Проект «У войны недетское лицо» - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Проект «У войны недетское лицо»

Крохалева Н.В. 1
1Сургутский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Память…

Она неподвластна времени, она как немой свидетель тех незабываемых событий, которые в каждой семье отозвались горем и непоправимой потерей.

В жизни каждого из нас есть праздники и памятные даты, которые имеют особое значение. В современной России память о Великой Отечественной войне стала основой национальной идентичности. Для жителей нашей страны слово «Победа» исполнено глубочайшего смысла. В нем смешались память о выживших и погибших, слезы радости и скорби, грохот салютов и звон колоколов, улыбки и щемящие чувство общего праздника. 9 мая – это тот редкий день, когда мы ощущаем себя не населением, а единым народом. Память народа хранит историю своего Отечества, которая складывается из отдельных историй рядовых и сержантов, офицеров и генералов, принимавших участие в той далекой войне. Каждый в силу своих возможностей вносил свой вклад в победу, сражаясь на фронте или работая в тылу.

9 Мая, День Победы, – праздник каждого из нас, праздник всех российских семей. У каждого человека есть и собственное отношение к этому празднику. И, как правило, это связано с нашими близкими родственниками, дедами, прадедами, которые воевали, трудились в тылу, ковали нашу общую победу. А кто–то прошел через горнило войны, попав под оккупацию или в фашистские лагеря, чье детство оказалось опаленным войной.

Нить памяти о тех событиях не обрывается. Пройдет несколько лет, и не останется в живых свидетелей той страшной трагедии в масштабах всей страны и каждой семьи отдельной взятой.

Современные дети разделены во времени с непосредственными участниками Великой Отечественной войны уже несколькими поколениями. Каждое следующее поколение знает об этой войне все меньше и меньше. В то же время детям важно учиться восхищаться мужеством и героизмом народа, защитившего свою Родину, переживать свою сопричастность с далекими событиями истории, ощущать радость Великой Победы, гордость за свое Отечество. О подвигах и боевых действиях известно много. Огромное внимание уделяется ветеранам.

Но есть труженики тыла, узники концлагерей, дети войны, которые не имеют возможности передать воспоминания о тех событиях своим родственникам. И рады бы не оборвать ниточку памяти, но не к кому ее протянуть. Это люди, которые в силу тех или иных причин остались без родных и близких.

Это дети войны. Дети, пережившие все тяготы того времени и прочувствовавшие на себе весь ужас войны. Их были тысячи в сорок первом-сорок пятом годах… Дети войны – особое поколение. Им приходилось очень быстро взрослеть. И не было у них тех радостей детства, которые есть у обычных детей. Что помнят они? Что могут рассказать? Должны рассказать! Потому что и сейчас где-то тоже рвутся бомбы, свистят пули, рассыпаются от снарядов на крошки, на пыль дома и горят детские кроватки.

Они могутповедать о каких-то деталях, подчас очень суровых и подчас даже бытовых, которые бы характеризовали военное время. В этом смысле это бесценный источник информации. Мы считаем, что сбором этой информации необходимо заниматься сейчас, пока есть еще возможность побеседовать с теми, в чьей памяти сохранены воспоминания о тех далеких военных годах, чтобы не прервалась нить времен, связавшая несколько поколений.

Изучая воспоминания детей 1941-1945 годов наше поколение недолжно допустить мировую военную катастрофу!

Проблема:мы – последнее поколение, которое может вживую узнать правду о горестях Великой Отечественной войны. Наша миссия – передать потомкам ту боль, которую пережили люди военного времени, чтобы не допустить повторения подобных событий.

Объект исследования:процесс формирования гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине детей подросткового возраста

Предмет исследования:организация образовательной среды, обеспечивающей расширение представлений учащихся подросткового возраста о детстве в годы Великой Отечественной Войны

Гипотеза: память о Великой Отечественной войне будет сохранена, если каждый человек будет знать и помнить о войне и передавать это по наследству, систематическая работа по ознакомлению подростков с событиями ВОВ способствует развитию высоких гражданской позиции, высоких нравственных качеств и патриотизма.

Цель проекта: сохранение преемственности поколений;

Задачи:

расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне;

развить навыков проектно- исследовательской деятельности.

формировать чувство исторической сопричастности к своему народу, ценностное отношение к Родине на основе ознакомления детей с воспоминаниями о войне;

Ожидаемые результаты

приобретение навыков поисково-исследовательской работы;

расширение знаний о Великой Отечественной войне;

сформированность гражданской позиции подростков

Реализация проекта.

