Понятие «социокультура» в научный оборот ввел П.А. Сорокин, он относил к ней всю Вселенную, сотворенную человеком (всю духовную и материальную культуру). По мнению Ю.Н.Кулюткина и С.В.Тарасова это сложная структура общественных, материальных и духовных условий, в которых реализуется деятельность человека. Среда оказывается существенным условием развития личности; в тоже время под влиянием деятельности человека, среда изменяется сама.
Преобразования, происходящие сегодня в мире, создание новых технологий, расширение связей между специалистами и людьми показывают серьезные изменения в движение социума в направлении цивилизации нового типа. На сегодняшний день образовательная модель «знания – сила» теряет свою актуальность, заменяясь моделью «образование – это исследование». Данная модель предполагает у участников образовательного пространства улучшения качеств мышления, а именно гибкости ума, пытливости, умения творческого и нестандартного подхода к решению познавательных задач. В связи с этим можно привести высказывание В.И. Байденко: «…все чаще …нужна не квалификация, а компетенция, которая рассматривается как своего рода коктейль навыков, свойственных каждому индивиду, в котором сочетаются квалификация в строгом смысле этого слова, социальное поведение, способность работать в группе, инициативность».
На наш взгляд, некоторые из этих качеств как раз достаточно развиты в детях старшего дошкольного возраста, а некоторые необходимо развивать как раз в этом (шестилетнем) возрасте. Мы это объясняем тем, что для детей данной возрастной категории присуще усложнение волевых проявлений, возникновение рефлексии, эмпатии, формирование сотрудничества. Социальные качества у детей шестилетнего возраста становятся надстройкой для формирования когнитивных компетенций, тем более, что самым важным из новообразований этого возраста, на наш взгляд, является пробуждение учебного мотива.
В старшем дошкольном возрасте происходит развитие самосознания и осознание собственных переживаний, совершенствуются такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Таким образом, перед специалистами, работающими с данной категорией детей стоит сложная задача формирования ключевых компетенций с опорой на вышеперечисленные новообразования.
Ранее развитие и формирование когнитивных компетенций станет ответом на требования современного общества максимально раскрыть индивидуальные способности, дарования и сформировать на этой основе в будущем компетентную личность школьника и маленького гражданина, который сумеет сделать в будущем адекватный жизненный выбор и нести за него ответственность, осознавать и отстаивать свою гражданскую позицию и права. Предпосылки этих качеств можно и нужно формировать с детства. Поэтому мы предпологаем, что предложенная нами технология формирования когнитивных компетенций у детей шестилетнего возраста позволит обеспечить полноценное развитие и формирование общих и специальных познавательных действий.
Изучив кандидатские исследования последних лет, психолого-педагогические работы и нормативные акты, регулирующие дошкольное образование, мы можем отметить существенное отставание, несоответствие содержания и технологии обучения требованиям современного общества; несогласованность содержания, методов и средств обучения, существенные различия в характере и способах познавательной деятельности, обусловленные нарушением поэтапности, последовательности и преемственности в системе "детский сад-школа", слабую готовность выпускников детских садов к школьным требованиям.
Необходимо отметить, что опора только на традиционные формы обучения не обеспечивает формирование когнитивных компетенций будущих первоклассников. На наш взгляд это связано с тем, что на нынешнем этапе образования воспитатели чаще применяют методы обучения, основанные на пассивном восприятии материала детьми, а так же с отсутствием системы критериев и показателей, позволяющих оценить уровень сформированности компетенций старших дошкольников. Причин этому несколько, и не все они связаны с недостаточной теоретической разработкой проблемы когнитивных компетенций у дошкольников. Анкетирование педагогов ДОУ и родителей показало, что существует масса стереотипов и болезненных переживаний, связанных с оцениванием возможностей детей, излишняя «индивидуализация» критериев оценки и представлений о способах выполнения учебно–познавтельной деятельности.
Между тем исследователи старшего дошкольного возраста отмечают, что у шестилетних детей сознание приобретает смысловую структуру, и у ребенка развивается способность к аналогичным действиям. Нами отмечено, что поэтапное объяснение дает ошеломляющий результат. Все это позволило нам предложить технологию формирования когнитивных компетенций у детей шестилетнего возраста с опорой на развитие основных новообразований данного возраста и выделить объективные противоречия между растущей необходимостью формирования когнитивной компетенции детей шестилетнего возраста и недостаточной определенностью сущности, структуры и уровней формирования когнитивной компетенции у старших дошкольников; потребностью педагогической практики в осуществлении педагогического процесса, способствующего формированию когнитивной компетенции у детей шестилетнего возраста, и отсутствием научно обоснованной модели данного процесса и педагогических условий ее реализации.
Для объяснения актуальности нашего исследования мы провели анализ и уточнение понятия «когнитивная компетенция» с целью проектирования модели формирования когнитивных компетенций у детей шестилетнего возраста.
