Спрос. Закон спроса. Ценовые и неценовые факторы изменения спроса и величины спроса. - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Спрос. Закон спроса. Ценовые и неценовые факторы изменения спроса и величины спроса.

Лазарева А.Ю. 1
1Финансовый университет при Правительстве РФ (Орловский филиал)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

В современном обществе рынок есть сумма взаимодействий между потребителями и производителями в области перемещения товаров и денежных средств. Покупатели и продавцы являются главными фигурами рынка.

Сегодня исследование и анализ спроса на рынке является важнейшей задачей для индивидуальных предпринимателей и больших компаний. Систематическое наблюдение за спросом на различный товар, возможность живо реагировать на изменения-залог успеха каждого предприятия.

В наши дни существует огромный ассортимент товаров и услуг, по этой причине необходимо делать «правильный товар», который будет необходим потребителю.

Задачами данной работы являются:

Определить понятие спроса;

Изучить закон спроса и его кривую;

Посмотреть, как на спрос влияют ценовые и неценовые факторы.

Рассмотреть эластичность спроса;

Описать эффекты, влияющие на спрос;

Определить другие виды спроса

Сделать вывод.

ПОНЯТИЕ СПРОСА

Спрос (от англ. «demand»)-это желание покупателя приобрести определенный товар или услугу по определенной цене в определенное время, которое подкреплено готовностью оплатить его.

Величина (объем) спроса-количество товара какого-либо вида, которое потребители хотят и могут приобрести в течение определенного периода при определенном уровне цены на этот товар.

Наличие спроса на какой-либо товар означает, что покупатель согласен заплатить за него указанную цену. Цена спроса-самая большая цена, по которой покупатели готовы приобрести определенное количество блага за определенный период времени.

ЗАКОН СПРОСА И ЕГО КРИВАЯ

Закон спроса формулируется следующим образом: при увеличении цены на товар, спрос на него падает и наоборот (при том, что остальные условия неизменны). Например, если производитель продавал килограмм яблок по цене 80 рублей, далее снизил цену до 50 рублей, то спрос сразу же увеличиться, соответственно, если он увеличит цену до 100 рублей за килограмм, то спрос резко уменьшиться. Эту зависимость можно задать различными методами, но наиболее понятный и распространенным является графический с помощью кривой спроса.

Кривая спроса показывает обратно пропорциональную зависимость между количеством товара, которое потребитель желает и способен приобрести по определенной цене и спросом, при условии, что остальные факторы неизменны, т.е. она отражает закон спроса. (рис. 1).

рис. 1

Охарактеризуем кривую спроса:

Каждая точка на кривой спроса имеет определенное значение цены и количества товаров.

Если цена возрастет, то спрос упадет, поэтому у кривой спроса наклон отрицателен.

В зависимости от того, какой это товар то крутизна наклона может становиться больше или меньше (спрос на различные товары различен).

Сам по себе наклон кривой спроса является графической иллюстрацией закона убывающей предельной полезности. По первому закону Госсена, при удовлетворении какой-либо потребности в определенном благе, значимость его упадет или, если количество товара увеличивается, то он теряет свою полезность. Соответственно покупатель будет приобретать больше товаров, по той цене, которая является наиболее низкой.

Если цена на товар меняется, то кривая спроса перемещается. Например, цена услуг на маникюр увеличилась-количество клиентов уменьшилось. При это другие факторы будут оставаться в прежнем положении. Но при изменении этих факторов кривая спроса сдвинется либо вправо, если спрос возрастет (кривая D1 на рис. 1), либо влево, если спрос упадет (кривая D2 на рис. 1). Закон спроса можно представить в виде следующей формулы:

Q=f(P), где Q-это количество товара, P-цена спроса на него

Существует два эффекта, объясняющие закон спроса:

Эффект дохода показывает, что при изменении цены на товар, доход потребителя увеличивается, соответственно спрос будет изменяться. Например, если сахар стоил 50 рублей за килограмм, а теперь он стоит 25 рублей за килограмм, то потребитель может приобрести два килограмма сахара по той цене, по которой раньше он мог купить лишь один килограмм.

Эффект замещения означает, что покупатель при снижении цены на какой-либо товар, будет покупать его больше, тем самым заменяя им другие товары, на которые цена увеличилась. Например, цена на говядину упала и ее теперь приобретают вместо курицы и свинины.