Участники проекта

Дети 10-17 лет

Педагоги

Дети войны

Обеспечение проекта

Материально-техническое:

Аудио, видео системы, фотоаппаратура, компьютер

Материалы для продуктивной деятельности

Учебно-методическое:

Детская художественная литература

Документальная литература

Методическая литература

Конспекты занятий и бесед о Великой Отечественной Войне

В основу работы легли следующие принципы:

Принцип историзма: сохранение хронологического порядка описываемых явлений и сведений.

Принцип гуманизации: ориентация на высшие общечеловеческие понятия – любовьк близким, к родному городу, к Отечеству.

Принцип дифференциации: создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о ВОВ с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.

Принцип интегративности: сотрудничество с семьей, библиотекой, сочетание разных видов деятельности.

Принцип наглядности: изготовление мультимедийных презентаций, оформление экспозиции школьного музея на основе исторического материала. Соблюдение требований к культуре показа презентаций.

Основные этапы реализации проекта

Панируемая работа

Ожидаемые результаты

Сроки

Подготовительный

Задача: самосовершенствование по данной теме.

- составление перспективного плана по реализации проекта;

- анкетирование учащихся школы с целью выяснить, что они знают о детях войны;

- поискдокументальной и художественной литературы, в которой поднимается тема детей войны;

- оценка собственных возможностей и ресурсов в решении проблемы.

Будет собран необходимый материал для работы в данном направлении.

Сентябрь-октябрь 2019

2. Практический

Задача: реализация проекта

- изучение литературы, в которой поднимается тема детей войны, описываются их воспоминания;

- определение людей в городе Нефтеюганске, чье детство приходится на годы Великой Отечественной войны (11 микрорайон);

-беседы с детьми войны (жителями дома престарелых города Нефтеюганска);

- личные переживания учащихся от встречи с детьми войны.

- появится устойчивый познавательный интерес к истории военного прошлого русского народа, сформируется гордость и уважение к старшему поколению;

- сформируется представление о жизни детей в годы Великой отечественной войны;

- сформируется внимательное и уважительное отношение у школьников младшего подросткового возраста к пожилым людям, желание оказывать им посильную помощь.

Октябрь 2019 – февраль 2020

3. Заключительный

Задача: подведение итогов, анализ результатов по реализации проекта.

- составление отзывов детей о беседе с детьми войны;

Анализ результатов проекта, оформление результатов проекта (создание экспозиции в школьном «Музее мира», посвящённой детям войны «Детство, опаленное войной», оформление стенда к семидесятилетию победы в Великой Отечественной войне)

Работа над проектом найдет продолжение в дальнейшем образовательно-воспитательном процессе.

Февраль – март 2020

Реализацию проекта мы начали с определения понятия «дети войны». Проект Федерального закона «О детях войны» дает следующее определение:«К категории детей войны относятся граждане Российской Федерации, родившиеся в период с 22 июня 1928 года по 3 сентября 1945 года, постоянно проживавшие на территории Союза Советских Социалистических республик в годы Великой Отечественной войны.».Однако законопроект, предусматривающий льготы для «детей войны», то есть поколения, родившегося в период с 1928 по 1945 годы, рассматривается Госдумой уже несколько лет и еще не принят. Так что официального статуса «дети войны» на федеральном уровне пока не существует.При этом регионы на своем уровне принимают соответствующие законы. Такие законы приняты в Иркутской, Новосибирской, Амурской, Тверской и других областях. Всего в России приняли такие законы около 20 регионов.

Следующим этапом было анкетирование учащихся 5 – 11 классов с целью выявить, а что знают ученики нашей школы о том, кто такие дети войны.

Анкета содержала следующие вопросы:

Знаете ли вы, кто такие «дети войны»?

Сколько их проживает в городе Нефтеюганске?

Слышали ли вы их рассказы о военном времени?

Должны ли дети военного времени иметь социальные льготы?

Результаты анкетирования:

Диаграмма 1

Диаграмма 2

Далее мы изучили документальную и художественную литературу, в которой поднимается тема военного детства. Это такие произведения как «Последние свидетели» С. Алексиевич, сборник "Говорят погибшие герои. Предсмертные письма борцов с фашизмом", «Сын полка» В. Катаев, «Мальчики» В. Белов, «Судьба человека» М. Шолохов.

