ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ РЕСПУБЛИКИ БАУРЯТИЯ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ РЕСПУБЛИКИ БАУРЯТИЯ

Дубровин Я.А. 1, Шуйков И.А. 1
1Финансовый университет при Правительстве Рф
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В данной работе будет рассмотрена проблема медленного развития туризма в республике Бурятия. Для выявления проблемы мы исследовали данные за последние одиннадцать лет и на их основе выявили основные проблемы, что препятствуют развитию туризма в республике Бурятия.

Главным фактором, влияющим на развитие туризма в республике Бурятия, является труднодоступность региона. При высоком интересе к туризму в республике Бурятия, существует локальная проблема с транспортной системой региона. ЖД и авто пути сообщения между городами – не самые комфортный вид перемещения для жителей других регионов России, и, тем более, для иностранцев. Гораздо удобнее и дешевле развивать авиатранспорт, однако этому препятствует ряд существенных проблем.

По ходу анализа проблем развития туристической отрасли в республике Бурятия нами была выявлена следующая проблема: завышенная цена на углеводородное топливо, вызванная высокой налоговой ставкой, которая препятствует развитию логистической отрасли региона.

Было обращено внимание на соответствующую часть федеральной налоговой системы и налогового законодательства в Российской Федерации. Это глава 21 НК РФ (Налог на добавленную стоимость) , глава 26 НК РФ (Налог на добычу полезных ископаемых), а также на статью 181 НК РФ (Регулирующую подакцизные товары): НДС составляет 20% от стоимости, НДПИ - 17%, акцизы - 20,5%. Помимо этого, при оптовой торговле и розничной торговле к стоимости топлива увеличивается на 10.7% и на 8.7% соответственно, вынуждая покупателя платить ещё 19.4% [1],[2], [3].

В данный момент, правительство РФ ввело, и продолжает вводить, ряд мер по борьбе с ростом цен на бензин. В конце 2018-го года Д. А. Медведев потребовал от руководства нефтяных компаний не допускать роста цен на углеводородное топливо. Однако, была увеличена акцизная доля, взымаемая с продажи углеводородов. Все это, по нашему мнению, сдерживает и, безусловно, ограничивает потенциал развития логистической отрасли, как в республики Бурятия, так и по всей стране в целом.

Тяжёлая ситуация с логистикой в регионе ухудшает качество услуг, оказываемых транспортными компаниями, и не даёт туроператорам использовать альтернативные пути сообщения для снижения стоимости услуг с целью привлечения туристов.

Средняя стоимость авиабилетов по маршруту Улан-Удэ – Нижнеангарск, составляет 9 тысяч рублей. Расстояние между городами – 500 км. Для сравнения: средняя стоимость авиабилетов по маршруту Москва – Париж составляет 8 тысяч рублей.

Для благополучного и стабильного развития туристической сферы в Республике Бурятия, на наш взгляд, необходимо развивать пути сообщения внутри республики и за её границами.

В связи со всем вышесказанным мы рассмотрели возможности развития внутри региональной гражданской авиации в республике Бурятия.

На сегодняшний день основой авиапарка республики являются следующие самолёты: АН-2, ИЛ-12, АН-24, Л-410, что свидетельствует о том, что авиапарк региона устарел. В качестве альтернативного воздушного судна, которое могло бы заменить старые самолёты, был рассмотрен самолет ИЛ-114. Он отличается возможностью взлёта с ВПП (Взлетно-посадочная полоса) менее чем с 1600 метров, что позволяет использовать его на имеющихся взлетно-посадочных полосах. Затраты топлива у ИЛ-114 в два раза меньше, чем у АН-24: расход топлива ИЛ-114 составляет 500 кг топлива в час при перевозке 64 пассажиров, в то время как у АН-24 расход составляет 1000 кг топлива в час с учётом 48 посадочных мест. Таким образом, себестоимость перевозки одного пассажира самолётом ИЛ-114 значительно дешевле, чем самолётом АН-24. [11], [12]

Кроме того, стоимость ИЛ-114 составляет от $ 16 до $ 20 млн. (по данным 2019 года). ИЛ-114 заправляется керосином ТС-1, стоимость которого составляет пять рублей за литр.

Для сравнения рассмотрим и другие виды транспортного сообщения. Себестоимость одного километра железной дороги, построенной с нуля, составит около 21 миллиона рублей, а реставрация имеющейся будет стоить около 14 миллионов рублей за километр . Один километр автодороги стоит около 28 миллионов рублей, реставрация такой дороги стоит около 15 миллионов рублей за километр. Стоит также понимать, что суммы указаны без учета создания мостов, прокладки туннелей, установки освещения и пр. [7],[9],[10]

Вторым серьёзным фактором, что оказывает негативное влияние на развитие туристической отрасли в республике Бурятия, является отсутствие развитой инфраструктуры в большинстве городов: ограниченное предложение гостиничных услуг, экскурсий, туристических маршрутов, плохое транспортное сообщение между населёнными пунктами и т.д. Вследствие чего инвестиционная привлекательность крайне мала, что препятствует созданию новых рабочих мест для населения региона.

Из-за этого на туристическом рынке республики сложилась следующая экономическая ситуация: низкая конкурентная среда способствует развитию монополизации конкретных туристических зон, что приводит к ухудшению качества услуг. В результате чего, в свою очередь, наблюдается стагнация во взаимодействующих с туристической отраслью других секторах экономики региона.

