УСЛОВИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО – ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

УСЛОВИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО – ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Джамалудинова З.Г. 1, Абакарова Н.Д. 1, Алибекова К.М. 1
1ФГБОУ ВО "Дагестанский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Все дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата имеют особые образовательные потребности и нуждаются в особых условиях обучения и воспитания. Для получения образования детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата необходимо обеспечить специальные условия.

С детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата необходимо проводить коррекционные занятия, обеспечивающие усвоение программного материала — расширение знаний и представлений об окружающем, формирование пространственных и временных представлений, развитие графических навыков. Педагог выявляет фактическое состояние знаний, умений и степень готовности каждого ученика по общеобразовательным предметам, выделяет тех детей, которые в силу имеющихся нарушений не могут усваивать программный материал, и объединяет их в отдельные группы для проведения коррекционных занятий. Внутри каждой группы педагогу следует выяснить характер и степень затруднений учащихся, составить перспективный план на каждого ученика и организовать занятия с каждой группой 2—3 раза в неделю; продолжительность каждого занятия 20—30 минут.

Коррекционные занятия не должны дублировать ни содержание, ни форму урочных занятий. При их проведении необходимо использовать различные формы и виды работ, особое внимание следует уделять предметно-практической деятельности детей. В начальных классах целесообразно проводить часть занятий в игровой форме. Продолжительность пребывания обучающихся в той или иной группе определяется степенью коррекции специфического затруднения и готовностью выполнять задания вместе с классом. Поэтому состав групп должен быть подвижным: одних детей следует выводить для работы с классом, а других включать в состав групп для коррекции нарушений. Таким образом, один и тот же ученик в течение года может входить в состав различных групп. В цикл коррекционных занятий обязательно включаются:

• логопедические занятия для детей с речевой патологией (с использованием компьютерных программ при тяжелых речедвигательных нарушениях — анартрии);

• индивидуальные и групповые занятия для коррекции нарушенных психических функций;

• специальные занятия для стимуляции и коррекции нарушений двигательного развития (большое внимание уделяется развитию функциональных возможностей кистей и пальцев рук). Образовательная организация должна быть обеспечена учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам. Образовательная организация должна также иметь доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам, в том числе к размещенным в федеральных и региональных базах данных.

Первое условие — это необходимость моделирования специальной предметно-развивающей среды, которая определяет интенсивность воздействия окружающего мира на ребенка и обеспечивает его комфортное и безопасное жизненное пространство. Пространственная и предметная организация среды облегчает адаптацию ребенка к изменяющимся обстоятельствам жизни и создает оптимальные для него условия усвоения образовательных программ и технологий.

Внеучебное пространство:

• специально приспособленное здание (пандусы; поручни и коляски; ручки-скобки, за которые ребенок может держаться стоя и передвигаться; туалеты; лифты — для зданий, имеющих более 1 этажа; съезды на тротуарах и другие приспособления);

• приспособления для дверей (автоматическое открывание), для лестницы (площадка подъемник); для туалета (стульчик, ручки и перила, подъемник для ванны);

• адаптированные туалеты, включающие в себя кушетки, для смены памперсов.

Учебное пространство: расположение парт с возможностью проезда коляски; зона для релаксации.

Рабочее место должно обеспечивать комфортное и удобное положение ребенка в пространстве, создавать условия для полноценного восприятия и организации его активных действий. Комфорт и удобство достигаются за счет подбора мебели и технических средств (укладок, реклинаторов и пр.) в соответствии с антропометрическими данными ребенка (ростом, весом), спецификой двигательных нарушений (спастикой или гипотонусом, наличием гиперкинезов и др.). При ДЦП безопасным является положение ребенка в рефлекс-запрещающих позициях, с фиксацией конечностей и головы, с частой сменой положения (с интервалом 10— 15 минут). Расположение рабочего места в пространстве комнаты и его оснащение должны обеспечивать условия для полноценного восприятия. Это и комфортное освещение, и минимальное количество предметов в поле зрения ребенка, и специальные приспособления для закрепления предметов на поверхности стола, и др. Предпочтительным является зонирование пространства класса на зоны для отдыха, занятий и прочего с закреплением местоположения в каждой зоне определенных объектов и предметов. Прием зонирования делает пространство групповой комнаты узнаваемым, а значит — безопасным и комфортным для ребенка с нарушением ОДА, обеспечивает успешность его пространственного ориентирования, настраивает на предлагаемые формы взаимодействия, способствует повышению уровня собственной активности.