В ходе изучения мыпознакомились с книгой Светланы Алексиевич «Последние свидетели». Сама автор так отвечает на вопрос о том, кто герой этой книги: «Детство, которое сжигали, расстреливали, убивали и бомбой, и пулей, и голодом, и страхом, и безотцовщиной. Благословенная наша беззащитность перед нашей памятью! Кто мы были бы без нее? Человек беспамятный способен породить только зло и ничего другого, кроме зла. Как это точно замечено: "Во мне жил ребенок, но уже рядом с кем-то другим". Вблизи смерти и смертоубийства они взрослели и мудрели не по-детски и даже не по-человечески. Раненые детские души порой пугали больше самой смерти. Если взрослая память рисует узор, дает объемную картину прошлого, пережитого, то детская выхватывает наиболее яркие и трагические моменты».

Еще одним документальным свидетельством военного времени служит сборник "Говорят погибшие герои. Предсмертные письма борцов с фашизмом". Читая книгу, нельзя не думать и о сотнях советских людей, которые сберегли для нас, для будущего опубликованные в ней документы.Одни из них написаны перед смертью людьми, попавшими в фашистские застенки, другие — солдатами в огне сражений, третьи — партизанами во вражеском тылу. Бесценные документы, собранные в книге, являют собой как бы завещание погибших героев.

Очень много художественных произведений о военном детстве. Например повесть Валентина Катаева «Сын полка». Вней мы узнали о судьбе простого крестьянского мальчишки Вани Солнцева, у которого война отняла все: родных и близких, дом и само детство.

Рассказ «Мальчики» В. И. Белова. Он был написан Беловым, чтобы, как он сам выражался, «освободиться от груза жизненных впечатлений», ведь ему самому «мальчишкой-малолеткой» пришлось хлебнуть горя в деревне военной поры.

Одним из лучших произведений Шолохова, созданных им в послевоенный период, стала повесть «Судьба человека», опубликованная в 1956-1957 гг. «Судьба человека» – это повесть о невосполнимых утратах, о человеческом горе и о вере в жизнь, в человека.В «Судьбе человека» осуждение войны, фашизма – не только в истории Андрея Соколова. С не меньшей силой звучит оно и в истории Ванюши. Высокий гуманизм пронизывает короткую повесть о погубленном детстве, о детстве, которое так рано узнало горе и расставание.Финал произведения – четкий и законченный. Мы твердо знаем, что Ванюшу сохранит такой благородный человек, как Соколов. Мы знаем, что то немногое, хрупкое и детское, то, что олицетворяет Ванюша, будет сбережено Соколовым до конца.

Темы детей войны широко освещена и в поэзии. Многие русские поэты создали волнующие стихи о любви к Родине, о подвигах детей в годы войны. Это такие авторы: Агния Барто, Борис Ширшов, Маргарита Алигéр, Самуил Маршак, Константин Симонов, Александр Твардовский и многие другие.

Задача следующего этапа нашего проекта – выяснить, сколько участников войны и приравненных к ним категорий проживает на территории города Нефтеюганска.

Участники ВОВ

Вдовы

Блокадники

Узники

Труженики тыла

Итого

20

61

2

20

218

321

Наша школа помогает одиноким ветеранам и участникам войны 11 микрорайона. Это Тудвачев Алексей Александрович (01.04.1931 г.р.), Шаловская Клавдия Степановна (30.03.1930 г.р.), Клещёва Валентина Алексеевна (26.08.1925 г.р.), Бойко Анна Павловна (09.04.1928 г.р.), Гумащян Варя Вагановна (15.08.1924 г.р.), Кофейникова Александра Леонтьевна (о7.02.1922 г.р)

С сентября 2014 года наша школа реализует проект «Дом без одиночества» и активно сотрудничает с отделением «Специальный дом для одиноких престарелых», которое открылось в 11б микрорайоне нашего города. Проживают там в том числе и пенсионеров, чье детство пришлось на военное время. Именно над ними мы взяли шефство: Гусев Николай Иванович (05.0.1929 г. р), Шкунов Василий Николаевич (23.10.1940 г. р), Ромашко Виктор Васильевич (08.11.1940 г. р), Газеев Юрий Архипович (10.12.1939 г. р).

В рамках проекта были проведены следующие мероприятия:

 

Мероприятие

Дата

Класс

1.

Концертная программа «От чистого сердца –простыми словами», посвящённая Дню пожилого человека (концертная программа, продуктовые подарки)

30.09

5а класс, вокальная группа, 35 чел

2.