ЗАВИСИМОСТЬ СПРОСА ОТ ЦЕНОВЫХ И НЕЦЕНОВЫХ ФАКТОРОВ

Неценовые факторы спроса (неценовые детерминанты спроса) – те факторы, которые влияют на величину спроса независимо от цены товара. Если неценовые факторы спроса изменяются, то спрос также будет меняться, соответственно кривая спроса будет перемещаться. Если спрос возрастает, то кривая смещается вправо, если падает, то влево.

К неценовым факторам спроса относятся:

Доходы потребителей.

Если доходы покупателей возрастают, то спрос соответственно тоже, но не все товары этому подчиняются. Например, если раньше люди покупали маргарин, а теперь их доходы увеличились, то спрос на сливочное масло возрастет.

Нормальные товары или товары высшей категории-это те товары, на которые спрос увеличиться, если увеличатся доходы потребителей.

Товары низшей категории-это те товары, которые будут подчиняться обратной закономерности, т.е., если доходы потребителей упадут, то спрос на них возрастет.

Цены на взаимосвязанные товары.

В свою очередь они делятся на:

Взаимозаменяемые (субституты)-это товары, которые обладают способностью заменять друг друга на рынке, поскольку имеют аналогичные свойства, одинаковую область применения, и отвечают однородным запросам покупателей. Например, кофе и чай. Если при этом будет повышаться цена на один из таких товаров, то будет увеличиваться и спрос на другие, которые его заменяют. При уменьшении цены на первое благо, произойдет сдвиг кривой спроса другого блага в левую сторону. Например, когда снижается цена на чай, многие покупатели будут отказываться покупать обычное им количество кофе по старой цене, это все приведет к снижению спроса на кофе и сдвигу кривой спроса влево. В противовес, увеличение цены на чай побудит большее число потребителей перейти на кофе, это повлечет сдвиг кривой спроса вправо.

Взаимодополняемые (комплементарные)-товары, которые могут удовлетворять потребность, если их использовать лишь вместе (например, автомобиль и бензин, кроссовки-шнурки и др.). Если спрос на одно такое благо изменяется, то аналогично меняется спрос на комплементарное благо. Тут возникает обратная зависимость цены одного из блага и спроса другого блага. Так, рост цены на автомобили приводит к уменьшению количества покупаемого бензина.

Вкусы потребителей.

Формируются под влиянием личных предпочтений, а также предпочтений, принятых в обществе: мода, реклама, уровень образования и др.

В зависимости от того, как изменяются вкусы потребителей, будет изменяться и спрос на товар. Если предпочтение покупателей растет, то спрос будет меняться аналогичным образом, если снижается, то и спрос падает. Например, прошлым летом были модными зеленые платья, а этим летом-желтые, соответственно спрос на зеленые платья в этом году упадет.

Ожидаемые в будущем цены и доходы.

Спрос также меняется в результате от того, что покупатели ожидают в будущем изменения цены на товар и дохода. Например, если люди ожидают увеличение цены в будущем, например, на гречку, то спрос на нее в данное время увеличивается и наоборот. Если текущие доходы потребителя увеличиваются, то спрос, например, на автомобили увеличивается и наоборот.

Численность потребителей на рынке.

Чем больше количество покупателей на рынке, тем больше спрос на различные блага и наоборот. Например, в 2018 году в городе А. проживало 200 тыс. человек, а на 2019 год там проживает 300 тыс. человек, соответственно спрос, например, на молоко увеличиться.

Выделяют:

Индивидуальный спрос каждого покупателя;

Рыночный спрос-спрос всех потребителей в масштабах рынка определённого вида товара или спрос группы потребителей;

Совокупный спрос-весь объем товаров и услуг страны, который потребители могут приобрести в данный период времени и при данном уровне цен.

ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА

Эластичность-это степень реагирования одной переменной величины на изменение другой.

Эластичность спроса дает возможность практически точно определить степень того, как покупатель будет реагировать на изменение цены, доходов и прочих факторов.

Выделяют три вида эластичности:

Эластичность спроса по цене:

Точечная эластичность спроса по цене;

Дуговая эластичность спроса по цене;

Эластичность спроса по доходу;

Перекрёстная эластичность спроса.

Эластичность спроса по цене-это процентное изменение цены спроса на товар, которое вызвано 1%-ым изменением цены этого товара, если другие факторы не изменяются. Коэффициент эластичности спроса всегда величина отрицательная.

