Теория и методика физической культуры и спорта представляет собой целостную систему научных знаний о сущности и закономерности физического воспитания. Развитие науки на современном этапе требует особого внимания к проблемам методологии и методов научного познания. Поскольку теория и методика физической культуры и спорта сопряжена с рядом других наук (общей педагогикой, общей и возрастной психологией, философией, физиологией и др.), то ей свойственны как общие, так и специальные методы исследования. К общим методам исследования мы относим: наблюдение, сравнение, измерение, абстрагирование, анализ, синтез, индукцию и дедукцию. Кроме того, мы выделяем группу общепедагогических методов (организации и проведения исследований в опытных группах; сбора и анализа текущей информации; получения и анализа ретроспективной информации; математической обработки результатов исследования). Такие методы, как педагогическое наблюдение, беседа, интервьюирование, хронометрирование, анализ урока по схеме, пульсометрия, контрольные испытания и педагогический эксперимент определяются в качестве группы специальных педагогических методов исследования. Мы выделили лишь большие группы методов исследования, тогда как каждый метод, в свою очередь, имеет подвиды. Например, педагогический эксперимент в зависимости от того, какие цели и задачи стоят перед исследователем, может быть преобразующим или констатирующим. Исходя из условий эксперимента, он может быть естественным, лабораторным или модельним. Каждый метод, кроме разновидностей, имеет свои определенные требования и условия к проведению. Нами было установлено, что использовать общепедагогические методы целесообразно в совокупности, так как они взаимодополняют друг друга. Педагогическое наблюдение как один из методов, несмотря на свою, казалось бы, простоту, имеет большое количество разновидностей, определенные требования и некоторую сложность в организации. Такие методы, как хронометрия, беседа, пульсометрия, контрольные испытания, анализ урока имеют весьма большое значение при проведении исследования. Дабы добиться надежного и эффективного результата, исследователю необходимо знать и разбираться во всех формах и видах данных методов, знать их «законы». Таким образом, имея обширную теоретическую базу, зная большой ряд методов исследования, их сущность, формы, виды, требования к организации, можно добиться высоких результатов в своем педагогическом исследовании.
ЛИТЕРАТУРА
1. Белоус В.А., Щеголев В.А., Щедрин Ю.Н. Организация научных исследований по физической культуре в вузе: Учебно-методическое пособие. СПб: СПбГУИТ-МО, 2005. 72 с.
2. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Ю.Д.Железняк, П.К.Петров. — 6-е изд., пере- раб. — М. : Издательский центр «Академия», 2013. — 288 с.
3. Земцова И.И. Спортивная физиология [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sportwiki.to/Спортивная физиология. (Дата обращения: 14.06.17)
4. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Эмма Яковлевна Степаненкова. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 368 с.
5. Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие для вузов / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - М.: Академия , 2008. - 479 с.