контроль.

«Всезнайка» - постоянно перебивает, выпячивает своё превосходство. Лучше не спорить, делать вид, что считаетесь с его мнением, сделать его «наставником».

«Жалобщики»:

всегда на что-то сетуют, но сами ничего не делают, обвиняя всех и вся.

Выслушать, возвращая ему ощущение собственной значимости и давая возможность выразить свои чувства.

Дать понять, что вы поняли и оценили масштаб проблемы.

Ни в коем случае полностью не соглашаться с ним, провоцируя таким образом на проявление внимания к его трудностям, постараться перевести разговор на другую тему.

Отказаться от попыток доказать его неправоту.

Переключить его внимание на варианты решения проблемы, т.е. помочь понять, что надо двигаться дальше.

Просить излагать проблему кратко и по существу.

Просмотров работы: 150