Иностранный язык сегодня становится в большой мере средством жизнеобеспечения общества. Роль иностранного языка возрастает в связи с развитием экономических связей. Иноязычная грамотность наших граждан способствует формированию достойного образа россиянина за рубежом, позволяет разрушить барьер недоверия, дает возможность нести и распространять свою культуру и осваивать чужую [3, с. 148]. Раннее обучение иностранному языку создает прекрасные возможности для того, чтобы вызвать интерес к языковому и культурному многообразию мира, уважение языкам и культурам других народов, способствует развитию коммуникативных умений. На ранней степени обучения язык должен, прежде всего, рассматриваться как средство развития личности ребенка с учетом мотивов, интересов и способностей [4, с. 146]. Данный возраст является наиболее благоприятным для овладения иностранным языком в силу ряда психологических особенностей, характерных для ребенка-дошкольника (интенсивное формирование познавательных способностей, Быстрое и легкое запоминание языковой информации, особая чуткость к явлениям языка, способность к имитации) [2, c. 98].
При обучении английскому языку детей 4 – 5 лет следует говорить об использовании дидактических игр, поскольку речевые упражнения должны быть увлекательными, интересными, тогда они хорошо запоминаются; изучаемый материал «приклеивается» и у детей появляется чувство определенного достижения, развивающее мотивацию к дальнейшему обучению.Использование дидактических игр как средство обучения детей 4-5 лет английскому языку будет протекать более успешно, если соблюдены следующие условия:
1) определены наиболее интересные формы и методы обучения детей английскому языку, предполагающие дидактические игры;
2) учтены принципы обучения и возрастные особенности детей;
3) созданы благоприятные условия для обучения детей 4-5 лет английскому языку, оптимизации активной самостоятельной позиции детей в процессе деятельности, умений работать в группе.
Поскольку у детей 4 – 5 лет игровая деятельность является ведущей, обучение любому аспекту английского языка, в частности лексике, должно базироваться на большом количестве разнообразных дидактических игр. Это позволяет ввести и, что более важно, отрабатывать новые лексические единицы в увлекательной форме в течение определенного количества времени. Большинство зарубежных УМК для маленьких детей содержат дополнительный набор дидактических игр, помимо упражнений, представленных в учебниках. Наиболее распространенные игры базируются на вопросах и ответах. Основная цель – чтобы ребенок понял вопрос. Дети могут показать свое понимание, отвечая односложно: Yes, No, Blue, Three. При вопросе они могут говорить полно, но допускается и фраза, состоящая только из ключевых слов: Red?/ Is it red? Во время игры желательно выделять интонацией ключевые слова [3, c. 142].
В играх с предметами используются игрушки, реальные предметы. В этих играх решаются задачи на сравнение, классификацию, знакомятся со свойствами предметов: цветом, величиной, формой, качеством. Занятие должно рассматриваться не как урок, а как организация совместного дела с детьми. В этих целях необходимо широко практиковать групповые, коллективные формы работы, в процессе которых язык органично встраивается в деятельность и сопровождает ее естественным образом. Использование в обучении детей иностранному языку игровой деятельности предоставляет большие возможности для разработки новых приемов обучения и усиления коммуникативной направленности занятия по английскому языку. Активная предметно-практическая деятельность детей не только повышает мотивацию овладения иноязычными речевыми навыками и умениями, но и создает «материальную» основу для качественного формирования элементов новой языковой системы в сознании ребенка [5, c. 97].
Дидактические игры с предметами должны быть интересными, несложными и оживленными, способствовать накоплению иноязычного материала и закреплению ранее полученных знаний. Накопление лексического материала, введение новых грамматических структур позволяет существенно расширить границы диалога. Любая лексика представляется в коммуникативном аспекте. Все животные, игрушки разговаривают, что на первоначальном этапе помогает детям не стесняться своих высказываний на английском языке, говоря как бы от имени игровых персонажей [1, c. 146].
Дидактическая игра: «Веселые художники».
Цель: развитие лексических навыков; активизация словарного запаса детей.
Материал: игрушки из коллекции «Зоопарк», карточки с названиями животных.
Задание детям: Ребенок, закрыв глаза, достает любую игрушку (повторение ранее изученной лексики по теме «Животные») и должен правильно назвать на английском языке. Рассказать об этом животном: It’s a cat. It’s a white. It can run, jump. It’s a mouse. It’s a grey. It can run.
Дидактическая игра «Good morning!»
Цель: развить речевые навыки; повторение лексики по теме «Животные».
Дети здороваются с игрушками-животными, глядя на иллюстративный материал: «Good morning, dog». «Good afternoon, cat». «Good evening, mouse».
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Цель: активизация словаря, развитие памяти, мышления, воображения.
Материал: чудесный мешочек, предметы.
Задание детям: Ребенок молча достает любой предмет из мешочка, показывает детям, и вместе называют его. В этом случае мешочек служит просто атрибутом игры.
Основное правило: мешочек не откроется до тех пор, пока не назовешь то, что нащупал рукой. Предварительно дети должны внимательно рассмотреть предметы или игрушки, выделить их качества.
В процессе использования дидактических игр повысилась заинтересованность детей, что и эффективно влияет на мотивацию детей к изучению английского языка, повышается и активность их в самовыражении, поиске и нахождении ответа, создает положительный эмоциональный настрой, способствующий интеллектуальной деятельности и повышающий ее результативность. Таким образом, мы считаем, что использование дидактических игр является эффективным методом, так как проявляет интерес к изучению английского языка. Интерес – это главная составляющая в любом обучении.
Литература:
Конышева, А.В. Игра в обучении иностранному языку теория и практика /А.В. Конышева. -Минск: Сетра Системс, 2008. - 288 с.
Протасова, Е.Ю. Методика обучения дошкольников иностранному языку /Е.Ю. Протасова, Н.М. Родина; М. : 2010. - 218 с.
Ханова, О.С. Занятия по английскому языку в детском саду /О.С. Ханова.- М. : 2009. – 297 с.
Чистякова, Т.А. Обучение иностранным языкам в детских садах /Т.А. Чистякова.- М. : 2013. – 265 с.
Шолпо, И.Л. Как научить дошкольника говорить по-английски: учебное пособие по методике преподавания английского языка /И.Л. Шолпо. - СПб. : 2011. – 247 с.