ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Гончаренко К.В. 1
1ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Сегодня Омская область позиционируется как регион, привлекательный с точки зрения ведения бизнеса и вложения инвестиций. Несомненными преимуществами области, определяющими её инвестиционную привлекательность, являются:

Выгодное географическое положение (рис. 1)

Рис. 1 Географическое положение Омской области

Срединное положение Омска между европейской территорией России и Дальним Востоком, близость к азиатским рынкам являются выигрышными факторами для установления и поддержания внешнеэкономических связей с Казахстаном, Китаем, Узбекистаном, Монголией, Республикой Корея.

Административная поддержка инвесторов

Действует прогрессивная нормативная правовая база государственной и муниципальной поддержки инвесторов, включающая налоговые льготы и бюджетные субсидии.

Развитый малый и средний бизнес

Сектор малого и среднего предпринимательства получил развитие во многом благодаря наличию инфраструктуры поддержки предпринимательства.

Человеческий капитал.

Омск — крупный образовательный центр Сибири. В городе накоплен большой опыт подготовки специалистов с высшим и средним специальным образованием.

Инвестиционный потенциал города складывается из ряда факторов:

наличие высококвалифицированных кадров;

внедрение инновационных разработок;

развитие основных институтов рыночной экономики;

достаточно высокая потребительская способность населения.

Стимулирование инвестиционного потенциала Омска предполагает проектный подход:

усилия сосредотачиваются на реализации проектов, учитывающих специфику потребностей города;

решаются задачи не только текущие, но и перспективные, что предполагает развитие реального сектора экономики, создание новых рабочих мест и условий, обеспечивающих новое качество жизни омичей.

Инвестиции в основной капитал в 2018 году составили 71,1 млрд. руб. Объем инвестиций в основной капитал в 2016–2018 годах без субъектов малого предпринимательства изображен на рис.2

Рис.2 Объем инвестиций в основной капитал в 2016–2018 годах без субъектов малого предпринимательства.

Значительную долю от этой суммы составили средства, которые вложили в своё развитие крупные заводы.

В 2018 году объём капитальных вложений на территории Омской области составил 119 миллиардов рублей и по сравнению с 2017 годом в сопоставимых ценах увеличился на 10,2%. Инвестиции в основной капитал крупных и средних организаций по источникам финансирования, млрд. руб. представлен в таблице 1.

Таблица 1

Инвестиции в основной капитал крупных и средних организаций по источникам финансирования

Показатель

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Инвестиции в основной капитал крупных и средних организаций, всего:

57,7

54,4

59,8

в том числе:

     

— собственные средства

32,1

34,0

46,9

— привлеченные средства, из них:

25,6

20,3

12,9

— бюджетные средства

13,4

6,1

3,2

в том числе:

     

— федеральный бюджет

10,7

3,6

2,0

— бюджеты субъектов Российской Федерации

1,6

1,7

0,7

местный бюджет

1,2

0,9

0,5

Исходя из данных, представленных в таблице можно увидеть что объем инвестиции в основной капитал крупных и средних организаций за 2 года увеличился на 2,1 % . Собственные средства также возросли на 17,5 %, но бюджетные средства снизились на 10,2 %, так же как и средства федерального бюджета, их процент уменьшился на 8,7%. Также уменьшился и местный бюджет, в 2017 году он составил 0, 5% , что на 0,7 % меньше в сравнении с 2015 годом.

В структуре объёма инвестиций 83,6% составили собственные средства предприятий, а 16,4% – привлечённые (рис.2). Значительный вклад в формирование положительной динамики капитальных вложений обеспечили обрабатывающие производства. Инвестиции в данную отрасль увеличились на 21,5% по сравнению с 2017 годом. Их доля составила 60% от объёма средств, инвестированных крупными и средними предприятиями.

Рис.2 Структура инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности в 2017 году

По словам губернатора Александра Буркова, - "Несмотря на общее снижение на 2% объемов промышленного производства, в целом отрасль показала положительную динамику. Производство нефтепродуктов выросло на 5%, при этом по России рост составил всего 1,8%. Объем отгруженных товаров обрабатывающих производств вырос на 20%. Таким образом, Омская область заняла второе место в СФО и вошла в двадцатку лучших по России".

Инвестиции в основной капитал по видам экономической деятельности в 2017 году представлены в таблице 2.

Таблица 2

Инвестиции в основной капитал по видам экономической деятельности

Показатель

%

Обрабатывающие производства

62

Образование

2,7

Другие виды деятельности

3,1

Госуправление и соц.обеспечение

1,2

Научная и техническая деятельность

3,3

Операции с недвижимым имуществом

1,6

Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов

3,8

Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизация отходов, деятельность по ликвидации загрязнений

0,9

Обеспечение электроэнергией, газом, паром, кондиционирование воздуха

4,8

Информация и связь

2,9

Транспортировка и хранение

10,0

Проанализировав таблицу можно сделать вывод о том , что в 2016 – 2017 годах в Омске наблюдался рост инвестиций в основной капитал (в сопоставимых ценах): инвестиции в основной капитал в 2016 году составили 54,4 млрд. руб. но по сравнению с 2015 годом уменьшились на 3,3 млрд. рублей, однако в 2017 году составили 59,8 млрд. рублей и по сравнению с 2016 годом увеличились на 9,03%.

