Дощкольное воспитание становится актуальной проблемой совершенствования российского образования в целом. Воспитание и образование интеграционно взаимосвязаны. Однако в наши дни уже становится несовременно называть детские сады только 2дошкольным воспитанием». Детские сады становятся первой ступенью системы образования в целом. Это объясняется, прежде всего, ростом образовательной информации и ускорением взросления. В нашей современности детские сады нужно называть первой ступенью системы образования. В международном английском языке фразу на русском «дошкольное воспитание» точнее переводить «primary schools». Действительно, уроки и занятия в старшей группе детского сада нужно приравнивать к урокам, прежде всего первого класса. И если занятия в старшей группе детского сада получат многие, если не все, черты урока в первых классах, то у учителей в первых классах, да и начальной ступени общеобразовательной школы в целом, будет гораздо меньше.
Период дошкольного образования, несомненно, — важная ступень в развитии ребенка. Именно в дошкольном возрасте у ребенка закладываются все основные особенности личности и определяется качество дальнейшего его физического и психического развития. Если проигнорировать особенности развития ребенка в этом возрасте, то это может неблагополучно сказаться на его дальнейшей жизни. В настоящее время в современном дошкольном образовании существуют проблемы: как в самом дошкольном учреждении, так и по выходе ребёнка в школу и поступлении в первый класс. В первом классе дети часто не могут показать готовность к началу учебной деятельности. И первый индикатор в диагностике этой проблемы– плохая дисциплина на уроках, непонимание, что нужно регулярно выполнять домашнюю работу, посещать уроки регулярно (а ведь во многих школах уже в начальной ступени складывается большое количество пропусков по уважительным причинам, неуважительным и просто как разрешение родителей или бабушек и дедушек),кроме того проявляется трудность в восприятии учебного материала, и одна из первых причин–трудность держать внимание, уметь слушать и запоминать.
Обратим внимание на общение ребенка. Полноценное общение невозможно без коммуникативных умений, которые необходимо развивать с самого детства. К общению необходимо отнести умение слышать и слушать, умение входить в контакт со сверстниками и взрослыми, умение выражать свои мысли, понимать речь. Одним из средств развития коммуникативных умений и навыков является сюжетно-ролевая игра, которая часто остается без должного внимания со стороны воспитателей. И часто бывает, что воспитатель проводит сюжетно-ролевую игру только по просьбе детей.
Следующая тема — семья. На сегодняшний день существует большое количество неполных семей, где воспитываются дети. Отсюда и возникают проблемы. Когда родителю некогда заниматься своим ребенком, он предоставлен сам себе и результатом такого «вольного» развития может стать не то, на что рассчитывает родитель. Большинство современных родителей не желают сотрудничать с дошкольными образовательными организациями, ссылаясь на занятость. Более того, массовое знание держит «имидж» детского сада, где дети поиграют в подвижные игры, полепят из пластилина, порисуют или займутся раскрасками, вырезают фигурки и т.д. В «массовом имидже детского сада» у родителей присутствует деятельность далёкая от той, которой их дети займутся в школе. Кроме того, базовая система знаний перестала сегодня играть прежнюю роль. Для человека двадцать первого столетия гораздо большее значение имеет не сумма базовых знаний, полученных в семье, школе, а, то, что он услышит по радио, увидит по телевизору, прочитает в газете, узнает из разговора окружающих людей. Каким же должно быть современное образование? Рассмотрим несколько разных линий, представленных в практике современного образовательного пространства. Первая — воспитатель и взрослые самостоятельно строят работу с детьми. Ребенок до школы впитывает в себя информацию как «губка», он часто активен в познании нового и заинтересован новым. Отсюда появляется у взрослых желание воспользоваться этим периодом и немного «сместить» время, когда ребенок пойдет в школу, на год или на пару лет. И здесь есть два варианта. В первом — взрослый хочет оставить ребенка в детском саду на большее количество времени. Во втором случае родитель настаивает на том, что