Аврам Ноам Хомски — американский учёный-лингвист, общественный деятель, политический публицист и теоретик. Автор многих книг, статей, научных работ по лингвистике, философии, истории науки, проблемам современности, международным проблемам и правам человека. Известен как представитель американской «инакомыслящей альтернативной мысли» и наиболее последовательный критик американской политики. Почётный профессор Отделения лингвистики и философии Массачусетского технологического института (Massachusetts Institute of Technology), Кембридж, штат Массачусетс, США. В Соединённых Штатах Америки фамилия Хомски произносится «Чомски», однако здесь используется транскрипция, принятая в русскоязычной литературе.
Ноам Хомский родился в 1928 году в Филадельфии, штат Пенсильвания, в еврейской семье. Его родители: отец — известный гебраист, профессор Уильям Хомский (1896—1977, родился в местечке Купель Волынской губернии), мать — Элси Симоновская, родилась в Бобруйске. Родным языком его родителей был идиш, однако в семье на нём не разговаривали.
С 1945 года изучал философию и лингвистику в Университете Пенсильвании. Одним из его преподавателей был профессор лингвистики Зеллиг Харрис, политические взгляды которого он во многом, как считается, перенял. Докторскую степень получил в Университете Пенсильвании в 1955 году, однако большая часть исследований, положенных в основу диссертации, полностью опубликованной только в 1975 году под названием «Логическая структура лингвистической теории», и его первой монографии «Синтаксические структуры» (1957), была выполнена в Гарвардском университете в 1951–1955 годах. Эта работа оказала настолько значительное влияние на развитие науки о языке во всём мире, что многие представители научного сообщества говорили о «хомскианской революции» (смене научной парадигмы) в лингвистике. В 1955 году перешёл в Массачусетский технологический институт, профессором которого он стал в 1962 году.
Модель «Синтактических структур», называемая так по имени первой монографии Хомского, в которой было реализовано представление о языке как механизме порождения бесконечного множества предложений с помощью конечного набора грамматических средств, для чего он предложил понятия глубинной (скрытой от непосредственного восприятия и порождаемой системой рекурсивных, т.е. могущих применяться многократно, правил) и поверхностной (непосредственно воспринимаемой) грамматических структур, а также трансформаций, описывающих переход от глубинных структур к поверхностным. Считается, что одной глубинной структуре могут соответствовать более одной поверхностных структур (например, пассивная конструкция Указ подписывается президентом выводится с помощью трансформации пассивизации из той же глубинной структуры, что и активная конструкция Президент подписывает указ) и наоборот (так, неоднозначность Посещение родственников может быть утомительным описывается как результат совпадения поверхностных структур, восходящих к двум различным глубинным, в одной из которых родственники являются тем, кто посещает кого-то, а в другой – теми, кого кто-то посещает).
Модель «Аспектов», или стандартная теория, изложенная в книге Хомского Аспекты теории синтаксиса (Aspects of the Theory of Syntax, 1965, рус. пер. 1972) и представляющая собой прежде всего попытку введения в формальную модель семантического компонента – так называемых правил семантической интерпретации, приписывающих значение глубинным структурам. В «Аспектах» было введено противопоставление языковой компетенции (системы процессов порождения языковых высказываний) и употребления языка (performance), принята так называемая гипотеза Катца – Постала о сохранении смысла при трансформации, в связи с чем исключено понятие факультативной трансформации, а также введен аппарат синтаксических признаков, описывающих лексическую сочетаемость.
Расширенная стандартная теория, или «лексикализм», в которую был введен лексический компонент и многочисленные правила семантической интерпретации. Основные положения теории были изложены Хомским в статье Заметки о номинализации (Remarks on Nominalization, 1970).