Различают пять вариантов ценовой эластичности спроса:

Совершенная эластичность Еd = ∞ (если цена увеличиться на 1%, то количество может упасть до 0, а если цена упадет на 1%, то продать можно бесконечно большое число товара);

Совершенная неэластичность Еd = 0 (как бы не изменялась цена, количество остается постоянным);

Единичная эластичность Еd = 1 (имеет место равновеликое изменение цены и количества товара);

Относительная (простая эластичность) Еd > 1 (сильная реакция со стороны покупателей);

Относительная (простая) неэластичность Еd < 1 (слабая реакция со стороны потребителей).

К факторам ценовой эластичности спроса относят:

Степень необходимости товара для потребителя.

На товары первой необходимости спрос является менее эластичным, чем на предметы роскоши. Например, если цена на услуги кардиолога растет, то люди, имеющие проблемы с сердцем не перестанут посещать врача, потому что им это необходимо. А, если, например, цена на путевки заграницу увеличиться, то спрос на них уменьшиться.

Наличие заменителей.

Если товар имеет много субститутов, то спрос по цене на него эластичнее. Люди могут легко заменять один товар другим. Например, потребитель может вместо масла употреблять маргарин и наоборот.

Фактор времени.

Чем больше промежуток времени, тем реакция покупателей является наиболее эластичной. Это происходит из-за того, что у потребителей часто меняются вкусы и они с легкостью могут найти замену тому товару, цена на который изменилась.

Товары с эластичным спросом по цене:

Предметы роскоши;

Товары, стоимость которых ощутима для семейного бюджета;

Легкозаменяемые товары.

Товары с неэластичным спросом по цене:

Предметы первой необходимости.

Товары, стоимость которых незначительна для семейного бюджета;

Труднозаменяемые товары.

Мы рассмотрели точечную эластичность спроса по цене, которая используется, когда приращения до 5%.

Дуговая эластичность спроса по цене-показатель процентного изменения спроса или предложения на изменения цены, дохода или других факторов.

Дуговая эластичность спроса используется, когда приращения более 5%.

Эластичность спроса по доходу.

Коэффициент эластичности спроса по доходу-степень реагирования величины спроса, которую вызывает изменение дохода потребителя. Эластичность спроса по доходу показывает, как будет меняться величина спроса на товар при 1%-ом изменении величины дохода.

Эластичность спроса по доходу можно рассчитать следующим образом:

Этот вид эластичности зависит от следующих факторов:

- Значение товара для бюджета семьи.

- В зависимости от того, является этот товар предметом первой необходимости или предметом роскоши.

- Постоянство вкусов.

Перекрестная эластичность спроса.

Коэффициент перекрестной эластичности спроса-степень реагирования величины спроса на определенное благо, возникающая из-за изменения цены на другое благо. Коэффициент перекрестной эластичности спроса показывает, как будет меняться величина спроса на товар Х при 1%-ом изменении цены на второй товар Y.

Коэффициент перекрестной эластичности спроса на товар X можно рассчитать следующим образом:

В зависимости от значений, которые может принимать переменная E, различают следующие связи между товарами A и B:

Перекрестная эластичность представлена следующими графиками:

Комплементарные блага, например, если цена на фотоаппарат увеличивается, то спрос на фотопленку упадет.

Несвязанные блага, например, если цена на фотоаппарат увеличиться, то спрос на чай никак не изменится.

Товары субституты, например, если цена на чай увеличиться, то спрос на кофе возрастет.

1.фотоаппарат и 2. фотоаппарат и 3. чай и кофе

фотопленка чай

ЭФФЕКТЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СПРОС

Эффект Веблена.

Согласно основному закону рынка спрос на товар с ростом цен на него падает. Эффект Веблена отражает обратную ситуацию, когда при увеличении цен интерес к продукту или услуге только растет. При этом снижение цены на благо может вызвать у покупателя психологический дискомфорт, подозрение, что товар некачественный или не настоящий. Рост спроса на предметы роскоши и есть основа парадокса Веблена. Под эффектом понимается нерациональное поведение покупателя. Он приобретает благо, несмотря на уровень его полезности. Такая ситуация называется показательным спросом. Порой складывается ситуация, что продукт может попасть в группу редких или предметов роскоши лишь потому, что цена на него неоправданно завышена. Лишь небольшая группа людей подвержена этому эффекту. Они обладают высокой покупательской способностью, а также руководствуются несколько другими принципами при совершении выбора. Продавцы часто пользуются данной ситуации при сегментации рынка сбыта.