На протяжении 2017 года основная доля инвестиций направлялась на развитие следующих видов экономической деятельности: обрабатывающие производства- 62%; транспортировка и хранение-10%;производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 4,8 %. Доля привлеченных средств в общей сумме инвестиций в основной капитал крупных и средних организаций составила в 2017 году 12,9% (в 2016 году – 20,3%), доля собственных средств увеличилась на 12,9 % (2017 год– 46,9% в 2016 году – 34,0%) .

Рейтинг города Омска по объему инвестиций в основной капитал в расчете на душу населения среди городов-миллионников России за период 2018-2019 годы снижался: по итогам 2018 года – 10 место среди 13 городов (1,2 тыс. руб. на чел. в год).

  В национальном рейтинге состояния инвестиционного климата поднялась на семь позиций; регион улучшил позиции по 26 показателям, в том числе по 16 из них - относительно других регионов РФ. Причём по 16 показателям улучшилась позиция области относительно других регионов. К примеру, время получения разрешений на строительство сократилось на 30 дней, время постановки на кадастровый учет — на 10 дней, а среднее количество процедур при подключении к электросетям снизилось на 1,5 единицы. Индикаторы, характеризующие уровень административного давления на бизнес, все в зеленой зоне в сравнении с результатами других регионов. В частности, за год сократилось количество запрошенных дополнительных документов у предприятий с 3,48 ед. до 0,32 ед., также значительно снизилась доля компаний, столкнувшихся с давлением со стороны органов власти или естественных монополий — с 36,87% до 23,50%.
Ключевыми проблемами в инвестиционной привлекательности города Омска являются:

1. Неполноценное использование механизмов привлечения инвестиций в социальную и экономическую сферы города, в том числе:

- недостаточность эффективной системы создания и продвижения бренда города Омска как инвестиционной площадки, благоприятной для инвестиционных вложений;

- недостаточное обеспечение потенциальных инвесторов актуальной инвестиционной информацией.

2. Низкая активность хозяйствующих субъектов по привлечению инвестиционных ресурсов из федерального и регионального бюджетов. Преобладающим источником инвестиций (в разрезе крупных и средних предприятий) в городе Омске являются привлеченные средства предприятий, что выдвигает проблему активизации участия в федеральных и государственных инвестиционных программах в число актуальных для предприятий города.

3. Высокая стоимость создания производств, особенно энергоемких, материалоемких или требующих привлечения значительного количества рабочих и специалистов.

4. Дефицит готовых «инвестиционных площадок» для реализации инвестиционных проектов.

5. Недостаточная развитость улично-дорожной инфраструктуры города, не соответствующая интенсивности движения транспортных средств, увеличивающая издержки ведения бизнеса. Недостаток дублирующих меридиональных магистралей, отсутствие широтной системы магистралей, обеспечивающих кратчайшие выходы на внешние направления и отвод грузового и транзитного движения с территорий города, увеличение количества транспортных средств приводят к превышению фактической интенсивности движения над нормативным уровнем, что обуславливает заторы и аварийные ситуации на дорогах.

Среди положительных тенденций повышения качества институциональной среды можно отметить следующие:

Включение мер по поддержке инвестиционной деятельности в городе в приоритетные направления его развития.

Создание условий для повышения инвестиционной активности хозяйствующих субъектов и развития внешнеэкономических связей является одной из стратегических задач, предусмотренной Стратегией социально-экономического развития города Омска до 2025 года.

Создание и функционирование на территории города Омска и Омской области организаций, деятельность которых способствует реализации инвестиционных проектов.

Участие представителей Администрации города Омска и организаций инфраструктуры поддержки предпринимательства в специализированных мероприятиях, посвященных теоретическим и практическим вопросам повышения инвестиционной привлекательности муниципальных образований.

Реализация проекта муниципальной программы города Омска «Повышение инвестиционной привлекательности города Омска». Целью муниципальной программы является формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику города Омска.

Задачи программы:

обеспечение развития субъектов малого и среднего предпринимательства города Омска, повышение инвестиционной активности хозяйствующих субъектов;

создание условий для развития потребительского рынка города Омска;

обеспечение градостроительного развития территории города Омска.

Ожидаемый результат проекта:

Увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства, учтенных в составе Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, к уровню 2018 года;

Рост количества субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере потребительского рынка, учтенных в составе Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, к уровню предшествующего года;

Уровень актуализации градостроительной документации.

Таким образом, можно сделать вывод, правительством региона ведётся планомерная работа по развитию инвестиционной активности. Так, например, в рамках последнего заседания инвестиционного совета при губернаторе было принято решение о создании на его базе рабочих групп по рассмотрению инвестпроектов, инфраструктурным барьерам, предпринимательской поддержке, организационным механизмам, развитию конкуренции и контрольно-надзорной деятельности. Для закрепления положительной динамики и с целью продолжения создания условий для развития бизнеса в регионе сохранены действующие меры поддержки и вводятся новые. По данным рейтинговой оценки Росстата за 2018 год, Омская область первая в СФО и четвертая среди регионов России по содействию развитию конкуренции .Также можно добавить  что Минэкономразвития России включило Омскую область в ТОП-30 регионов, где в полном объёме создана базовая инфраструктура поддержки бизнес.

Список литературы:

Официальный портал Администрации города Омска https://admomsk.ru

Федеральная служба государственной статистики https://www.gks.ru/

Выпуск газеты «Коммерческие вести» №46 http://kvnews.ru/gazeta/2019/dekabr/46

Просмотров работы: 294