Актуальность исследования. Уровень образования лиц ограниченными возможностями здоровья определяет их уровень жизнедеятельности, возможность расширения кругозора и способность быстрой социализации, адаптации, реабилитации, компенсации и возвращения в трудовую деятельность. Люди с инвалидностью часто сталкиваются с физическими, информационными, операционными и коммуникативными барьерами, которые не позволяют им полноценно и эффективно участвовать в жизни общества.
Из-за вышеперечисленных барьеров люди с инвалидностью не имеют равного доступа к базовым ресурсам, таким как образование, занятость, здравоохранение, системам социальной и правовой поддержки.
На текущий момент самым используемым является определение инвалидности, которое дается в Конвенции ООН о правах людей с инвалидностью:
"инвалидность является результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими и средовыми барьерами и которое мешает их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими".
На данный момент в Казахстане идет процесс формирования доступной среды, уровень доступности постепенно повышается. В нашей стране принята законодательная и нормативная база, регламентирующая сферу формирования качественной безбарьерной среды, есть система контроля и надзора за нарушениями в этой сфере, разработан Национальный план по обеспечению прав и улучшению качества жизни лиц с инвалидностью до 2025 года [4]. Тем не менее, есть проблемы, и изменения происходят не так быстро, как нам хотелось бы.
Современная концепция инвалидности рассматривает инвалидность как взаимодействие между состоянием данного человека и факторами среды его обитания (например, негативного отношения или недоступности образования, медицины и зданий), которые превращаются в барьеры и мешают человеку участвовать в жизни общества.
Цель исследования – определить уровень доступности высшего образования для лиц с инвалидностью в Казахстане, в частности в городе Актобе
Задачи исследования.
1. Изучить методы определения уровня доступности высшего образования для лиц ограниченными возможностями здоровья
2. Определить уровень образования лиц ограниченными возможностями здоровья в Казахстане, в частности в городе Актобе
3. Исследовать факторы, определяющие уровень развития образования лиц ограниченными возможностями здоровья
4. Выявить современные методики развития образования у лиц с ограниченными возможностями здоровья
Методы исследования. Для решения данной цели были использованы следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы; метод контент-анализа, метод теоретического моделирования, методы анализа и синтеза.
Результаты исследования. На данный момент в Казахстане насчитывается более 680 тыс. инвалидов, что составляет 4% от всего населения [5]. У многих граждан с инвалидностью, порядка 45% из них нет образования вообще, т.е. даже на уровне среднего [6]. В высших учебных заведениях страны учатся менее 1% от всех лиц с ограниченными возможностями здоровья [7].
Согласно п. 5 ст. 26 «в случае одинаковых показателей при проведении конкурса на получение образовательных грантов, а также на зачисление в состав обучающихся по государственному образовательному заказу на подготовку кадров с техническим и профессиональным, после- средним и высшим образованием преимущественное право имеют ... инвалиды I и II групп, лица, приравненные по льготам и гарантиям к участникам войны и инвалидам войны, инвалиды с детства, дети-инвалиды, которым согласно заключению медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих организациях образования».
Таким образом, нормативно-правовая база высшего образования инвалидов в Казахстане состоит из Конституции и ряда национальных законов, среди которых Закон «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан» и «Об образовании». Правительство Республики Казахстан признает право инвалидов на образование, в том числе высшее. Существует квота приема в вузы для лиц с ограниченными возможностями здоровья в размере 1%. Инвалиды имеют также ряд льгот при поступлении и обучении в вузе.
