Социально-психологический тренинг как средство преодоления трудностей взаимодействия волонтеров и лиц с ограниченными возможностями здоровья. - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Социально-психологический тренинг как средство преодоления трудностей взаимодействия волонтеров и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Вачков И.В. 1, Гукасова М.П. 1
1ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время становится популярным оказание безвозмездной помощи людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Участие в волонтерском движении можно рассматривать как своего рода подготовку к профессиональной деятельности. Так как в большей степени это касается помогающих профессий, то данный вид активности мы рассматриваем как антропологический, аксиологический и деятельностный ресурс для успешного формирования у будущих специалистов нравственно-ценностных ориентиров и профессионально-значимых качеств, таких как толерантность, доброжелательность и эмпатия [3].

Развитие вышеперечисленных качеств, по нашему мнению, необходимо, так как в процессе взаимодействия у волонтеров появляются трудности (психологические барьеры), которые существенно затрудняют процесс общения. Особенно актуальна проблема взаимодействия волонтеров, имеющими сохранный слух и зрение, с людьми с одновременными нарушениями зрения и слуха (слепоглухих). В процессе коммуникации слепоглухих и зрячеслышащих барьеры взаимодействия проявляются у обеих сторон [3].

На основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы и метода экспертных оценок нами было проведено экспериментальное исследование, целью которого выступало изучение трудностей, возникающих в процессе взаимодействия волонтеров и лиц с ОВЗ, и механизмов их возникновения.

Методиками диагностики волонтеров выступили:

Опросник «Психологические барьеры взаимодействия».

Методика «Диагностики эмоциональных барьеров в межличностном общении» В.В. Бойко.

16 факторный опросник Р. Кеттела.

Методика диагностики профессиональной педагогической толерантности Ю.А. Макарова.

Разработка опросника «Психологические барьеры взаимодействия волонтеров и лиц с бисенсорными нарушениями» проходила с опорой на теорию психологических барьеров, представленную в работах Слюсаревой Е.С., Парыгина Б.Д., Шакурова Р.Х. и других ученых [6,8,9]. Исходя из теории, были отобраны показатели каждой группы барьеров и сформулированы вопросы.

Опросник предлагался экспертам (13 преподавателей из высших учебных заведений и педагогам, имеющим опыт работы со слепоглухими людьми), волонтерам, входящим в проект «Наставники и ученики» Фонда поддержки слепоглухих «Со-единение» (15 человек), волонтерам ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», прошедшим программу повышения квалификации «Подготовка волонтеров для сопровождения лиц с комплексными нарушениями слуха и зрения» (12 человек) и волонтерам ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (3 человека).

Полученные данные обрабатывались в виде подсчета абсолютного и относительного показателей. Для выявления наиболее выраженных барьеров использовалось среднее значение.

Анализ мнения экспертов показал, что самый выраженный психологический барьер у волонтеров, на их взгляд, – психолого-познавательный, который проявляется в неумении перенести имеющиеся знания о психологических особенностях людей с бисенсорными нарушениями в развитии в практику взаимодействия с ними. Также здесь проявляется барьер некомпетентности, связанный с незнанием средств передачи информации слепоглухому партнеру (отсутствие умений пользоваться дактилологией, жестовой речью). Не менее выраженным является коммуникативный барьер. Наименее важной, по мнению экспертов, можно считать группу эмоциональных барьеров.

Мнение экспертов совпало с мнением волонтёров, которые полагают, что наиболее выраженными в их практике взаимодействия с людьми, имеющими бисенсорные нарушения, являются психолого-познавательные и коммуникативные барьеры.

Далее нами была проведена психодиагностика волонтеров, направленная на выявление психологических барьеров и изучение личностных особенностей и качеств личности волонтеров, которые выступают факторами возникновения барьеров. Полученные данные по вышеуказанным методикам были обработаны с помощью программы IBM SPSS Statistics. Для выявления линейной связи между двумя величинами был использован коэффициент корреляции Пирсона. Во всех процедурах статистического анализа рассчитывался достигнутый уровень статистической значимости.

В таблице 1 представлены значимые корреляции между показателями:

Таблица 1. Коэффициенты статистически значимых корреляций между параметрами психодиагностических методик

 

Методика В.В.Бойко

Методика А.Ю. Макарова

Фактор С теста Кеттелла

,542

 

Фактор Е теста Кеттелла

 

-,529

Фактор F теста Кеттелла

,517

 

Фактор Q2 теста Кеттелла

-,633

 

Методика В.В. Бойко

 

-,214

Так, мы видим, что фактор С теста Кеттелла (эмоциональная стабильность-нестабильность) положительно коррелирует с показателями методики диагностики эмоциональных помех в общении В.В. Бойко, то есть с увеличением эмоциональной устойчивости сглаживаются эмоциональные барьеры волонтеров: такие как неверие в собственные силы, барьер страха в общении и т.д.

Фактор Е теста Кеттелла (подчиненность-доминантность) отрицательно взаимодействует с показателями методики диагностики профессиональной педагогической толерантности Ю.А. Макарова. Так, настойчивость, упрямство, напористость, своенравие мешают формированию толерантности как профессионально важного качества личности волонтеров.