В дальнейшем исследовании мы использовали статистические данные. Они крайне важны для создания общей картины состояния туристической отрасли в республике Бурятия. Данные были взяты с официального сайта Министерства туризма республики Бурятия и сайта Росстата.

Показатель

Источник

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

Количество лиц, размещенных в КСР, тыс.чел.

1-КСР

247,4

261,6

320,2

392,6

402,1

331,2

325,3

334,5

389,9

391,02

Количество иностранных туристов, тыс.чел.

1-тур

17,20

22,24

25,35

24,97

26,50

28,70

36,79

57,27

63,266

60,75

Объем платных услуг, оказанных туристам, млн.руб. в т.ч:

1-П

1069,2

1302,3

1487,5

1682,9

1788,4

2083,0

2327,3

2465,0

2579,0

2564,8

Услуги гостиниц и аналогичных средств размещения

1-П

405,6

658,7

712,3

755,6

760,4

835,6

987,5

951,9

906,2

534,5

Услуги специализированных коллективных средств размещения

1-П

429,3

425,2

516,5

494,7

507,4

533,4

520,4

560,9

562,3

793,5

Туристские услуги (туроператоров, турагентств)

1-П

234,3

218,4

258,8

432,6

520,6

714,0

819,4

952,1

1110,5

1236,8

Количество КСР,ед.

1-КСР

211

218

282

301

332

296

334

342

349

414

Количество туроператоров, ед.

Федеральный реестр

11 

11

18

24

13

12

11

25

22

25

Количество турагентств, ед.

Мониторинг Минтуризма РБ

 41

58

48

57

42

42

50

 81

80 

85

Количество рабочих мест, чел.

1-кср+1-турфирма

С 2016 г. – 1-тур

2800*

3105

3294

3391

3296

3021

2698

2715

3249

3200

Основываясь на этих данных, мы можем понять, что туризм в республике развивается и прибыль от него растёт [6]. Но для полноценной оценки требуется сравнение.

Возьмем данные за 2019-й год. А именно: количество российских туристов, количество иностранных туристов, количество турагентств, количество туроператоров.

Для сравнения был выбран Алтайский край.

Сначала возьмём данные республики Бурятия: количество туристов за 2019 год составляет 380 тысяч человек. Из них иностранных граждан - 80 тысяч человек. На сегодня в республике работает 29 туроператоров, 78 туристических агентств. За 2019 год объем платных услуг составил около 260 миллионов рублей.

Далее возьмём данные Алтайского края: количество туристов за 2019 год составляет 2 миллиона человек. Из них иностранных граждан к концу года - 36 тысяч человек.

На сегодня в Алтайском крае работает 49 туроператоров, 725 турагентств. За 2019 год объем платных услуг составил около 6,5 миллиардов рублей.

На основе полученных данных мы можем выявить факторы, влияющие на развитие туризма в республике Бурятия.

Первым и самым малозначительным фактором, влияющим на развитие туризма в республике Бурятия, можно назвать природный фактор: около 80% туристов приходится на озеро Байкал. Из-за неудобного географического расположения многие потенциальные туристы отказываются, что обосновывается высокой стоимостью билетов. Неудобное географическое расположение не позволяет построить качественную транспортную связь между городами.

В республике наблюдается большая потребность в авиатранспорте, в новых отреставрированных внутри магистральных дорог и магистральных дорог. Также отсутствие ЖД путей от столицы республики (Улан-Удэ) до города Северобайкальск, что доставляет огромное количество логистических проблем, так как Северобайкальск является основным портом, из которого отправляются в экскурсии по северной части Байкала.

Наиболее важным фактором, что препятствует развитию туристической отрасли в республике Бурятия, это слабо развитая конкурентная среда. На 2019-й год в республике Бурятия работает 29 туроператоров и 78 туристических агентств.

Список использованных источников:

"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 27.12.2019, с изм. от 28.01.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.01.2020)

НК РФ Глава 21. НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

НК РФ Глава 26. НАЛОГ НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ

https://invest-buryatia.ru/index/o-respublike-buryatiya/priroda.html (дата обращения: 09.02.2020)

https://egov-buryatia.ru/about_republic/nature-resources/(дата обращения: 09.02.2020)

https://egov-buryatia.ru/minturizm/activities/operations_results/(дата обращения: 09.02.2020)

https://investinfra.ru/novosti/mintrans-rossii-poschital-stoimost-stroitelstva-i-rekonstrukcii-kilometra-avtomobilnyh-dorog-obschego-polzovaniya.html (дата обращения: 10.02.2020)

https://www.aviasales.ru/(дата обращения: 13.02.2020)

https://nerud-teh.ru/skolko-stoit-kilometr-dorogi/(дата обращения: 13.02.2020)

https://xn--d1abbab2adzbibjdkw2d.xn--p1ai/stoimost-stroitelstva-1km-zd-puti(дата обращения: 13.02.2020)

http://www.airwar.ru/other/bibl/an24rle.pdf(дата обращения: 13.02.2020)

http://ziyonet.uz/uploads/books/251467/53bb9f47db25d.pdf(дата обращения: 13.02.2020)

Просмотров работы: 11