В г.Актобе , где проживает около 9 тыс. лиц с ограниченными возможностями (по данным Министерства труда и социальной защиты населения РК), из которых 20% составляют дети, функционирует всего 4 специализированных учреждений для детей-инвалидов с различными формами нарушения здоровья (в основном, с нарушениями слуха, речи, ментальным нарушениями). В этих школах обучается только половина детей-инвалидов, остальные дети обучаются на дому, получая всего 6-8 учебных часов в неделю и изучая ограниченное число преподаваемых предметов. В результате недостаточное, ограниченное начальное и среднее образование не позволяет многим детям-инвалидам продолжать обучение в колледжах и высших учебных заведениях, претендовать на более высокую степень образования. Отметим, что дети-инвалиды, проживающие в семьях, при отсутствии возможности обучаться в общеобразовательных школах, по заключению психолого-медико-педагогической консультации воспитание и обучение могут получать на дому. В настоящее время обучается на дому 390 детей. Также частный Фонд "Дара"[21] открыл при общеобразовательных школах Ресурсный центр инклюзивного образования. [21].
Что касается высшего образования, то его получение инвалидами и их обучение в вузах страны на современном этапе является большой редкостью и сопряжено с очень большими трудностями.
На начало 2019/2020 учебного года в Республике Казахстан действует 129 высших учебных заведений (вуз) с учетом филиалов. Почти 2/3 из них являются частными, чуть менее трети – государственными и 4 вуза – с иностранной формой собственности.
Существующее сегодня в Казахстане специальное и дистанционное образование для инвалидов, с одной стороны, создает особые условия для удовлетворения потребностей учащихся в педагогических услугах, а с другой - препятствует социальной интеграции инвалидов, ограничивая их жизненные шансы. На данный момент большинство вузов страны не готовы к встрече с абитуриентами-инвалидами: нет ни обустроенной среды, ни специальных программ, рассчитанных на такое обучение [15].
В этой связи стоит отметить, что Almaty Management University (МАБ) - это единственный в Казахстане вуз, технически оснащенный для приема и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. При этом в 2015 г. в данном вузе обучалось только 13-15 человек с ограниченными возможностями [16]. А с 2018 года в Актобе в воскресной форме обучения обучается пока 1 человек.
Город Актобе является областным центром на западе Казахстана. В областном центре более 60 средних школ, и более 25 колледжей [19] и 6 ВУЗов [20] их них 3 государственных университета. Это:
Актюбинский региональный государственный университет им. К. Жубанова (АРГУ)
Актюбинский университет им. Байшева
Военный институт сил воздушной обороны имени дважды героя Советского Союза Т.Я. Бигельдинова МО РК
Западно-Казахстанский государственный медицинский университете имени М.Оспанова (ЗКГМУ)
Казахско-Русский международный университет (КРМУ)
Университет международного бизнеса (UIB) ЦДО, филиал
В настоящее время в АРГУ обучаются всего 4 человека с поражением опорно-двигательного аппарата. Из них 1 человек магистрант. 2 обучаются на факультете иностранных языков и 1 студент на факультете дизайна. В АРГУ открыть факультет по дефектологии. ведется работа по созданию института социального волонтерства в поддержку граждан с ограничениями здоровья. Доступна онлайн библиотека на территории университета. Также ведется работа по созданию безбарьерной среды для студентов с поражениями опорно-двигательного аппарата. Построен пандус, работают лифты, переоборудованы санузлы. Однако еще не созданы условия для обучения для незрячих и слабослышащих студентов.
Такая же картина и в других ВУЗ-ах города Актобе.
Пример сложностей ситуации с обеспечением прав инвалидов на образование в Казахстане, являются результаты опроса среди лиц с ограниченными возможностями здоровья, проживающих в Актобе (приняли участие 100 человек) по результатам опроса мы заключили, что люди с инвалидностью не видят перспективы при получении высшего образования. Выяснилось, что образование остается недоступным для многих них, потому что у многих отсутствует качественное среднее образование, которое могло бы им помочь при сдачи ЕНТ (Единого национального тестирования).