Эффект Гиффена.

Он обозначает, что если цена на какой-то определенный товар снижается, то спрос на него падает и наоборот.

Эффект Гиффена является реакцией потребителей на экономическую ситуацию, и он применим к предметам первой необходимости. Таким образом товары можно поделить на обычные товары и "товары Гиффена".

Товар Гиффена это те товары, спрос на которые увеличится, если цена повысится (при прочих равных условиях) товар. Для обычных товаров характерно то, что, если цена на них увеличится, то покупатели будут меньше приобретать его. Например, в Ирландии раньше картофель являлся основной пищей, но, когда в 1845-1849 гг. случился его неурожай, цены на него постоянно увеличивались, люди все равно продолжали покупать его все больше и больше.

Эффект присоединения к большинству.

Эффект присоединения к большинству («стадное чувство»)-это когда повышается индивидуальный спрос на определенное благо из-за того, что увеличивается рыночный спрос на него. Люди стремятся приобретать те товары, которые соответствуют существующей на данный момент моде и не отставать от других. Например, в наши дни многие приобретают телефоны фирмы Apple, так как это считается наиболее «круто», но порой некоторые не имеют средств на такой товар, поэтому вынуждены брать кредиты, чтобы не отставать от других.

Эффект сноба.

Эффект сноба представляет собой является обратным к предыдущему эффекту. Покупатель, наоборот, хочет выделяться из толпы, стать оригинальнее. Такой покупатель не будет покупать то, что покупает юольшая часть людей.

Эффект отложенного спроса.

Эффект отложенного спроса связан с существованием периодических изменений спроса во времени. Например, перед новым учебным годом (август-сентябрь) возрастает спрос на определенные товары: школьные портфели, канцелярию, школьную форму и т.д. В течение недели такой эффект возникает перед выходными.

ДРУГИЕ ВИДЫ СПРОСА

Спрос имеет и другие виды, помимо тех, которые были рассмотрены выше.

Например:

Отрицательный спрос, т.е. потребители избегают покупку данного товара, так как он им неинтересен;

Скрытый спрос-потребность покупателя в приобретении данного товара может существовать, но на рынке товаров и услуг ее невозможно удовлетворить;

Падающий спрос-спрос уменьшается на один или несколько товаров, которые производит какое-то предприятие;

Нерегулярный спрос-спрос, который возникает только в определенный сезон;

Полноценный спрос-такой спрос, который будет полностью удовлетворять какое-либо предприятие;

Чрезмерный спрос-спрос, который превышает количество товара, которое предлагается на рынке;

Нерациональный спрос-спрос на вредные для здоровья товары и др.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Каждый рынок имеет потребителей, которые желают купить какой-либо товар, и производителей, которые выставляют на продажу свой продукт. Спрос показывает с одной стороны потребность покупателя в различных товарах и услугах, стремление получить данные продукты в каком-либо количестве, и с другой стороны способность потребителя овладеть каким-то товаром или услугой за ту цену, которая соответствует доходам покупателя. И производитель, и потребитель пытается на сколько это возможно удовлетворить свои потребности, но оба они имеют ограничивающий фактор: у покупателей это уровень их бюджета, а у продавца-небезграничность технических возможностей. Это ведет к тому, что если цена на товар будет изменяться, даже если другие факторы будут оставаться неизменными, то спрос не будет оставаться постоянной величиной.

Цель спроса-это установить связь между тем, что покупатели хотят приобрести и определяющими его факторами.

Таким образом, спрос играет огромную роль в рыночном механизме и является его неотъемлемой частью.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

Борисовская, Т.А. Микроэкономика. макроэкономика (для бакалавров) / Т.А. Борисовская, М.З. Ильчиков, В.Д. Камаев. - М.: КноРус, 2017. - 480 c.

Ивасенко, А.Г. Микроэкономика: Учебное пособие / А.Г. Ивасенко, Я.И. Никонова. - М.: КноРус, 2013. - 280 c.

Носова, С.С. Микроэкономика. Конспект лекций: Учебное пособие / С.С. Носова. - М.: КноРус, 2013. - 224 c.

Скворцова, В.А. Микроэкономика (для бакалавров) / В.А. Скворцова, И.Е. Медушевская, А.О. Скворцов. - М.: КноРус, 2017. - 159 c.

Черемных, Ю.Н. Микроэкономика. Продвинутый уровень: Учебник / Ю.Н. Черемных. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 844 c.

Просмотров работы: 68