Поздравление учителя – инвалида с Днём учителя

03.10

6а класс, 21 человек

3.

«Нефтеюганск – это наш город!». Творческое поздравление, посвящённое Дню рождения города (концертная программа, продуктовые подарки)

17.10

6а класс, вокальная группа, 35 человек

4.

Творческая встреча с жителями Дома «Песни молодости нашей» с чаепитеем

02.12

6а класс, вокальная группа, учителя, 42 человека

5.

Участие жителей Дома в городском конкурсе хоровых коллективов

02.12

120

6.

Участие жителей Дома в общешкольной программе «Минута Славы»

02.12

 

7.

«С Новым годом поздравляем!» (концертная программа, продуктовые наборы, топиарии)

25.12

5а класс, 29 человек

8.

Акция милосердия (вещи)

22.01

602 чел

9.

Встреча с пожилыми (Дом престарелых) «Мысли вслух»

30.01

6а класс

10.

Участие жителей Дома в общешкольном мероприятии «Успех +»

30.01

 

11

Уборка снега в Доме престарелых

5.02, 6.02

8в -8 человек, 6а – 10 человек

12

«Вот и кончилась зима. За окном у нас весна», праздник, посвященный 8 марта

7.03

6 а класс

Запланированные мероприятия

 

«Наши руки – не для скуки». Конкурс поделок: дети + взрослые.

24.04

 

«С Днём Победы!». Акция «Георгиевская ленточка»

8 мая

 

Субботник

28 мая

Возможно такими знакомствами и общением объясняется успешная реализация проекта «Дом без одиночества».

В феврале мы провели повторное анкетирование. Учащимся были заданы те же вопросы. Результаты представлены в диаграмме:

Диаграмма 3

Диаграмма 4

Проанализировав данные таблицы и анкетирования, можно сделать определенные выводы:

Учащиеся

Педагоги

Количественные показатели

Увеличивается число учащихся, познакомившихся с историей жизни детей войны.

Растет число педагогов школы №7, задействованных в реализации проекта

Качественные показатели

- развитие гражданского самосознания детей через помощь одиноким престарелым людям;

- сохранение преемственности поколений через общение с одинокими людьми в том числе с детьми войны;

- развитие нравственных качеств через ознакомление с событиями ВОВ от непосредственных свидетелей событий.

Меняется отношение педагоговк детям (от учеников к личности).

Общаясь с детьми войны дома престарелых, у нас возникла идея организовать в школьном музее экспозицию, посвященную военному детству, так как сохранить данную информацию необходимо. Экспозиция будет содержать воспоминания о военном детстве, фотографии и другие материалы, связанные в детьми войны. Кроме того ученики школы №7 оформляют стенд к семидесятилетнему юбилею Победы.

Заключение.

Есть поговорка: «На войне детей не бывает». Что ж, верно, ибо противоестественно сближение самих этих понятий, те, что попали в войну, должны были расстаться с детством – в обычном, мирном смысле этого слова. Ну а те, что выросли в послевоенном мире, - надо ли учить их памяти о войне, нарушать безмятежность юных лет? Мы убеждены: необходимо. Память – наша история. Каким будет взгляд на нее ребенка, таким будет наш завтрашний день. Стерев прошлое, мы стираем будущее. Конечно, история войны писалась кровью, и чем дальше уходит время, тем спокойнее будут воспринимать люди, в том числе дети, жесточайшие ее факты. Но никогда не должны они перестать волноваться, узнавая о них.

Каждый человек хранит в памяти какой-то момент своей жизни, который кажется ему вторым рождением, переломом во всей его дальнейшей судьбе. С этими воспоминаниями всегда связаны открытия в самом себе и в других людях. Война живет в душе переживших ее такими воспоминаниями, и они никогда не смогут забыть ее, как не смогут забыть, что родились когда-то.

Помнить историю своего народа нужно не только потому, что память сохраняет человеческое достоинство, но и чтобы видеть смысл своей жизни, чтобы не быть одиноким и беспомощным. Поэтому войну будут помнить, писать о ней, как стремились сохранить в летописях наши предки все детали древней истории, - это необходимо человеку, чтобы оправдать свое существование на земле. Память истории – это самоутверждение человека.

Приложение 1

Биография Василия Николаевича Шкунова

Василий Николаевич Шкунов родился 23 октября 1940 года в Свердловской области, Березовского района, п. Октябрьский.

