ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА В РОССИИ. - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА В РОССИИ.

Денисов А.Е. 1
1ФГБОУ ВО "Ивановский государственный политехнический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

История формирования государственного строительного надзора не позволяет четко установить конкретную дату создания государственного органа, осуществляющего надзор за порядком и качеством ведения строительных работ. Составим хронологическую таблицу 1.

Таблица 1

Основные даты в истории становления Государственного строительного надзора

Дата

Правители

Событие

1

2

3

XII–XIII вв.,1147г

Юрий Долгорукий

Первые этапы планирования и застройки Москвы.

В конце XVI в,1577г

Иван IV Грозный

Проведен целый ряд реформ и созданы органы государственного централизованного управления, каменное строительство было поставлено под государственный контроль.

14 сентября 1715 г

Петр I Великий

Петр I издал указ на имя обер-комиссара Санкт Петербурга князя Черкасского «О смотрении, чтобы никто против указу и без чертежа

Окончание таблицы 1

1

2

3

   

архитекторского нигде не строился», применявшийся и в Петербурге, и в Москве.

май 1813 г

Александр I

Создание Комиссии для строений в г.Москве.

1892г.

Александр III

Сформирован Техническо-строительный, или Общий технический, совет Городской управы.

1911 г

Николай II

Проект правил о техническом надзоре за вновь строящимися зданиями.

16 августа 1944 г

Сталин И.В.

Постановление СНК СССР «О государственном архитектурно-строительном контроле».

В 1960-е

Хрущев Н.С.-Брежнев Л.И.

Создан контрольный орган в строительстве, Государственный архитектурно-строительный контроль (Госархстройконтроль).

13 декабря 1991 г

Ельцин Б.Н.

приказ Минстроя РСФСР «Об образовании в составе центрального аппарата министерства Инспекции Государственного архитектурно-строительного надзора РСФСР (Госархстройнадзор РСФСР)» и утверждении положения о нем.

от 1 февраля 2006 г

Путин В.В

«О государственном строительном надзоре в РФ № 54 Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

Впервые Москва в древнерусских летописях упоминается в 1147г. Москва продолжала строиться, пережила пожар, восстанавливалась уже с более или менее градостроительной точки зрения. О том, что при Иване III успешно осуществлялся надзор за планировкой городских застроек, архитектурным обликом столицы и ведением нового строительства, свидетельствуют следующие достоверные факты. В 1500–1501 гг. существовавшие в Кремле кривые улицы были выпрямлены и расширены.

Начало архитектурно строительного надзора можно отнести к концу ХVI в. В это время в Москве деревянное зодчество все больше вытеснялось каменным. Во время царствования Ивана IV.

Грозного (1533–1584 гг.) проведен целый ряд реформ и созданы органы государственного централизованного управления1. Одним из центральных государственных учреждений был Каменных дел приказ (Каменный приказ). С основанием в Москве этого приказа заготовка и обработка камня, производство кирпича и извести, каменное строительство были поставлены под государственный контроль.

По сути, Петр I заложил основы архитектурно строительного контроля. Соблюдение правил «регулярной застройки», противопожарных требований, состояние дорог и мостов контролировала образованная Именным указом (19 января 1722 г.) Полицмейстерская канцелярия. Ответственность за строительный надзор возлагалась на самого обер-полицмейстера. Его функции определяла Инструкция, содержавшая все ранее издававшиеся указы и постановления по застройке, благоустройству и надзору за строительством, а также несколько новых положений.

В это время в Москве появились правильные улицы, каменная мостовая, улучшилось устройство зданий. И хотя в последующие годы организованный Петром I надзор за архитектурным оформлением и качеством работ был утрачен, большие пожары 1730, 1736 и 1737 гг. вынудили власти возвратиться к некоторым его указам. В частности, вышел важный указ «О зделании плана города Москвы» от 31 марта 1731 г. Этот план до 1775 г. служил основанием при выдаче архитекторами разрешений и планов на застройку московских дворов.