Социально-критические публикации Ноама Хомски столь же многочисленны, как и его лингвистические работы. Среди них — «Американская держава или Новые мандарины» (American Power and the New Mandarins, 1969), «Права человека и американская внешняя политика» (Human Rights and American Foreign Policy, 1978), «Политэкономия прав человека», в двух томах (в соавторстве с Э. Херманом, The Political Economy of Human Rights, 1979), «Пираты и императоры: международный терроризм в реальном мире» (Pirates and Emperors: International Terrorism in the Real World, 1986), «Язык и политика» (Language and Politics, 1989), «Необходимые иллюзии: контроль над мыслью в демократических обществах» (Necessary Illusions: Thought Control in a Democratic Society, 1989), «Сдерживающая демократия» (Deterring Democracy, 1992), «Год 501: Конкиста продолжается» (Year 501: The Conquest Continues, 1993), «Новый военный гуманизм: уроки Косово» (The New Military Humanism: Lessons From Kosovo, 1999), «Прибыль на людях: Неолиберализм и мировой порядок» (Profit over People: Neoliberalism and Global Order, 1999), «Гегемония или выживание: Америка в поисках глобального доминирования» (Hegemony or Survival: America’s Quest for Global Dominance, 2003) и другие.
Хомский уже около двух десятилетий является самым знаменитым лингвистом мира; ему и его теории посвящено множество статей, ряд монографий и даже полнометражный документальный фильм, а развитие науки о языке в последней трети 20 в. многими авторами описывается как «хомскианская революция».
Следует заметить, что Хомский одним из первых объявил лингвистику частью когнитивной психологии – однако на практике как раз максимально автономизировал изучение языка, введя для этого представление о модульности человеческих когнитивных способностей и относительной независимости «модулей». Попытка соотнести языковую способность с другими когнитивными способностями человека появилась лишь в минималистской программе, а также в работах Р.Джэкендоффа (р. 1945), небезуспешно пытающегося на практике выстроить «мост» между генеративизмом и когнитивной лингвистикой.
Хомский пользуется в США широчайшей известностью как общественный деятель – критик внешней и внутренней политики США и мировой политики в целом, а также манипулятивной практики средств массовой информации. В годы Вьетнамской войны за участие в массовой манифестации Хомский был арестован (сидел в одной камере с Н.Мейлером).
Хомский является одной из самых известных фигур левого крыла американской политики. Он характеризует себя в традициях анархизма (либертарного социализма), политической философии, которую он кратко объясняет как отрицание всех форм иерархии и их искоренение, если они не оправданы. Хомский особенно близок к анархо-синдикализму.
В отличие от многих анархистов, Хомский не всегда выступает против избирательной системы; он даже поддерживал некоторых кандидатов. Он определяет себя как «fellow traveler» («попутчик») анархистской традиции, по контрасту с «чистым» анархистом. Этим он объясняет свою готовность иногда сотрудничать с государством.
Хомский также считает себя консерватором («Chomsky’s Politics», стр. 188), предположительно классическим либералом, а также сионистом, хотя он отмечает, что его определение сионизма в наше время большинством рассматривается как антисионизм. Он утверждает, что такое расхождение во мнениях вызвано сдвигом (с 1940-х) в значении слова «сионизм». В интервью «C-Span Book TV» он заявил:
Я всегда поддерживал идею еврейской этнической родины в Палестине. Это не то же самое, что еврейское государство. Существуют сильные доводы в поддержку этнической родины, но должно ли там быть еврейское государство, или мусульманское государство, или христианское государство, или белое государство, — это совершенно другой вопрос.
Источники:
1. https://stuki-druki.com/authors/Chomsky.php 2.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%BE%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%9D%D0%BE%D0%B0%D0%BC#%D0%91%D0%B8%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%8F
3. https://www.peoples.ru/science/linguist/chomsky/
4.https://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/lingvistika/HOMSKI_NOAM.html
5.http://www.jewage.org/wiki/ru/Article:%D0%A5%D0%BE%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%9D%D0%BE%D0%B0%D0%BC_-_%D0%91%D0%B8%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%8F