Актуальные проблемы Высшего образования польских студентов с ограниченными возможностями и способы их решения на примере Университета Экономики в г. Быдгощ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Актуальные проблемы Высшего образования польских студентов с ограниченными возможностями и способы их решения на примере Университета Экономики в г. Быдгощ

Верещак Ксения 1, Скалий Александр 1
1Университет Экономики в Быдгоще
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Доступность инклюзивного образования для лиц с ограниченными возможностями, одна из самых острых социальных проблем последнего десятилетия. После принятия Конвенции ООН в 2006 году «О правах лиц с ограниченными возможностями» все страны, ратифицировавшие этот документ, наконец-то обратили свое внимание на особые потребности таких людей.

В данной статье будут представлен обзор актуальных проблем польских студентов с ограниченными возможностями, а также адаптационные решения Университета Экономики для таких студентов.

Студенты с ограниченными возможностями, это не только колясочники, как большинство себе представляет. Статистика говорит абсолютно об обратном. По состоянию на 31.12.2018 году в ВУЗах Польши обучались 22046 студентов, из которых только 684 не передвигаются самостоятельно, а большую же часть (12053 человека) составляют студенты с разными формами умственных нарушений [1].

Конвенция «О правах людей с ограниченными возможностями» была принята Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года. Польша ее подписала 20 марта 2007 года, а ратифицировала 6 сентября 2012 г., став одной из 181 стран-участниц этой Конвенции и взяв на себя обязательство соблюдать ее положения.

Ст. 24 этой Конвенции гарантирует равное право лиц с ограниченными возможностями получать Высшее образование [7]. В ст. 13 п. 9 Закона Польши «О Высшем образовании» указано: «Основной задачей ВУЗа является:

- создание для лиц с ограниченными возможностями условий для участия в полной мере в:

а) учебном процессе,

б) научной деятельности

Больше всего противоречий вызывает слово «равное». Государства, реализуя программы инклюзивного высшего образования, делают ставку на создание определенных индивидуальных условий обучения, тем самый лишая студентов с ограниченными возможностями в полной мере адаптироваться в социуме.

«Равное», это не значит «особое, снисходительное», равенство заключается в восприятии студентов с ограниченными возможностями, как обычных людей, на общих принципах, но учитывая особенности их функционирования. Бесспорным является факт, что студентам с ограниченными возможностями необходимы дополнительные права и условия (связанных с их нарушениями), но принцип рациональной адаптации заключается в необходимости именно равной программы обучения, равного оценивания, равного восприятия.

В Польше успешно функционирует государственная программа «Доступность Плюс» [3], деятельность которой направлена на финансирование основных сфер жизни лиц с ограниченными возможностями. В проекте дотаций на их образование было предусмотрено выделение 588 млн злотых (ок.140 млн Евро), но уже в утвержденном, 17 июля 2018 года Кабинетом Министров ,плане с 2018 по 2025 года, бюджет на сферу образования лиц со специальными потребностями составляет 900 млн злотых (более 200 млн Евро), из них для решения проблем студентов более 50 % [3].

Государство регулярно контролирует создания условий равного обучения в ВУЗах, проводя надзор реализации принципов равного обучения. Так, 26 октября 2018 года Высшая Контрольная Палата Польши опубликовала рапорт проверки, по результатам которой были выявлены основные группы проблем.

Главными направлениями, требующими решений, были отмечены: архитектурные барьеры, использование государственного финансирования, помощь и льготы со стороны руководства ВУЗов, а также случаи дискриминации.

Большинство высших учебных заведений, заботясь о специальных потребностях студентов, внедряют архитектурные решения, позволяющие беспрепятственно передвигаться по территории и внутри зданий. Однако в ходе проверки выявлено 63% неудобных входов и выходов, 4% неисправных лифтов и 33% архитектурных барьеров, усложняющих перемещение студентов. [4]1

Важной проблемой является использование государственного финансирования, направленного на улучшение условий обучения студентов с ограниченными возможностями. В период с 2015 по 2017 гг из выделенных 17,5 млн злотых (ок. 4 млн Евро) на решение проблем таких студентов, руководство ВУЗов использовало менее 50% от сумм дотаций. Основная причина такого распоряжения финансированием: ограниченный интерес администрации к нуждам студентов с ограниченными возможностями. «Лидером» среди таких ВУЗов, не использующих дотации, стала «Политехника Гданская», которая в 2015 году, из выделенных 650 тыс. злотых (ок. 150 тыс. евро) использовала только 10, 5 тыс. зл. (ок. 2500 евро), т .е 1,5 %. [4]2.