При императоре Александре I начались крупные административные реформы. В 1806 г. при нем был учрежден Строительный комитет, одной из функций которого был архитектурно-строительный надзор

После пожара 1812 г. для непосредственного руководства планомерной застройкой Москвы было создано специальное учреждение, подобное Каменному приказу, а в мае 1813 г. указом Александра I — Комиссия для строений в Москве, в которую вошел весь штат опытных городских архитекторов с помощниками из Московской управы благочиния. (Комиссия получила право выдавать разрешения на застройку и планы зданий, контролировать их строительство).

Архитектурно-строительный надзор в Москве в конце XIX — начале XX вв. осуществлялся также архитекторами двух уровней. Москва была поделена на 18 участков, и в каждый из них назначен архитектор. В 1892 г. был сформирован Техническо-строительный, или Общий технический, совет Городской управы — коллегиальное учреждение лиц высшего технического персонала, на обсуждение которого выносились принципиальные вопросы технического характера, проекты крупных сооружений, а также некоторые вопросы частного строительства, если они не могли быть решены участковыми архитекторами. При Управе действовал и Инженерный совет по благоустройству города. В 1893–1894 гг.

Архитекторы и строители в годы Великой Отечественной войны решали неотложные задачи, связанные с перемещением промышленных предприятий в восточные районы. Восстановление разрушенных фашистскими захватчиками сотен советских городов стало героической страницей в истории градостроительства. Города возрождались в соответствии с генеральными планами восстановления и дальнейшего развития, коренным образом улучшались их планировка и застройка.

4 декабря 1952 г. исполкомом Моссовета был утвержден ряд важных документов, регламентирующих деятельность ИГАСК, в частности «Положение об Инспекции государственного архитектурно-строительного контроля Архитектурно-планировочного управления г. Москвы». Одновременно появилась инструкция о порядке применения штрафных санкций и «Положение об отделе районного архитектора административного района г. Москвы».

В то же время (1960) единственным специализированным контрольным органом в строительстве, созданным при Госстрое СССР и госстрое союзных республик, был Государственный архитектурно-строительный контроль (Госархстройконтроль). Основной деятельностью Госархстройконтроля (ГАСК) являлась контрольная проверка строящихся объектов, соблюдения СНиП, обеспечения надлежащего качества, соответствия натуры проектному решению, правильности расхода капитальных вложений. Разрешение на застройку выдавал ГАСК в соответствии с утвержденным генпланом города. Инспекторы ГАСК осуществляли текущий контроль за ходом строительства, качеством работ. Только он имел местные инспекции, контролировавшие непосредственно строительство объектов.

В целях усиления контроля за качеством строительства и обеспечения эксплуатационной надежности построенных зданий и сооружений Президент РСФСР распоряжением «Об образовании органов Государственного строительного надзора» от 27.11.1991 № 105-р поручил Министерству архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства РСФСР (Минстрой РСФСР): образовать на базе органов Государственного архитектурно-строительного контроля за жилищно-гражданским строительством на территории РСФСР органы Государственного архитектурно-строительного надзора РСФСР, а также утвердить положение об этих органах.

В связи с этим вышел приказ Минстроя РСФСР от 13 декабря 1991 г. № 4 «Об образовании в составе центрального аппарата министерства Инспекции Государственного архитектурно-строительного надзора РСФСР (Госархстройнадзор РСФСР)» и утверждении положения о нем.

Согласно Указу Президента Российской Федерации «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 г. № 314 образовано Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации, которому переданы функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору преобразованного Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу.

В настоящее время по постановлению Правительства Российской Федерации «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации» от 1 февраля 2006 г. № 54 Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов использования атомной энергии (в том числе ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ), опасных производственных объектов, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, объектов обороны и безопасности, объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, за исключением объектов военной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации.

Одним из направлений проводимой в России административной реформы является ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования. В соответствии с Федеральным законом «О саморегулируемых организациях» от 1 декабря 2007 г. формируются саморегулируемые организации (СРО) в сфере градостроительной деятельности.

Федеральным законом «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 22 июля 2008 г. № 148-ФЗ установлена определяющая роль СРО при проведении работ в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, а Ростехнадзор определен уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль за деятельностью СРО и ведение государственного реестра СРО.

Библиографический список

1. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ.

2. Князева Л.К. История государственного строительного надзора, 2009. 8. С. 10-20.

Просмотров работы: 3