Термин и его признаки
При рассмотрении статуса термина прежде всего необходимо
обратить внимание на его взаимоотношения с основной
единицей языка — словом. Проблема соотношения термина и слова
долгое время являлась одной из наиболее важных в терминоведении и в первую очередь привлекала внимание исследователей, так
как нельзя говорить о задачах терминологической работы, не
определяя, что такое термин, а такое определение предполагает
обязательное установление соотношения между термином и словом.
Рассмотрение термина может быть начато и с анализа его
соотношения с системой терминов, его места в терминологии, «ибо
термин существует лишь постольку, поскольку является
элементом этой системы» [Авербух, 2004: //], или даже несколько
шире с анализа языка науки (языка для специальных целей),
как делают В.П.Даниленко [Даниленко 1977] и X. Пихт [H.Picht;
J Draskau] Но термин прежде всего относится к общему классу
лексических единиц, и его принадлежность к специальной
лексике является вторичной, специфической чертой, а эта специфика в
первую очередь обусловлена соотношением и, в частности,
оппозицией с общеупотребительной лексикой.
Другим важным свойством термина является содержательная
точность, под которой обычно понимается четкость,
ограниченность значения терминов. Эта четкость значения обусловлена
тем, что специальное понятие, как правило, имеет точные
границы, обычно устанавливаемые с помощью научного
определения — дефиниции, которая одновременно является и
определением значения термина. Поэтому дефиниция является
необходимой принадлежностью термина, играя важную роль в выделении
терминологической лексики из словарного состава языка.
На дефинированности (наличии дефиниции), являющейся
одним из признаков термина, основан предлагаемый научной
школой МГУ критерий терминологичности, предполагающий
систематическое сравнение научных дефиниций с толкованиями в
общелитературных толковых словарях. В результате такого
сравнения выявляется разница в определении одних и тех же лексических
форм в специальных и общелитературных толковых словарях.
Там, где неспециалист ограничивается чисто внешними
признаками обозначаемого предмета, строитель видит элемент
стройной системы понятий. Поэтому первые же слова определения,
которое дано в специальных словарях, относят определяемое
понятие к соответствующей категории понятий. Такое определение
состоит из двух частей — первая часть включает данное понятие
в категорию ему подобных, а вторая указывает на его отличия от
подобных понятий.
Необходимо отметить, что и в настоящее время практически
каждое существительное (за исключением стилистически
окрашенных) обозначает понятие, которое является предметом
исследования той или иной науки. Так, А.И.Моисеев отмечает,
что, например, типичные бытовые слова — отец, мать, сын, дочь,
и т п. — неизменно причисляются к терминологии в качестве
терминов родства и свойства [Моисеев 1970: 131], и все то, что
окружает человека в быту (мебель, одежда, пища и т п.), «было в
свое время предметом производства и торговли, а многие
бытовые действия совпадают с производственными; совпадают и
соответствующие наименования» (там же: 130). Это
свидетельствует о том, что граница между терминологической и
общеупотребительной лексикой нестабильна и имеет не исторический, а
функциональный характер и постоянно происходит как процесс
превращения терминов в общеупотребительные слова, так и
использование бытовой лексики для формирования терминологий,
когда на основе представлений формируются понятия.
Ответ на вопрос о путях появления консубстанциональных
лексических единиц помогает ответить на другой вопрос — об
отличиях терминов от бытовой, общеупотребительной лексики.
Основное отличие заключается в специфичности употребления, и
на этом базируется критерий терминологичности, выдвигаемый
горьковской научной школой терминоведения,
профессиональное употребление. Конечно, предлагаемый горьковской
школой критерий нуждается в более точной формулировке.
Специальную лексику нельзя ограничивать профессиональными
рамками, так как при этом не учитывается терминология спорта,
коллекционирования и некоторых других видов деятельности.
Поэтому удобнее пользоваться термином «специальная область
употребления», понимая под этим тематическую специфичность
термина.
Наиболее частым отличительным параметром термина
(включающий параметр содержит все дефиниции) является функция
(перекрытия — 'конструкции, разделяющие внутреннее
пространство здания на этажи'; крыша — 'конструкция, защищающая
здание сверху от атмосферных осадков, солнечных лучей и ветра').
Кроме него применяются такие параметры, как состав
(кирпичные здания — 'здания с наружными стенами из кирпича'),
пространственное положение (простенки — 'участки
стены, расположенные между проемами'; кровля — 'верхняя
водонепроницаемая оболочка крыши'), свойства (жаростойкий
бетон — 'бетон, способный сохранять в заданных пределах свои
физико-механические свойства при длительном воздействии
высоких температур'), получение (кладка «под залив» — 'кладка,
выполняемая из рваного камня в опалубке или в распор со
стенками траншей, расщебениваемая и заливаемая жидким
раствором').
Другим важным свойством термина является содержательная
точность, под которой обычно понимается четкость,
ограниченность значения терминов. Эта четкость значения обусловлена
тем, что специальное понятие, как правило, имеет точные
границы, обычно устанавливаемые с помощью научного
определения — дефиниции, которая одновременно является и
определением значения термина. Поэтому дефиниция является
необходимой принадлежностью термина, играя важную роль в выделении
терминологической лексики из словарного состава языка.
Источники:
Гринев-Гриневич С. Терминоведение (2008)
Авербух К.Я. Манифест современной терминологии // Материалы международной научно-практической конференции "Коммуникация: теория и практика в различных социальных контекстах "Коммуникация-2002" ("Communication Across Differences"), Ч.1, Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2002. - с.192-194
Даниленко В.П. — «Русская терминология. Опыт лингвистического описания»
Моисеев, Александр Иванович.
Основные вопросы словообразования в современном русском литературном языке : Учеб. пособие / А. И. Моисеев; ЛГУ им. А. А. Жданова. - Л. : Изд-во ЛГУ, 1987. - 206,[1] с.; 21 см.
Словообразование в русском языке