За последние 25 лет в России и Беларуси произошли глобальные перемены в социально-экономической, общественной и политической жизни. Процесс гуманизации и демократизации общества затрагивает все процессы жизни. Не обошло это стороной и процесс интеграции лиц с ОВЗ. Основной идеей этого процесса можно считать стремление по сближению систем специального и общего образования в обеих странах.
Интеграция детей с нарушением зрения в массовые дошкольные и школьные учреждения расширит круг их общения, сблизит детей с разным уровнем развития.
Интеграция - это процесс и результат, предоставления прав и возможностей человеку с ограниченными возможностями здоровья, который поможет людям участвовать во всех формах социальной жизни основного общества.
Успешность данного процесса зависит от множества факторов: кадровых, законодательных, экономических, а так же готовности общества принять, понять и разделять проблемы другого человека.
По мере развития общества складывались различные критерии оценки еполноценности человека, что служило характеристикой производственных сил, культуры сознания общества по отношению к психическим и физическим качествам личности. Интерес к данной проблематике обусловлен тем, что определить уровень развития человеческого общества можно не только экономическими показателями и характеристиками, но и тем, как оно относится к людям обездоленным и людям с инвалидностью [4, c. 10].
В данной статье мы рассмотрим отношение людей из разных стран по вопросам инклюзии для лиц с проблемами зрения. Предметом данного исследования являются вопросы, на основе которых был проведен анализ исследования. Объектом исследования является общее мнение выбранных групп людей.
В первобытном (до правовом) обществе физически неполноценный соплеменник, тем более хилый от рождения ребенок, близкими людьми отвергался. Подобное отношение, характерное для сообществ с первобытнообщинным укладом жизни, являлось строгой, непререкаемой нормой, обусловленной природной необходимостью.
Что изменилось с появлением античного государства? Гражданские права напрямую связывались с земельной собственностью и обладанием оружием, а потому ребенок-инвалид априори не мог обрести статус гражданина. Официально суду правовые претензии калеки представлялись столь же нелепыми, как претензии умершего; античный суд приравнивал инвалида к мертвому. Милосердие не входило в перечень моральных ценностей, отторжение калек и уродов признавалось «естественной справедливостью».[4]
Эпоха Просвещения стала отправной точкой в становлении гуманистических взглядов инвалидности. Стали создаваться законы о защите прав инвалидов, специальные учреждения, где осуществлялись весьма удачные попытки обучения таких людей. Одним из тех, кто всерьез решил заняться проблемами слепых детей стал Валентин Гаюи - известный французский благотворитель, педагог и новатор XVIII — XIX веков, один из первых тифлопедагогов, создатель первых учебных заведений для слепых. В 1784 году, в возрасте 39 лет Гаюи, уже состоявшийся на тот момент педагог, без помощи правительства и негосударственных благотворительных обществ, исключительно на свои личные средства и в своём же собственном доме открыл первую в мире школу для слепых детей под названием «Мастерская трудящихся слепых».[5]
Современное общество тщательно сохраняет человеколюбие и толерантность, но неоднозначность сохраняется и на сегодняшний день. Как показывает практика, еще не все способны спокойно относится к инвалиду, как к равному себе, по причине того, что испытывают страх в отношении того, кто отличается от негласных общепринятых канонов.
Опрос был проведен между двумя группами людей близкородственных стран. Респондентами был выбраны студенты Минский государственный профессионально-технический колледж кулинарии(Минск,Беларусь) и Забайкальский государственный университет (Чита, Россия). Опрос был проведен методом анкетирования.
Анкета включала в себя 11 вопросов:8 вопросов с простым вариантом ответом, а так же оценочные, и 3, предлагающий развернутый ответ. В анкетировании принимало участие 50 человек. 29 из Читы, и 21 из Минска. На стороне Минска данные помогала собрать ученица группы 10Д Меницкая Анастасия Игоревна.
