Развития внимания детей среднего дошкольного возраста в процессе использования коррекционных дидактических игр и упражнений - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Развития внимания детей среднего дошкольного возраста в процессе использования коррекционных дидактических игр и упражнений

Стручкова Е.А. 1, Дедюкина М.И. 2
1Северо-восточный федеральный университет
2Северо-восточный федеральный университет им. Аммосова М.К.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что на сегодняшний день, проблемы, связанные с развитием внимания у дошкольников, как никогда вызывают беспокойство и у педагогов, родителей и психологов. Значительно увеличилось количество детей дошкольного возраста с так называемым синдромом дефицита внимания, сочетающимся, как правило, с гиперактивностью.

Предполагаем, что развитие внимания у детей среднего дошкольного возраста будет происходить эффективнее в том случае, если в процессе обучения будут использоваться коррекционно–развивающие дидактические игры и упражнения, которые смогут повысить целенаправленность, концентрацию, объем и переключение внимания дошкольника, так как в дошкольном возрасте складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе познавательных интересов, внимание становится опосредованным, поэтому отсутствие интереса и мотивации к заданию непосредственно приводит к недостаткам в развитии внимания.

Исследование особенностей развития внимания проводилась на базе МБДОУ «Табалахский детский сад» села Улахан–Кюель Верхоянского района Республики Саха (Якутия), где приняли участие 8 детей среднего дошкольного возраста.

Для изучения особенностей развития внимания у детей среднего дошкольного возраста было проведено исследование, которое проводилось в три этапа:

Первый этап – анализ психолого–педагогической, методической литературы по теме исследования, подбор методов.

Второй этап – диагностика показателей развития внимания у детей среднего дошкольного возраста.

Третий этап – разработка и внедрение коррекционных дидактических игр и упражнений для развития внимания детей среднего дошкольного возраста.

Для выявления уровня развития творческой активности у детей старшего дошкольного возраста использовали следующие методы Т.П. Трясоруковой «Что увидел?», «Перепутанные линии», «Найди к домику ключ».

Анализ результатов по первой методике «Что увидел?» показал, что высокий уровень развития объема памяти выявлен только у 1 (12,5%) ребенка. Средний уровень объема внимания был выявлен у 3 (37,5%), дети вспомнили названия четырех предметов, но при этом отвечали неуверенно. Низкий уровень объема внимания выявлен у половины данной группы – 4 (50,0%) детей, данные дошкольники назвали два предмета, ответы были неуверенными.

В результате проведения методики – игры «Перепутанные линии» мы выявили уровень устойчивости внимания у исследуемой подгруппы.

Высокий уровень в ходе исследования выявлен у 2 (25,0%), обе девочки справились с заданием, работа выполняли без ошибок, быстро и самостоятельно.

У большинства детей средний уровень – 5 (62,5%) и низкий уровень только у 1 (12,5%) дошкольника.

Для выявления уровня переключаемости внимания нами была проведена методика – игра «Найди ключ к домику», что низкий уровень переключаемости внимания имеют 4 (50,0%) детей, средний уровень у 3 (37,5%) и высокий уровень нами выявлен у одного ребенка 1 (12,5%).

Полученные результаты по вышеперечисленным методикам взаимодополняют друг друга и позволяют сделать вывод о том, что у детей исследуемой группы выявлен в основном средний и низкий уровень развития внимания.

Следовательно, исходя из полученных результатов, разработана коррекционно–развивающая работа с использованием дидактических игр и упражнений.

Анализ исследования показал, что проблема особенности развития внимания в дошкольном возрасте значительна.

Полученные результаты показали, что в дошкольном возрасте складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов. Внимание становится опосредованным.

В результате мы выявили, что у некоторых детей отсутствие интереса и мотивации к заданию, что непосредственно связано с недостатками в развитии внимания. Часто встречается недостаточная произвольность внимания, при этом ребенок затрудняется сосредоточивать внимание по требованию.

Коррекционно–развивающая работа направлена на системное и последовательное развитие внимания дошкольников при помощи дидактических игр и упражнений. 

Данные дидактические и упражнения коррекционно–развивающей работы поспособствуютразвитию внимание детей среднего дошкольного возраста

Предложенные коррекционные дидактические игры и упражнения развивают у детей умение сосредоточиваться на определенных сторонах и явлениях действительности, умение самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.

Результаты проделанной работы доказали достоверность выдвинутой нами гипотезы.

Список литературы:

Болотова А.К. Психология развития и возрастная психология / А.К. Болотова. – М.: Высшая школа экономики (ГУ ВШЭ), 2012. – 110 c.

Веракса Н.Е. Детская психология: Учебник для академического бакалавриата / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 206 c.

Венгер Л. Развитие внимания, памяти и воображения в дошкольном возрасте / Л. Венгер. – М.: Дошкольное воспитание, 1974 – №12. – С. 24–30.

Минаева В.М. Развитие внимания дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений / В.М. Минаева. – М.: Инфра–М, 2009. – С. 5–6.

Просмотров работы: 29