Дотации распределились по таким секторам (рис.1): наибольшие суммы были

Рис.1 («Распределение государственного финансирования»), источник (4) стр.12

потрачены на оплату ассистентов, переводчиков, сотрудников, работающих со студентами с ограниченными возможностями, наименьшая часть была направлена на повышение квалификации преподавателей.

П о заданию Уполномоченного по правам человека в Польше, корпорация Bluehill Solutions i Quality Watch, с сентября по октябрь 2014 г. Провела в польских ВУЗах исследования на тему «Взгляды студентов без нарушений и преподавателей на разные формы помощи студентам со специальными потребностями (рис.2)

Рис.2 « Результат опросов студентов и преподавателей об их отношении к разным формам помощи студентам со специальными потребностями» / Источник [6] стр 15,18 (собственный анализ)

После изучения результатов было выявлено: более 55% респондентов согласились, что студентам с ограниченными возможностями необходима финансовая помощь со стороны ВУЗа, а также постоянный помощник или ассистент, о необходимости иметь удобную инфраструктуру высказалось 87%. На вопрос «Должно ли быть специальное отношение к студентам с ограниченными возможностями во время семинаров, зачетов, экзаменов?» утвердительно ответили 67% студентов без нарушений и 75% преподавателей.

В ходе исследования обнаружен парадоксальный факт: 83 % опрошенных студентов, признались в чувстве дискомфорта во время совместного обучения со студентами с ограниченными возможностями.

Дискриминация имеет разные формы и способы, может быть как непосредственной (отказ студентов без нарушений в реализации совместного проекта, организация занятий в неадаптированных аудиториях: на верхний этажах без лифтов, со слабым освещением или с плохой слышимостью, отказ в обучении в стационарной форме), так и косвенная (отсутствие поручней в туалетах, бумажные формуляры со строгой рамкой на подпись, отсутствие сурдопереводчика в ВУЗах, запрет на вход в помещения с собакой-поводырем)

Официальной статистики по дискриминации студентов со специальными потребностями в Польше не существует, но регулярные исследования подтверждают существование такого явления. По данным организация поддержки и адаптации студентов с умственными нарушениями «Konstelacja Lwa” (Яггелонский Университет г. Краков) 50% студентов с ментальной дисфункцией во время обучения чувствовали дискриминацию, в связи с заболеванием. (2)3

В Университете Экономики в г. Быдгощ огромное значение уделяется проблемам студентов с ограниченными возможностями. Организован постоянно действующий отдел, который занимается сопровождением всех этапов обучения, оформлением необходимых документов, помощью в адаптации, поиском инновационных решений, способствующих ведению полноценной студенческой жизни, а также внедрением современных технологий в учебный процесс.

Сектор поддержки студентов с ограниченными возможностями в Университете Экономики разделен на области:

- Архитектурное пространства без препятствий. Одной из важнейших составляющих для создания равных условий обучения является возможность посещать лекционные залы, передвигаться по территории ВУЗа, входить без усилий в помещения. На территории расположены шуц-линии, входи оборудованы пандусами, а также установлены звонки для вызова ассистентов и переводчиков. Учебный процесс организован на нижних этажах корпусов, в одном из корпусов, установлен лифт. Для входа в лекционных зал студенты используют магнитную карту, которая автоматически открывает двери.

- Помощники и ассистенты. В течение всего процесса обучения важна поддержка и возможность передать / получить информацию, не случайно в Университете действуют курсы сурдопереводчиков, по окончании которых студенты, преподаватели, работники могут свободно объясняться с лицами, имеющими нарушения речи.

- Современный технологии и оборудование. Современный мир сложно представить без использования гаджетов, программного обеспечения, в том числе и специализированных, направленных на улучшение качества жизни лиц со специальными потребностями. Университет предоставляет в пользование новейшее адаптированное оборудование: ноутбуки, планшеты, средства аудио и визуального воспроизведения: BookSense, один из последних многофункциональных гаджетов для лиц с ограниченными возможностями. Система управления обучением ONTE ( на базе MOODLЕ), - дистанционная среда обучения, где студенты получают знания путем самообучения. Использования ONTE в обучении одинаково обязательно для всех студентов в равной степени вне зависимости от наличия/ отсутсвия нарушений.

- Повышение квалификации преподавателей. Путем курсов, тренингов, конференций преподаватели приобретают навыки изложения материала, используют адаптированные методы в работе, что позволяет проводить учебных процесс на высоком уровне.