Детства у него не было. Когда ему исполнился один год, началась Великая Отечественная война. Во время войны за ним присматривал старший брат, помогали соседи. Мама работала, чтобы прокормить детей, помочь стране в годы ВОВ. Отец и дядя ушли на фронт.

В 1948 году пошел в 1 класс, но его не окончил, потому что нужно было маме помогать кормить семью. Сначала работал пастухом. Когда стал повзрослее, выучился на слесаря.

В 1958 году призвали на воинскую службу. Сначала служил в Москве, затем в Нижнем Тагиле, последние полтора года - в Архангельских степях, в Капустном Яре. Он вспоминает: «Не забуду никогда вкус груш, которые ел во время службы. Он был такой необычный. Их аромат распространялся на 25 метров. Таких вкусных груш нигде я больше не встречал».

После службы от торфяного предприятия пошел учиться в вечернюю школу. Затем выучился на водителя и на тракториста.

1962 году женился на Зинаиде Михайловне.

1974 году переехал с семьей из Свердловской области в город Нефтеюганск, где работал до пенсии трактористом в организации «УТТ-1». За работу был отмечен благодарственными письмами и почетными грамотами.

1995 году вышел на пенсию, но продолжал работать до 2006 года.

Василий Николаевич – оптимист, позитивный человек. Он любит общаться с людьми, в трудную минуту поддержать шуткой, прибауткой.

Он любит готовить, сам печет пирожки, лепит пельмени. Увлекается рыбалкой.

Приложение 2

Мы познакомились с Василием Николаевичем Шкуновым.

Василий Николаевич очень ждал нас. К нашему приходу уже и чайник на столе стоял. Казалось бы, немного мог бы он рассказать, ведь на момент начала войны ему и года еще не было. Но беседа продлилась больше двух часов. Война застала его семью в Свердловской области. Отец и дядя отправились на фронт. А мама и еще двое его сестер и братьев остались в тылу, чтобы всеми усилиями помогать фронту. Несмотря на свой маленький возраст Василий Николаевич помнит, как мама до конца войны от рассвета до заката, по 15-16 часов в день работала на торфяном предприятии. Торф тогда был на вес золота. Василий Николаевич вспоминает: «Мама умудрялась из своей дневной нормы хлеба (200 грамм всего) выкраивать и кусочек нам принести. Да еще в детском саду поддерживали, то супом, то кашей какой. Ели крапиву, лебеду. Вот так и выжили.» Вспоминает Василий Николаевич и о том, насколько неприкосновенными были чужие огороды. «Боже избавь на чужом огороде что-то тронуть. Вот это моя крапива, а вот твоя. Даже если картошка на меже лежит. Хоть и голодные были, но не тронь». Все были заняты работой, у всех забота была. Вспоминает, что отца и дядю очень ждали. Тем не менее, для них маленьких были и простые детские радости. В лапту играли, в футбол. Носились даже несмотря на голод.

А вот победу Николай Васильевич помнит уже очень четко. «На стадионе у нас тарелка такая черная висела (радио). И вот помню, как все бегут к этому столбу и не верят. Пока голос Левитана не услышали. И тут кто плачет, кто смеется, обнимаются все. Кто-то баян принес…А мы как-то это понимали все, хоть и маленькие были, неграмотные».

Вспоминая эти военные годы Николай Васильевич, то включает минуту назад закипевший чайник, то суетливо пытается найти конфеты. Тяжело вспоминать. А на глазах поблескивают слезинки.

«Тяжело было мужиков с фронта встречать. Кто после ранения, кто вообще калека. А отец и дядя не вернулись. Позже мы узнали, что они считаются без вести пропавшими».

Приложение 3

Воспоминание о детстве Василия Николаевича.

«Из детства ничего хорошего вспомнить не могу. Детство было трудное и тяжелое. Есть было нечего. Мама постоянно была на работе. Мы сидели дома. Зимой нужно было истопить печь, чтобы в избе было тепло. Хороших игрушек у нас не было, только те, которые мы делали сами из дерева или из других материалов. Зимой играли на улице: строили пещеры, катались с горки, играли в снежки. Летом ходили собирать ягоды и грибы, чтобы не умереть с голоду. Мы были голодные, но находили силы играть в футбол и лапту. Это были мои любимые игры. Хоть мы и были маленькие, но понимали, что такое хорошо и что такое плохо.»