На вопрос: «Какие образовательные услуги вам доступны?» респонденты отметили: учебные курсы - 14%, вузы - 11%, учреждения технического и профессионального образования-10%, дистанционное образование- 5%, внешкольные образовательные кружки - 5%, обычные средние школы - 8%, коррекционные образовательные учреждения - 4%, дошкольные учреждения для детей с особыми нуждами разного профиля - 3%, репетиторство - 2%, образование на дому - 3%. При этом 15% опрошенных назвали образовательные услуги недоступными, 20% не пользуется или не нуждается в образовательных услугах. Лишь 12% из опрошенных окончили вузы, 63% нигде не учатся. При этом 31% считают, что они нуждаются в высшем образовании, и свыше 10% -считают, что нуждаются профессионально-техническом среднем образовании.
Также есть респонденты, которые предпочитают получать учебные материалы в виде: респонденты: электронной библиотеки через Интернет
- 30%, аудиокниги- 19%, специальных программ, озвучивающих текст-9%, специальной литературы на шрифте Брайля - 7%, специальных книг с увеличенным шрифтом - 4%. Больше половины участников опроса (55%) отметили, что преподаватели никак не учитывают специфику их заболевания.
В итоге был сделан вывод о том, что образовательные услуги в Актобе малодоступны для инвалидов: весь спектр укладывался от 3% (образование на дому) до 14% (учебные курсы). При этом подавляющая часть инвалидов (63%) вообще не учились, только десятая часть учились в учреждениях ТиПО (технического и профессионального образования) и вузах .
В 2019 г. из общего числа инвалидов обратившихся в Центр занятости города Актобе (315 чел.), из них охвачено активными мерами содействия занятости 310 чел, из них по квоте трудоустроено 115 чел на постоянную работу, вне квоты 145 чел, из них 27 чел направлены на обучение (из статотчета городского Центра занятости).
При всем этом, в стране имеется практика сотрудничества государства и гражданского общества по обучению и трудоустройству инвалидов. Сегодня в Казахстане функционирует более 200 различных организаций, объединяющих инвалидов. Так, многие общественные организации, занимающиеся проблемами инвалидов, добиваются их конституционного права на образование, способствуют получению детьми- инвалидами среднего и высшего образования. Наиболее эффективными в данной сфере являются общественное объединение "Фонд поддержки парализованных граждан города Актобе", которую возглавляет Герой труда РК Байменова Куралай, республиканское ОЮЛ "Союз инвалидов Казахстана", председатель Аманбаев Али, республиканское общество женщин-инвалидов «Биби-Ана», председатель Имангазина Бибигуль, Ассоциация родителей детей-инвалидов (АРДИ), председатель Тахауова Асия, и многие другие [7].
Выводы: таким образом, в сфере образования инвалидов Казахстана можно наблюдать следующую динамику: несмотря на отсутствие в стране достаточного количества специальных образовательных учреждений, развитой безбарьерной среды, идет положительная тенденция в сторону обращения лицом к данным проблемам. Последние несколько лет создается система сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях (специалисты, специальные адаптирующие образовательные программы, специальные технические средства, индивидуальные помощники, услуги инва-такси и т.п.), проводится огромная работа по созданию толерантного отношения общества к инвалидам усилиями государственных структур и НПО, совершаются системные попытки развития инклюзивного образования в целом. Ведется работа по созданию безбарьерной среды для студентов с ограничениями здоровья.
Рекомендации. Необходимо проводить, в условиях ВУЗ-ов, мониторинги и правовые и обучающие семинары по улучшению безбарьерной среды для лиц с ограничениями здоровья, заключать меморандумы по вопросам дальнейшего трудоустройства студентов с инвалидностью.
