Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста посредством обучения игре в шашки - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста посредством обучения игре в шашки

Иванова В П 1, Николаева Л.В. 1
1СВФУ ПИ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема внимания считается одной из самых важных и сложных проблем психологии. Внимание - очень важный психический процесс, который является условием успешного осуществления любой деятельности детей как внешней, так и внутренней, а его продуктом - ее качественное выполнение. [1].

Внимание среди познавательных процессов занимает особенное место, поскольку оно не имеет собственного содержания, а обслуживает другие психические процессы. Внимание во многом определяет успешность их функционирования. От уровня развития свойств внимания (устойчивости, концентрации, объёма, распределения, переключения) и от уровня сформированности произвольного внимания, по-видимому, во многом зависит и успешность учебной деятельности в целом.[2].

Большой вклад в разработку проблемы воспитания внимания внесли отечественные и зарубежные психологи Т. Рибо, Б.Г. Ананьев, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.П. Рубинштейн, В. Вундт.

На современном этапе развитием внимания у детей занимаются педагоги и психологи дошкольных учреждений РФ и РС (Я) - В.В. Перевертайлова, Е.И. Дьяченко, Л.В. Маранцева, Е.Ю. Власова, С.В. Мхитарян и др.

По мнению Н.Ф. Добрынина: «внимание – это направленность и сосредоточенность сознания, которые предполагают повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида. Благодаря вниманию человек отбирает нужную информацию, обеспечивает избирательность различных программ своей деятельности, сохраняет должный контроль над своим поведением» [3].

В настоящее время исследователи продолжают искать эффективные методы, которые будут способствовать развитию внимания старших дошкольников. Уже доказано опытным путём, что в игре в шашки содержатся огромные возможности для развития внимания детей, начиная с раннего возраста. Но, к сожалению, на практике используется лишь незначительная часть таких возможностей.

Проблема взаимосвязи внимания и игры в старшем дошкольном возрасте, на наш взгляд, в специальной психолого-педагогической литературе изучена недостаточно. Этим и объясняется актуальность проведённого нами исследования.

Цельданногоисследования: изучить влияние обучения игре в шашки для развития внимания детей старшего дошкольного возраста. В нашем исследовании доказывалась следующая гипотеза: если при проведении диагностики уровня развития внимания у детей старшего дошкольного возраста; обучать детей игре в шашки для развития внимания и научить удерживать внимание на протяжении всей игры, развивая при этом произвольное внимание, это улучшит их внимание.

В теоретическом аспекте анализировались такие аспекты, как: сущность внимания; развитие внимания у детей; особенности внимания у старших дошкольников; пути активизации внимания детей старшего дошкольного возраста; роль игры в развитии внимания старших дошкольников. Теоретический анализ явился для нас базой для проведения собственного исследования уровня развития внимания у старших школьников.

Проведя экспериментальное исследование, мы выяснили, что старшим дошкольникам характерны разные уровни развития внимания: высокий, средний, низкий. Многие дети не умеют сосредотачивать и удерживать внимание на одном объекте, не умеют сравнивать предметы. У 30 (30%) старших дошкольников экспериментальной группы наблюдался низкий уровень распределения внимания, у этих детей быстрая истощаемость внимания, которая сигнализирует о неблагополучии психического состояния детей: о перенапряжении от эмоциональных, физических или интеллектуальных нагрузок.

Поскольку в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, то развитие внимания должно проходить с помощью игр в шашки. С помощью обучения к игре в шашки мы развивали все свойства внимания у старших дошкольников (распределения внимания, устойчивости и концентрации внимания, слухового внимания).

После проведенного исследования, пришли к выводу, что работа по развитию внимания у детей старшего дошкольного возраста посредством обучения к игре в шашки была эффективной. Об этом свидетельствует то, что по сравнению с исходным уровнем у старших дошкольников произошли существенные изменения: они научились удерживать внимание на определенном объекте длительное время, у них повысились уровни устойчивости, распределения и концентрации внимания, улучшилось слуховое внимание и объем внимания.

Цель нашего экспериментального исследования:

- подобрать диагностические методики для изучения уровня развития внимания у детей старшего дошкольного возраста;

- определить критерии оценки и провести экспериментальное изучение уровня развития внимания у детей;

- осуществить качественный и количественный анализ данных диагностики.

Так как перед нами стояла задача: выявить особенности развития внимания в старшем дошкольном возрасте, нами были подобраны соответствующие методики.

1-ая методика. Диагностика особенностей внимания (автор Т.А. Барабанщикова).

Целью методики являлось определение сосредоточенности (концентрации) внимания.

2-я методика. «Запомни и расставь точки», методика Р.С. Немова.

Целью методики являлось определение объема внимания.

3-я методика. «Повтори за мной» (автор Т.А. Барабанщикова).

Целью методики являлось определение слухового внимания.

По итогам проведения диагностики, нами сделаны следующие выводы:

Диагностика концентрации внимания позволила сделать вывод, что у обеих групп по 40% детей выполнили задание на высоком уровне. У 40% детей экспериментальной и 60% детей контрольной группы – средний уровень концентрации внимания. Низкий уровень развития концентрации внимания был характерен для 20% детей экспериментальной группы. Данные результаты свидетельствуют о том, что эти дети не умеют сосредотачивать и удерживать внимание на одном объекте, не умеют сравнивать предметы. В контрольной группе низкий уровень не был выявлен.

По результатам проведения методики Р.С. Немова «Запомни и расставь точки», мы выяснили, что 20% детям экспериментальной и 30% детям контрольной группы был свойствен высокий уровень развития внимания. Средний уровень развития внимания был характерен для 30% детей экспериментальной и 50% контрольной группы. Низкий уровень развития внимания был зафиксирован у 40% детей экспериментальной и 20% контрольной группы, т.е. эти дети воспроизвели менее 2 точек на одной из карточек.