- Научная и методическая литература. Потребность в увеличении количества и качества литературы, доступной для использования студентами с ограниченными возможностями, растет. Своевременное пополнение библиотечных ресурсов именно адаптированными материалами создает условия для нормального обучения. В читальном зале библиотеки рабочее пространство оборудовано с учетом потребностей студентов со специальными потребностями.

- Трудоустройство. По окончании Университета важным моментом является возможность трудоустройства студентов, а также их карьерного роста. Деятельность отдела карьер Университета направлена на налаживание связей с работодателями в целях сотрудничества: направление студентов с нарушениями на практику, получение стажа, опыта с возможностью последующего приема на работу. Несколько раз в год организованы ярмарки вакансий, где студенты могут ближе познакомится с состоянием рынком труда, проходить собеседования, получать рекомендации о составлении резюме и поведении на собеседовании.

- Повышения уровня сознательности окружающих. Интеграционные встречи, совместные проекты помогают людям без нарушений ближе познакомиться с проблемами студентов, меняют представление о сотрудничестве с лицами со специальными потребностями, существо уменьшают степень дискриминации.

- Экономическая составляющая. Финансовая поддержка за хорошую учебу, дотации на реализацию научных исследований, социальные стипендии создают благоприятные экономические условия для получения Высшего образования студентами с нарушениями.

- Интернет. Самым простым способом получения информации и общения является интернет. Сайты, работающие в стандарте WSAG 2.0 предоставляют возможность активно использовать глобальную сеть . Веб-страницы Университета работают в таком режиме, для студентов со специальными потребностями это возможность полноценного доступа к информации

- Спорт. Физическая активность – один из основополагающих элементов функционирования. Спортивные занятия для студентов с ограниченными возможностями позволяют на активное участие не только в студенческой жизни, но и реализацию своих амбиций, представляя Университет на соревнованиях. Бочча, настольный теннис, велосипедный спорт – вот неполный перечень спортивных секций, действующих в Университете для студентов с нарушениями. Занятия проводятся с помощью инструкторов и тренеров, имеющих опыт работы со студентами со специальными потребностями, а также с привлечением студентов физической культуры для проведения совместных тренировок.

Подводя итог, хотелось бы обратить внимание: решение проблем студентов с ограниченными возможностями не должно ограничиваться только постройкой пандуса или финансовой помощью. Основной задачей является создания условий, при которых студенты с нарушениями перестанут ощущать дискриминацию, почувствуют себя равными, а также смогут реализовать свои амбиции, применять профессиональные качества не смотря на нарушения.

Список литературы

Główny Urząd Statystyczny. stat.gov.pl. [ВИнтернете] 18 02 2020 г. https://stat.gov.pl/obszary-tematyczne/edukacja/edukacja/szkoly-wyzsze-i-ich-finanse-w-2018-roku,2,15.html.

Libiszewska, M. Bezpieczny student UJ. https://bezpieczny-student.uj.edu.pl/. [В Интернете] [Цитировано: 20 02 2020 г.] https://bezpieczny-student.uj.edu.pl/documents/136167082/136192452/DON_04.12.2014_dyskryminacja.pdf/aafb0bee-679f-4342-9d23-c43ab6ec5b17.

Ministerstwo Funduszy i Polityki Regionalnej. Portal Fundusze Europejskich. [ВИнтернете] 02 03 2020 г. https://www.funduszeeuropejskie.gov.pl/media/62311/Program_Dostepnosc_Plus.pdf.

Najwyższa Izba Kontroli. [ВИнтернете] 26 10 2018 г. [Цитировано: 20 02 2020 г.] https://www.nik.gov.pl/kontrole/P/18/087/.

Portal Funduszy Europejskich. [ВИнтернете] [Цитировано: 18 02 2020 г.] https://www.funduszeeuropejskie.gov.pl/media/62312/uchwala_RM_17_07_2018.pdf.

Rzecznik praw obywatelskich, Dostępność edukacji akademickiej dla osób z niepełnosprawnościami. [В Интернете] 21 09 2015 г. [Цитировано: 20 02 2020 г.] https://www.rpo.gov.pl/sites/default/files/BIULETYN_RZECZNIKA_PRAW_OBYWATELSKICH_2015_nr_5.pdf.

System Aktów Prawnych Baza Internetowa. ISAP. [В Интернете] [Цитировано: 18 02 2020 г.] http://prawo.sejm.gov.pl/isap.nsf/DocDetails.xsp?id=WDU20120001169

1 Стр.5-16

2 Стр. 30-31

3 стр. 34

Просмотров работы: 10