ребенку необходимо раньше пойти в школу, обращая внимание лишь на его физиологическую готовность к школе и совсем забывая о психологической готовности к школе. Это показывает то, что практика раннего обучения детей знаниям, умениям и навыкам может привести к исчезновению учебной мотивации в дальнейшем. И часто может быть, что ребенок дважды изучает программу первого класса. Отсюда отрицательные эффекты — потеря детьми интереса к учебе, проблемы с преемственностью в системе образования между детским садом и начальной школой. Наличие знаний у ребенка не определяет успешность его обучения, намного важнее, чтобы ребенок самостоятельно их добывал и применял, усвоил «режим» учебной деятельности. Вторая — образование строится с учетом интересов самого ребенка и интересов его семьи, т. е. его законных представителей. Личностно-ориентированный подход нацелен на развивающий тип образования. Он учитывает возрастные и индивидуальные особенности, ориентируется на интересы каждого ребенка. Но хочется отметить, что далеко не каждый воспитатель может увидеть эти особенности в развивающем образовании. И не для каждого ребенка можно реализовать цели развивающего образования из-за ряда причин. Воспитатель должен ставить перед собой цель — обеспечение развития с помощью знаний и умений. Если ребенок достаточно активный и любознательный, можно предположить, что идет процесс развития. Таким образом, проблемы в современном дошкольном образовании есть. Без общения невозможно развить коммуникативную сторону личности ребенка. Без сотрудничества родителей с детским садом невозможно полноценное развитие ребенка. Необходимо влиять на родителей таким образом, чтобы они старались быть с ребенком на протяжении всего дошкольного возраста, помогали ему. Более эффективное обучение — это то, которое предполагает личностно-ориентированный подход, но все зависит от воспитателя, от его целей, что воспитатель ставит на первый план, что на второй. И именно от педагогов зависит, будут ли решаться проблемы в современном образовании или нет.
Поэтому, я хотела бы предложить несколько игр, которые будут помогать воспитателю более эффективно обучать дошкольников. При подготовке этой статьи я изучила те игры, которые придумывают студенты отделения дошкольного образования АНО ПО «Сергиево-Посадский колледж», больше по изучению английского языка как дисциплины, однако выбранные игры по сюжету переносимы и на другие предметы. Меня интересовало именно придумывание игр, а не взятые из различных пособий, так как на мой взгляд они будут выглядеть «свежее». Ну и в них чувствует возможность вариантности, развития, дополнения, в отличие от опубликованных игр и уже четко зафиксированных в различных пособиях. Кстати, будучи студенткой первого курса, на мой взгляд, для современных студентов более требуется не жестко утвердившийся материал, а тот, который склоняет студентов к дальнейшему творчеству. Представленные игры были выбраны из работ студентов второго курса отделения дошкольного образования, больше придуманные студенткой Вагиной А.В.
Итак, первая игра называется «Закончи фразу»
Описание игры: я говорю детям начало фразы, а они должны ее правильно продолжить.
- Есть и пить надо… ( беззвучно и аккуратно, не оставляя на скатерте следов пищи)
- На столе лежат только кисти рук, локти на стол… ( не ставим)
- Обе руки либо свободны, либо… (заняты): нож в правой руке, вилка … ( в левой)
- За столом нельзя говорить… (громко или с полным ртом)
- Если во рту пища, воду… ( не пьют)
- Если ложка или вилка упала на пол, не спешите ее поднимать, попросите другую, но при выходе из-за стола… ( поднимите ее)
- Не спишите в еде, но и не сидите…( долго) за одним блюдом)
- Всегда благодари за угощение хозяйку добрыми словами: …( «Спасибо, очень вкусно!» )
Вторая игра « Думай, играй, правила поведения за столом называй»
Описание игры: я буду по очереди бросать мяч и говорить предложения, начиная со слов «нужно», а дети должны ответить правильно. Ребята должны быть внимательны, т.к есть утверждения с подвохом.
- Нужно ( правильный ответ: нельзя) облизывать пальцы.
- Нужно ( правильный ответ: нельзя) «чавкать»
- Нельзя крошить хлеб в тарелку.
- Нужно ( правильный ответ: нельзя) облизывать тарелку.
- Нужно (правильный ответ: нельзя) разговаривать с набитым ртом.
- Нельзя говорить о том, что может испортить аппетит.
