В современном мире проблема развития речи у маленьких детей в наши дни как никогда актуальна. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, современные дети стали менее отзывчивыми к чувством других. Все это значит, что ребенок не сможет четко и грамотно изложить свою мысль. Он будет постоянно делать множество речевых ошибок и употреблять слова-паразиты.
Мы считаем, что театрализованные игры являются эффективным средством развития речи. Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ.
Вопросы развития связной речи изучались в разных аспектах многими педагогами
(К.Д. Ушницкий, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, А.М. Леушина, А.М. Бородич и др.), психологами ( С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др. ) и логопедами ( А.В. Ястребова, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, В.К. Воробьева и др. ). Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения. Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе (М. М. Алексеева, В. И. Яшина) [1]. Задачи развития речи ребенка выделялись всегда. ФГОС ДО также определяет задачи речевого развития дошкольников, но уже на другом уровне. Согласно ФГОС дошкольного образования одним из компонентов образовательной области «Речевое развитие» выделяется компонент по развитию связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Театрализованная деятельность является богатым источником развития эмоционального мира ребёнка (чувств, переживаний и эмоциональных открытий), приобщает его к духовному богатству. Синтетический характер театрального искусства (взаимосвязь художественного слова, музыки, декорационно-художественного оформления) выступает как активный индивидуальный процесс, объединяющий способности воспринимать специфическое сценическое искусство и осуществлять разные по характеру творческие действия (продуктивные, исполнительские, оформительские) [3]. Такой синтез создаёт условия для развития и совершенствования эмоциональной сферы и творчества детей. Этот вид игры оказывает большое влияние и на развитие связной, грамотной, эмоциональной и богатой по содержанию речи детей. Ребёнок осваивает богатство родного языка, его выразительные средства, используя интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить чётко, чтобы его все поняли. Поэтому включение театрализованной деятельности в работу детских образовательных учреждений позволяет сформировать у детей не только правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребенка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, раскрыть творческий потенциал самого ребенка. Но и обогатить словарный запас детей, дать образцы использования грамматических конструкций, развить звуковую сторону и связную речь.
Базой исследования явился МБДОУ детский сад №2 «Улыбка» с.Кысыл-Сыр Намского улуса РС (Я). Занятия по постановке сказки проводились в первой половине дня с группой детей старшей группы (5 детей) по 15-20 минут в музыкальном зале. В эксперименте приняли участие дети, посещающие кружок.
В детском садуоборудовано специальное для театральных занятий помещение - «Гримерно-костюмерная». Процесс театральных занятий строится на основе развивающих методик, они представляют собой систему творческих игр и этюдов. Театрализованные игры рассчитаны на активное участие детей, как равноправных участников педагогического процесса. Новые знания преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого совместных активных поисков. Ход занятий характеризуется эмоциональной насыщенностью и стремлением достичь продуктивного результата через коллективное творчество. Занятия проводятся в занимательной, интересной детям форме, по возможности основываясь на сюжетном построении.
Театральные занятия включают в себя такие виды детской деятельности, как: театральная игра, ритмопластика, культура и техника речи, основы театральной культуры. Через эти виды деятельности ребенок не только попадает в мир прекрасного, но и происходит раскрепощение его творческих возможностей и музыкальных способностей. Этапы работы над театрализованной игрой включают выбор сказки, обсуждение ее с детьми; чтение с детьми сказки или стихотворения; беседа по сказке; предварительное прослушивание песен и музыкальных произведений к сказке; просмотр иллюстраций по сюжету сказки; деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми. Дети пересказывают каждый эпизод, дополняя друг друга, и придумывают им названия; работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом. При этом педагог добивается выразительности и четкости речи, надо выявлять речевые характеристики героев.
Сначала участниками этюдов становятся более активные дети, но, постепенно надо привлекать в процесс всех членов коллектива. Одновременно на занятиях по изобразительной деятельности дети учатся создавать эскизы декораций и костюмов, делают рисунки отдельных эпизодов сказки по творческому замыслу, подбирая краски в соответствии со своей фантазией.
Театрализованная деятельность в детском саду способствует развитию речи, воображения, всех видов памяти и видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического). Результатом занятий становятся музыкально-театрализованные представления в виде спектаклей, сказок-опер, театрализованных сценок к музыкальным развлечениям. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолевать застенчивость и зажатость. В ходе работы должны соблюдаются следующие необходимые правила: не перегружать детей, не навязывать своего мнения, не позволять одним детям вмешиваться в действия других, предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях, не распределяя их среди наиболее способных.
При соблюдении этих основных условий дети ждут каждой репетиции с нетерпением, работают с желанием и радостью. Изменение традиционных подходов к организации театрализованной деятельности, привлекать их к активному участию в работе над театрализованными играми. Его цель не ограничиваться сценарной, режиссерской, постановочной работой с детьми-актерами, а через все виды деятельности способствовать формированию в детях творческого начала.
Педагогу самому необходимо уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому превращению, т.е. владеть основами актерского мастерства и навыками режиссуры. Одно из главных условий - эмоциональное отношение взрослого ко всему происходящему, искренность и неподдельность чувств. Интонация голоса педагога - образец для подражания. Поэтому, прежде чем предложить детям какое-либо задание, следует неоднократно поупражняться самому.
Способность владеть языком и речью является необычайно значимой в жизни каждого человека. Она необходима для нормального вхождения ребенка в общество, его воспитания, обучения, становления личности, т.е. социокультурной адаптации. Пронизывая все без исключения сферы человеческой жизни, речь является залогом полноценного развития каждой из них. Своевременное выявление и грамотная интерпретация речевых возможностей (достижений) ребенка позволяют эффективно решать целый комплекс образовательных, развивающих и коррекционных задач, так как состояние речи является важным диагностическим признаком общепсихического развития ребенка. В результате проведенной практической работы, мы сможем ставить более сложные и интересные спектакли. Занимаясь постоянно и планомерно театральной деятельностью, к выпуску детей в школу в детях будут развиты такие качества как:коммуникабельность, взаимовыручка, заботливое отношение к другим людям, хорошо будут развиты речь, память, воображение, мышление. У некоторых детях уже сейчас видны изменения: они более раскованны, общительны, в некоторых детях раскрывается талант артистов.
Список литературы:
Алексеева, М. М. Речевое развитие дошкольников: учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений /М.М. Алкесеева, В.И. Яшина. – 2-е изд., стереотип – М. : Издательский центр «Академия», 1999.-160 с.
Артемова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников: кн. для воспитателя дет. Сада /Л.В. Артемова. – М. : Просвещение, 1991. – 127 с.
Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – Санкт-Петербург : Союз, 1997. – 96 с.
Губанова, Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников: 2 – 5 лет. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей /Н.Ф. Губанова. – М.: ВАКО, 2011. – 256 с.
Иванова, М. К. Мнемотехника как средство развития связной речи детей старшего дошкльного возраста /М.К. Иванова, С.И. Карпова // Актуальные проблемы развития личности в онтогенезе.– Киров: МЦИТО, 2018.- С.158.
Карспинская, Н.С. Игры-драматизации в развитии детей / Н.С. Карспинская // Художественное слово в воспитании дошкольников. – М. : Просвещение, 1972. – 55 с.
Романова, Ф. Е. Дор5ооннордуун ооньуо5ун: оскуола киириэн иннинээ5и саастаах о5олорго / Ф.Е. Романова, Л.И. Ширяева. – Дьокуускай: Бичик, 2010. – 48 с.