Использованная литература, источники:
[1] Всемирный доклад об инвалидности https://www.who.int/disabilities/world_report/2011/accessible_ru.pdf?ua=1
[2] Фактологический бюллетень по вопросам инвалидов https://www.un.org/ru/rights/disabilities/background_7.shtml
[3] Конвенция о правах инвалидов https://www.ohchr.org/Documents/Publications/CRPD_TrainingGuide_PTS19_RU.pdf
[4]Информационно-правовая система Нормативных правовых актов Республики Казахстан http://adilet.zan.kz/rus/docs/P1900000326
[5] В Казахстане растет количество инвалидов [Электронный ресурс] 04.12.2014, - URL: http://www.zakon.kz/4672830-v-kazakhstane-rastet-kolichestvo.html
[6] У 45% инвалидов в Казахстане нет образования для работы [Электронный ре- сурс].- Дата публикации: 27.8.2014,- URL: http://soik.kz/index.php?option=com_content&view=article&id=163:-45-------&catid=5:2013—07—20—00—55—28&Itemid=83
[7] Еркибаева Г.Г. Состояние детей-инвалидов в Казахстане [Электронный ресурс] / Г.Г. Еркибаева, А.Б. Алпамысова. - URL: http://www.rusnauka.com/ 4SND2013/Pedagogica/6_l 28301 .doc.htm
[8] Конституция Республики Казахстан [Электронный ресурс].- URL: http://www.akorda.kz/ru/official_documents/constitution
[9] О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан: закон Республики Казахстан (с изменениями и дополнениями по состоянию на 05.12.2013 г.) [Электронный ресурс]. - URL: http://soik.kz/images/Dokuments/rk/19_0% 20sociarnoj%20zashhite%20invalidov%20v%20Respublike%20Kazahstan.pdf
[10] Об образовании: закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года № 319- III» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 21.07.2015 г.) [Электронный ресурс]. - URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30118747
[11] Об утверждении размеров квоты приема при поступлении на учебу в организации образования, реализующие профессиональные образовательные учебные программы технического и профессионального, послесреднего и высшего образования: постановление Правительства Республики Казахстан от 28 февраля 2012 года №264 [Электронный ресурс].- URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31135103
[12] В Казахстане проблемы инвалидов - на втором плане [Электронный ре- сурс]. - Дата публикации: 2010 г. - URL: http://www.dw.com/ru/B-Ka3axcTa- не-проблемы-инвалидов-на-втором-плане/а-6270053
[13] Казахстан ратифицировал конвенцию оправах инвалидов [Электронный ресурс].- Дата публикации: 20.02.2015,- URL: http://ria.ru/world/ 20150220/1048755747.html
[14] Мукашева Б.А. Инструменты регулирования социальной сферы Казахстана [Электронный ресурс] / Б.А. Мукашева. - Дата публикации: 2012. - URL: https://www.studmed.ru/mukasheva-ba-demushkina-lo-teoriya-gosudarstvennogo-regulirovaniya-ekonomiki_0d659189e08.html
[15] Коростелева H.A. Актуальность внедрения технологии интегрированного (инклюзивного) обучения в высшие учебные заведения Республики Казахстан [Текст] / Н.А. Коростелева, Е.А. Мартынова // Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). - М.: Буки-Веди, 2012. - С. 207-210.
[16] Акимат Алматы выделил гранты на обучение в вузе выпускникам с ограниченными возможностями [Электронный ресурс].- Дата публикации: 22.07.2015. - URL: http://www.zakon.kz/4730013-akimat-almaty-vydelil- granty-na.html
[17] В Казахстане лишь 12% инвалидов трудоспособного возраста обеспечены рабочими местами [Электронный ресурс]. - Дата публикации: 28.05.2013. - URL: http://primeminister.kz/news/show/26/v-kazahstane-lish-12-invalidov-trudosposobnogo-vozrasta-obespecheny-rabochimi-mestami-mintruda-rk-/28- 05-2013
[18] Черевык К.А. Проблемы образования и трудоустройства инвалидов в Казахстане [Текст] / К.А. Черевык, - М.: РЭУ им. Г.В. Плеханова, - №1 (21). - С. 48-51. - (Наука и практика)
[19] Колледжи Актобе, Электронный ресурс, https://kolledzhi.kz/kolledzhi-aktobe.html
[20] ВУЗы Актобе, Электронный ресурс, http://edu.resurs.kz/univer/aktobe
[20] Фонд "ДАРА", https://dara.kz/
[21] ОО "Фонд поддержки парализованных граждан города Актобе", http://aktobe-live.kz/