А по результатам 3-й методики «Повтори за мной», мы выяснили, что в обеих группах по 40% детей правильно выполнили задание: назвали животное (мебель, птицу и игрушки) из предложенных серий, т.е. им был свойственен высокий уровень развития. Для остальных 50% детей обеих групп был выявлен средний уровень, так как дети ошиблись при назывании птиц. И по 10% детей обеих групп характерен низкий уровень развития слухового внимания.

Таким образом, структурируя полученные факты, мы выяснили следующее: в экспериментальной группе 30%, в контрольной 40% детей с высоким уровнем развития внимания; со средним уровнем - в экспериментальной группе 40% детей, в контрольной - 50%; с низким уровнем развития внимания в экспериментальной - 30% детей, в контрольной группе - 10% детей. У которых наблюдался низкий уровень распределения внимания, у этих детей была быстрая истощаемость внимания, которая сигнализирует о неблагополучии психического состояния детей: о перенапряжении от эмоциональных, физических или интеллектуальных нагрузок.

Поэтому нам необходимо было разработать методические рекомендации по этому направлению.

Поскольку в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, то развитие внимания должно проходить с помощью игр в шашки. С помощью обучения к игре в шашки мы развивали все свойства внимания у старших дошкольников (распределения внимания, устойчивости и концентрации внимания, слухового внимания).

В процессе занятий шашками дошкольники получают комплекс полезных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и жизни. Занятия шашками развивают у детей мышление, память, внимание, творческое воображение, наблюдательность, строгую последовательность рассуждений.

Обучение шашечной игре является сложным и трудоемким процессом. Поэтому важно довести до сознания кружковцев то, что достижение спортивного успеха возможно только при настойчивости, трудолюбии, постоянной аналитической работе.

Программу занятий по шашкам следует предусмотреть в кратном, описательном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки.

Наряду с теоретическими знаниями обучаемые должны приобрести опыт практической игры, выступая в различных спортивных соревнованиях. Эти сведения нужны дошкольникам не только для того, чтобы повысить их общую культуру, но и для понимания мировых достижений отечественной шашечной школы.

В работе следует руководствоваться следующими принципами:

- один из главных принципов работы: доставить детям радость, удовольствие от игр, от познания собственных возможностей, от общения;

- принцип доступности и индивидуализации,;

- принцип систематичности - один из ведущих. Имеются в виду непрерывность и регулярность занятий. В противном случае, наблюдается снижение достигнутого уровня умелости;

- принцип от простого объяснения к более сложному;

- принцип развития;

- принцип интеграции.

Систему процесса занятий желательно построить в три этапа, которые следуют друг за другом– от самого простого к сложному. I. Ознакомительный этап. II этап. Практический этап. III этап. Заключительный этап.

Занятия нужно проводить комбинированным способом, чередуя элементы теоретической и практической новизны с игровыми и соревновательными навыками, а также с воспитательными мероприятиями.

С родителями необходимо проводить следующие формы работы: индивидуальные беседы; родительские собрания и консультации «Игровое шашечное пространство для детей»; оформление стенда для шашечного кружка и шашечного уголка для детей в групповых комнатах; домашние задания.

В конце учебного года следует провести итоговые занятия, например, турнир по шашкам.

Итак, в ходе исследования мы разработали следующие рекомендации по развитию внимания у детей старшего дошкольного возраста посредством обучения к игре в шашки:

1.Следует начинать обучение детей игре в шашки в старшей группе детского сада (с 5 лет). Именно в этом возрасте внимание детей становится более устойчивым и произвольным, развивается прогностическая и наглядно-образная функции мышления, которые позволяют решать уже более сложные задачи.

2.При обучении группы детей (10 и более человек) желательно иметь демонстрационную доску (100х100см). Она служит для показа, объяснения, разбора партий, решения задач и этюдов сразу большому количеству детей.

3.На первых порах не рекомендуется предлагать детям играть сразу всеми пешками. Соблюдая это условие, воспитатель должен постепенно приучать детей видеть всю доску, а также поле для шашек (клеточку и квадрат)); равномерно распределить все внимание по всей доске.

4.Следует учесть возрастные и индивидуальные особенности дошкольника, степень и быстроту условия игры в шашки.

5.Широко использовать сказки, ребусы, загадки, шарады, занимательные задачи и викторины, которые будут интересны дошкольникам.

6.Необходимо проводить занятия учитывая следующие дидактические принципы: от простого к сложному, от легкого к более трудному, от известного к неизвестному, внося в занятия элементы занимательности, новизны.

7.В обучении шашечной игре объяснения должны быть доступными, лаконичными.

8.Оказывать помощь в игре детям следует тактично, но не назойливо. Нельзя хвалить одних и в тоже время ругать других за временные неудачи.

Таким образом, можно сделать следующее заключение, что проведенная нами работа по развитию внимания у старшихдошкольников посредством обучения к игре в шашки дала положительные результаты. У дошкольников улучшились устойчивость, объём, распределение внимания, слуховое внимание, дошкольники стали более усидчивыми, сосредоточенными, научились концентрировать внимание на определенных объектах, стали более аккуратными и опрятными. У них повысились все показатели внимания.

Список литературы

1. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М., 1998.- 45 с.

2. Дормашев, Ю.Б. Психология внимания /Ю.Б. Дормашев, В.Я. Романов.- М. : Тривола, 2008.- С.109-111.

3.Добрынин, Н.Ф. Произвольное и непроизвольное внимание  /Н.Ф. Добрынин // Учёные записки МГПИ им. В.И. Ленина.- М. : Министерство Просвещения РСФСР, 1988.- С. 34-41.

Просмотров работы: 20