Организация учебного процесса. Содержание обучения для детей с тяжелыми двигательными нарушениями имеет ряд общих черт с содержанием обучения в ДОУ: обучение является цензовым, т. е. обеспечивает дошкольникам образование в объеме соответствующих ступеней ДОУ;

— в учебных планах и программах реализуется принцип последовательности изучения предметов;

— построение программ соответствует основным дидактическим принципам.

Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в коррекционной части общеобразовательной программы должны быть предусмотрены занятия по коррекции недостатков двигательных и психических функций. Предметы коррекционного цикла выбираются в зависимости от имеющихся у детей нарушений. В них включены:

1. Занятия лечебной физкультурой (групповые и индивидуальные занятия) в целях компенсации двигательного дефекта. Эти занятия организуются на фоне массажа, медикаментозного лечения, физио-и-водолечения, т. е. необходимых процедур реабилитационной программы.

2. Логопедические занятия; их особенностью является использование компьютерных программ.

3. Индивидуальные и групповые занятия по коррекции нарушенных психических функций. Содержание коррекционных занятий определяется в зависимости от структуры речевых, двигательных нарушений для каждого учащегося индивидуально.

При приеме ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата в образовательном маршруте в соответствии с рекомендациями ПМПК важно предусмотреть обучение в диагностико-пропедевтическом классе. Обучение ребенка в диагностико-пропедевтическом классе в первую очередь необходимо для уточнения уровня интеллектуального развития. Поэтому классы формируются без учета уровня интеллектуального развития.

Основными задачами диагностико-пропедевтического периода обучения являются:

— уточнение уровня умственного развития;

— подготовка детей к обучению в ДОУ (формирование дошкольных навыков);

— коррекционная работа по формированию двигательных навыков, речи и познавательной деятельности.

В диагностико-пропедевтической группе осуществляется адаптация ребенка с тяжелыми нарушениями в развитии к дошкольным условиям, проводится диагностика психического развития ребенка, основанная на длительном наблюдении за ним, составляются и начинают реализовываться педагогические рекомендации. В качестве предпосылок к усвоению программного материала первой ступени в ДОУ можно выделить следующие:

1) Создание психологической основы развития разных видов деятельности, а именно:

— положительная установка на посещение ДОУ;

— формирование функций передвижения, манипулирования;

— положительное развитие всех психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, воображения);

2) Формирование первичных умений и навыков разных видов деятельности: общения, игры, познавательной деятельности, творчества, самообслуживания.

В учебный план диагностико-пропедевтическогй группе включены: изодеятельность, развитие речи, трудовое воспитание, а также специальные дисциплины — самообслуживание и бытовая ориентировка, сенсорное воспитание.

Литература:

Выготский Л.С. Основы дефектологии – СПб., 2003.

Зигле Л.А., Ефимова Н.М, Малинина Н.Ю., Михайлова В. Педагогический круг: методические рекомендации. – СПб., 2011.

Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. Особенности психического развития детей с церебральным параличом и общие принципы их воспитания в семье.

Микшина Е.П., Зигле Л.А. Технологии инклюзивного образования в дошкольных учреждениях: рекомендации для руководителей дошкольных учреждений. – СПб., 2011.

Поздникин Ю.И. и др. Повреждения и заболевания опорно-двигательного аппарата у детей. - СПб.: Б.И., 2000

Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич - СПб., 2001.

Просмотров работы: 1033