Стоит отметить, что в обоих городах достаточно развиты общественные организации по защите прав инвалидов. В Минске это, Общественное Объединение «Белорусское товарищество инвалидов по зрению» и в Чите Забайкальская краевая организация Всероссийского общества слепых.
По информации с сайтов, в ОО «БелТИЗ» 11 400 членов(при населении в 1 992 685 чел. (2019 г.)), а в ЗКОВОС – 1665 членов (население 1 072 806 чел. (1 января 2018 г.)). [1,2]
Результаты исследования показали, что среди минских респондентов процент людей, которые встречались с инвалидами по зрению почти в полтора раза меньше, чем в России (43%/65% соответственно).
Дальнейшее исследование помогло сделать вывод ,что многие из опрошенных людей, не уверены в достаточной дееспособности людей с нарушениями зрения. Хотя, как отмечают сами люди с нарушениями зрения, они могут самостоятельно выполнять каждодневные личные дела.
Но все же, большее предпочтение получили варианты ответа: одеваться и умываться.
Об их полной недееспособности говорят 12% от общего числа респондентов.(Рис. 1)
На вопрос: знаете ли вы известных слабовидящих деятелей, в которых могли входить люди из сферы эстрады, кинематографии и других областей, лидерами по ответам стали : ясновидящая Ванга, о ней осведомлены 14% опрошенных из Минска и Галилео Галилем- 10 %. В России - Диана Гурцкая-15% голосов, а так же Галилео Галилей – 11%.Варианты ответов представлены в гистограмме. В вариант ответа «другие» попали личности, набравшие по одному голосу(Рис. 2)
Следующий вопрос указал нам на то, что ,переводя в среднее арифметическое число, принять в свой круг общения инвалида по зрению сможет большинство, из опрошенных :Белоруссь-3,5,Россия-4.это число достаточно просто прокомментировать тем, что группа отвечающих в Минске не так часто встречалась с инвалидами, как читинцы. Но, что было интересным, в дополнении к ответу, именно эта группа высказались о том, что им важно, каков будет сам человек, его поступки и действия, о чем наши соотечественники не высказались.
Обе страны, большинством голосов показали, что не против интеграционной среды для инвалидов и даже высказали одобрение по этому поводу. Но вот проявить готовность самим работать или учиться в коллективе с инвалидом по зрению, не захотели 40% от общего числа респондентов.
Легенда следующего вопроса была о слепом ребенке, которому понадобилась помощь. В большинстве своем, люди из обеих стран готовы оказать помощь инвалиду, но то, что читинцы готовы оказывать «медвежью услугу» не совсем корректно. На последний вопрос практически 100 % ответили, что готовы оказать помощи не ожидая просьбы от слепого ребенка ,тогда как в Белоруссии на такой шаг готовы пойти только 50%.
После общения с людьми с проблемами зрения, нам удалось выяснить, что чрезмерная заинтересованность в них и желание помочь без просьбы может раздражать самих инвалидов, так как с большинством вещей , как писалось выше,они способны справиться сами.
Как итог, можно отметить, что обе группы отвечающих выступают за создание интеграционной среды, обе группы достаточно осведомлены о об знаменитых личностях и готовы поддерживать идеи интеграции.Исследование помогло увидеть различия и сближение двух городов из разных стран. Данное исследование может помочь в дальнейшем предотвратить барьеры недопонимания среди людей именно в тех вопросах, где они были.
Список литературы:
http://zabvos.ru
https://beltiz.by
https://ru.wikipedia.org/wiki/Гаюи,_Валентин
Аверина Е.А. Интеграция инвалидов в общество: теоретическое осмысление проблемы /Е.А. Аверина //Вестник Томского государственного университета. Философия, социология, политология. — 2011. — № 1. — С. 5—11.
Гребёнкин А.Ю. Отношение к инвалидам в Европе в различные исторические эпохи // Вестник Московского государственного гуманитарно-экономического института. 2012. № 2.(стр.27-28)