Фактор F теста Кеттелла (сдержанность-экспрессивность) положительно коррелирует с показателями методики диагностики эмоциональных помех в общении В.В. Бойко. Это означает, что, если у волонтеров доминируют состояния жизнерадостности, импульсивности, восторженности, это снижает уровень проявлений эмоциональных барьеров при взаимодействии волонтеров и слепоглухих лиц.

Фактор Q2 теста Кеттелла (конформизм-нонконформизм) отрицательно взаимодействует с показателями методики диагностики эмоциональных помех в общении В.В.Бойко. То есть независимость, ориентация на собственные решения, самостоятельность, стремление иметь собственное мнение способствуют повышению напряженности во взаимодействии и проявлению эмоциональных барьеров.

Отрицательная корреляция между показателями методики диагностики эмоциональных помех в общении В.В. Бойко и методикой диагностики профессиональной толерантности говорит о снятии эмоциональных барьеров с уменьшением значений по шкале «толерантность».

Проанализировав полученные результаты, мы пришли к выводу, что одним из наиболее эффективных методов предупреждения и преодоления вышеописанных барьеров взаимодействия волонтеров и слепоглухих взрослых, является социально-психологический тренинг.

Социально-психологический тренинг (СПТ) – это активное социально-психологическое обучение, характеризующееся обязательным взаимодействием обучаемых между собой (Ю.Н. Емельянов) [2]; средство психологического воздействия, направленное на развитие знаний, социальных установок, умений, опыта в области межличностного общения (Л.А. Петровская) [7].

Основной целью СПТ, по мнению Л.Ф. Анн, является помощь людям в самопознании, открытии своих сильных сторон, развитии чувства собственного достоинства, преодоления неуверенности и страха, утверждении собственных прав и собственной ценности, а содержание тренинга построено на самопознании, самосознании и саморазвитии личности [1].

Основными задачами СПТ можно считать [3]:

развитие специальных социальных умений: развитие психологических знаний, процесс взаимодействия партнеров, методы эффективного общения;

приобретение диагностических знаний и умений во взаимодействии с другими людьми; усвоение внешне выражаемых навыков общения: обогащение техники общения;

самодиагностика участников тренинга: оценка индивидуальных особенностей восприятия себя, партнера по общению и ситуации общения в целом; самокоррекция психолого-коммуникативных установок, т.е. развитие личных стратегий общения.

По нашему мнению, эффективными видами СПТ будут выступать такие, как тренинг коммуникативной компетенции, самореализации личности, партнерского общения.

Особенность такого метода как СПТ состоит в том, что он носит групповой характер, причем проводится в малых лабораторных группах. По мнению С.И. Макшанова, тренинг является помощником в преодолении ограничений, барьеров, которые накладываются на профессиональную деятельность, используя традиционные методы обучения, и может выступать в качестве мостика между безусловно необходимыми, но тем не менее «перцептивно пустыми» теоретическими знаниями, с одной стороны, и практикой, с другой стороны [5].

Разработка тренинговой программы в рамках заявленной нами проблемы, будет нацелена на принятие, преодоление психологических барьеров взаимодействия волонтеров и слепоглухих взрослых. Также она будет включать в себя аспекты, нацеленные на совершенствование психологической культуры, коррекции и самокоррекции как личности, так и группы в целом.

Тренинговая программа будет проходить в несколько этапов:

вступительный этап, заключающийся в организации знакомства участников, в создании благоприятной атмосферы, принятии правил, выявлении ожиданий участников;

основной этап, предполагающий актуализацию проблемы, оценку уровня информативности, информативный блок и приобретение практических умений и навыков;

заключительный этап ‒ оценка изменения уровня информативности, анализ результатов, рефлексия.

По нашему мнению, проведение тренинговой программы с волонтерами позволит осознавать и успешно преодолевать психологические барьеры, которые мешают эффективному взаимодействию субъектам общения.

Список литературы:

Березин С.В. Лисецкий К.С. Психология ранней наркомании. Самара: Самарский университет, 2000. 72 с. 2

Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. - Л., 1985.

Ермакова Е. А. Теоретический анализ причин и механизмов возникновения трудностей в социальном взаимодействии у лиц с двойным сенсорным нарушением // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 2481–2485.

Лебедева Е.А. Психологические аспекты волонтерства. – URL: http://www.vash-psiholog.info/volna/225/18415-psixologicheskie-aspekty-volonterstva.html.

Макшанов С.И. Психология тренинга. – СПб.: Образование, 1997.

Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории / Б.Д. Парыгин. – СПб.: ИГУП, 1999 - 592 с.

Петровская Л.А. Компетентность в общении.- М.: Изд. МГУ, 1989.

Подымов Н.А. Психологические барьеры в профессиональной деятельности учителя: дис... д- ра психолог. наук / Н.А. Подымов. – М., 1999 - 390 с.

Слюсарева Е.С. Преодоление барьеров в процессе формирования готовности специальных психологов к психокоррекционной работе с детьми: дис. канд. психолог. Наук / Е.С.Слюсарева. - Ставрополь, 2007.

Просмотров работы: 100