Приложение 4

Воспоминания о войне Василия Николаевича.

Когда началась Великая Отечественная война, мне был один год. Я помню, что о войне говорила мама: «Что о ней, проклятой, вспоминать, не дай Бог никому испытать того, что вынесло наше поколение. Сразу после начала войны призвали на фронт моего мужа. Вся работа легла на плечи женщин и детей. Работали с утра до ночи. Придешь домой - дома есть нечего, детишек не знаешь, чем накормить. Бывало, что и картошки-то не было, приходилось где-нибудь в поле мерзлую картошку собирать, оладьи печь наполовину с мякиной. Летом было легче, начинались ягоды, травы, так кое-как и выжили».

Миллионы людей, в том числе и дети, трудились у заводских станков и на полях страны, всей душой откликаясь на призыв: "Все для фронта, все для победы!»

Приложение 5

Согрин Александр, ученик 6 А класса.

Мы давно помогаем ветеранам, проживающим у нас в микрорайоне: навещаем на день пожилого человека, приглашаем на мероприятия в школу. А осенью мы узнали, что рядом с нами живут совершенно одинокие люди. Это жители дома престарелых. Первый раз мы их навестили на день пожилого человека. Мы решили устроить для них небольшой концерт. С какой же благодарностью старики приняли наше выступление, у многих в глазах были слезы. Мы поняли, что придем сюда еще. Ведь у многих из них нет ни детей ни внуков. Мы стали приглашать этих людей к нам в школу на различные мероприятия. И сами помогали, чем могли: на новый год украсили елку, расчищали снег. А еще мы много общаемся. Так интересно узнавать, как жили эти люди. Среди них нет ветеранов. Но мы узнали, что когда была война, некоторые из них еще были детьми. Они нам рассказывали о военном детстве. Оно совсем не похоже на наше: голод, лишения, тревога и страх. Мы теперь понимаем, насколько ясно и безоблачно то время, в которое живем мы. И во многом за это мы должны быть благодарны им – тем, кто сумел для нас сохранить этот мир.

Приложение 6

Классный руководитель 6а класса И.А. Хворостова

Данный проект очень важен для детей. Они по-настоящему подружились с пожилыми людьми, очень ждали очередной встречи с ними, серьезно и ответственно относились к подготовке каждой из них.

Ребятам очень хотелось окружить этих людей заботой и вниманием, поэтому они готовили подарки, поздравления к праздникам, разучивали песни тех лет, для того, чтобы вместе их исполнять. С особой теплотой учащиеся ухаживали за пожилыми людьми: встречали их подавали чай и пироги во время чаепития, затем провожали пенсионеров. Ребятам было очень интересно узнать о детстве и юности этих людей. Много вопросов учащиеся задавали о войне, о том, как жили эти люди в то нелегкое время.

С огромным желанием ребята навещали своих «старших товарищей», помогали им по хозяйству, расчищали дорожки от снега.

А с каким желанием они выступали с концертными номерами, музыкальными композициями.

Благодаря этому проекту ребята повзрослели, стали серьезнее, с особой заботой и вниманием они относятся к тем людям, которым так не хватает человеческого тепла. Пенсионеры благодарны детям за общение, за возможность встречаться друг с другом в такой доброй и искренней атмосфере.

Приложение 7

Педагог – организатор Ю.В. Карманова

Наблюдая за детьми 5а, 6а, 8в классов и других учеников, которые непосредственно участвуют в реализации проекта «Дом без одиночества», можно сделать следующие выводы.

Дети, которые сами готовят творческие поздравления для людей, оставшихся одинокими, которые чистят снег в Доме, поют песни, за чашечкой чая беседуют с людьми старшего поколения, из первых уст узнают секреты взрослой жизни, своими руками изготавливают поделки, открытки, меняются на глазах. Проявляются ценности, которые становятся приоритетными:доброта, искренность, толерантность, достоинство личности, взаимное доверие, законопослушность,и образованность, честность и обязательность, взаимное доверие, толерантность, законопослушность и т.д. Ценностные ориентации выступают в форме поведения, направленности, мотивов, принципов, потребностей.

Вовлекая школьников в добровольческую деятельность, мы, взрослые, трактуем её как деятельность, имеющую личностную и общественно - значимую цель, форму проявления гражданской активности индивида, направленную на воспитание в себе гражданина, развитие межкультурной толерантности.

Приложение 8

Василий Николаевич с мамой Еленой Николаевной.

Просмотров работы: 94