На наш взгляд формирование когнитивных компетенций у детей шестилетнего возраста в процессе обучения не только предшествует формированию будущих «взрослых» компетенций, но и поможет им жить настоящим за счет усвоения образа будущего. Мы сделали такой вывод исходя из анализа трудов по этой проблеме, который показал, что большинство исследователей считает, что компетенции для ребенка – это образ его будущего, ориентир для освоения.
Предложенная нами технология по формированию когнитивных компетенций у детей шестилетнего возраста поможет им
- организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их;
- организовывать свои собственные приемы изучения;
- уметь решать проблемы;
уметь сотрудничать и работать в группе.
В будущем дети смогут быстро адаптироваться к изменившимся требованиям за счет умения
- использовать новые технологии информации и коммуникации;
- доказывать гибкость перед лицом быстрых изменений;
- показывать стойкость перед трудностями;
- уметь находить новые решения.
При построении технологии по формированию когнитивных компетенций у детей шестилетнего возраста мы исходили из того, что структура когнитивной компетенции включает мотивационный, когнитивно-операциональный, деятельностный, оценочный компоненты, которые, обладая содержательной специфичностью и логикой развернутости, взаимосвязаны и интегративны.
Каждый компонент когнитивной компетенции имеет универсальную составляющую, не зависящую от формы обучения, и специфическую, обусловленную конкретной образовательной областью.
Разрабатывая технологию формирования когнитивных компетенций у детей шестилетнего возраста, мы приняли во внимание, что компетенция не может быть сформирована вне деятельности. За основу формирования когнитивных компетенций у детей шестилетнего возраста мы взяли учебно-познавательную деятельность детей с присущей ей спецификой, обусловленной возрастом детей.
В результате реализации предложенной нами технологии, предполагается формирование у детей тех личностных качеств, которые помогут им в реализации личностного потенциала и способности к саморазвитию. Мы предлагаем схему, отражающую, на наш взгляд, основные компоненты когнитивной компетенции, которые могут быть успешно сформированы у детей шестилетнего возраста.
Таблица 1
Структура когнитивной компетентности
детей шестилетнего возраста
Компонент компетентности |
Показатели компонента |
мотивационный |
Умение ставить цель (микроцель) собственной деятельности и принимать её |
информационный |
Умение моделировать информацию, обобщать и выделять ключевую |
операциональный |
Умение программировать свою деятельность: строить план, предвидеть её результаты; осознавать и обосновывать выполняемые действия, переносить знания в новую ситуацию |
оценочный |
Умение осуществлять оценку собственной деятельности |
Наблюдения за детьми позволили нам сделать вывод, что даже те дети, которые не проявляли познавательной активности на занятиях (т.е. в условиях обучения), в свободной деятельности, на непроизвольном уровне, вполне успешно справлялись с заданиями, подобными тем, которые предлагал педагог.
Подтверждение своих выводов мы нашли в исследованиях Н.Н.Поддьякова, которые доказывают, что интеллектуальная пассивность старших дошкольников связана с ограниченностью интересов ребенка в процессе занятий, построенных на старых репродуктивных методах обучения.
На наш взгляд, если у ребенка будут сформированы компоненты когнитивной компетенции, перечисленные выше, то он получит возможность через учебно-познавательную деятельность удовлетворить познавательный интерес, осмыслить познавательную информацию и выстроить свою систему взглядов на окружающий его предметный мир, развить воображение. мы предполагаем, что воображение играет ключевую роль в развитии творческих способностей и абстрактного мышления, отвечает за умение моделировать и планировать что-либо.
Формирование когнитивных компетенций у детей шестилетнего возраста через учебно-познавательную деятельность показывает разницу в возможностях самостоятельно осваивать новый опыт; добывать новые знания.
Схематически это выглядит следующим образом.
Формирование когнитивных компетенций у детей шестилетнего возраста позволяет детям раскрыть свои индивидуальные особенности реализовать имеющиеся знания в ходе учебно-познавательной деятельности.
Литература:
Атемаскина Ю. В. Современные педагогические технологии в ДОУ. — М.: Детство-Пресс, 2011. — 112 с.
Кудина Я. В. Инновационные технологии, применяемые в ДОУ / Я. В. Кудина // Инновационные тенденции развития системы образования: материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 19 февр. 2017 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. — С. 131–134.
Мазурчук Н. И. Инновационные образовательные теории и технологии / Н. И. Мазурчук // УрГПУ. — Екатеринбург, 2008. — 165 с.
Матяш Н. В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение. — М.: Академия, 2012.
Назарова Т. С. Педагогические технологии: новый этап эволюции? / Т. С. Назарова // Педагогика. — 2007. — № 3.
Султанова Э. Н. Использование современных инновационных технологий, соответствующих ФГОС ДО, в воспитательно-образовательном процессе // Молодой ученый. — 2018. — №2. — С. 146-148. — URL https://moluch.ru/archive/188/47708/ (дата обращения: 25.02.2020).