- Нужно (правильный ответ: нельзя) в гостях первым садиться за стол.
- Нельзя ( правильный ответ: нужно) благодарить за ужин.
Цель этих игр заключается в том, чтобы учить эмоционально выражать чувство радости и весёлого настроения от общения с окружающими людьми. Закрепить знания детей о гостевом этикете, формировать способность приобретения уверенности в себе, особенно навыков доброжелательного общения, обучать правилам поведения в гостях и при приёме гостей дома. Воспитывать умение быть радушным и приветливым.
Причём матрицы показанных двух игр можно переносить и на другую тематику, развитие учебных навыков (как читать, как приготовить стол к занятию и т.д.), как общаться со сверстниками, как гулять и многое другое, т.е. сюда можно включить почти все линии воспитания.
Цель следующих игр заключается в том, чтобы развивать зрительное восприятие, упражнять в узнавании определенной буквы, развивать память, речь.
Игра «Алфавитные стулья»
Описание игры: стулья ставятся в круг по количеству детей. На стулья раскладываются буквы алфавита. Пока звучит музыка, дети бегают по кругу. Когда музыка заканчивается, каждый ребенок должен назвать буквы, лежащие на стуле, возле которого он остановился.
Игра «Появление»
Описание игры: я прячу карточку с буквой под книгой и постепенно выдвигаю ее так, чтобы она была видна детям. Тот, кто первым догадается, что это за буква, получает балл. Неверный ответ – минус балл. Тот, кто к концу получает больше баллов – побеждает.
Цель данных игр заключается в том, чтобы развивать зрительное восприятие, упражнять в узнавании определенной буквы, развивать память, речь.
К сожалению, современные дети, те, для кого игра - жизненная необходимость и условие для развития, перестают играть. Это беспокоит психологов и педагогов во всем мире. Что бы вы сказали, если бы птицы перестали петь, зайцы перестали прыгать, а бабочки — летать? Прервалась бы многовековая непрерывная цепь передачи игровой традиции от одного детского поколения другому, и это привело бы к кризису игровой культуры. Играть стали не меньше, а хуже. Хуже потому, что в игре стремятся найти только «отдыхающее развлечение», а игру нужно понимать и как «развивающий труд», только «игровой труд» более творческий, чем обычный, «только выполняющий». Изменилось само качество, сама суть детской игры: она стала какой-то невеселой, агрессивной, индивидуалистичной. Все больше примитивных игровых форм – шалостей, проказ, забав, стоящих уже на последней грани игры и все чаще переходящих в озорство и даже хулиганство (забавы с огнем, взрывами, мучительством животных, а то и людей, бессмысленное разрушение и т. п.). А зачем ребенку нужна игра? Вот что думают по этому поводу педагоги и психологи. · «Игра - это школа произвольного поведения» (Д. Б. Эльконин); · «Игра - школа морали в действии» (АН. Леонтьев); · «Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте»». Роль игры, к сожалению, недооценивается некоторыми родителями. Для ребенка это способ самореализации, в игре он может стать тем, кем мечтает быть в реальной жизни: врачом, водителем, летчиком и т. д. Сюжетно-ролевая игра очень популярна и любима детьми, готовит их к будущей жизни. Она называется так потому, что основными ее элементами являются игровой замысел, разработка сценария (сюжета), собственно игровые действия, выбор и распределение ролей. Это вид творческой игры, которая создается самими детьми, они сами придумывают в ней правила. О значении игры в развитии ребенка сказано очень много. Игра – потребность детского организма, средство разностороннего воспитания ребенка. В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать, а также формируются начала коллективизма, способность играть в команде. Ребенок в игре изображает то, что видел, пережил, он осваивает опыт человеческой деятельности, воспитывает отношение к людям, к жизни, позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение. В игре развивается воображение. Вспомните, во что играет ребенок, какие для этого использует предметы? Например, из цветка ромашки можно «приготовить» кукле «яичницу», палочкой сделать укол, поднос использовать вместо руля. Вы, наверное, и сами замечали, что ребенок в игре словно забывает о действительности — верит, что кукла живая, мишке больно, если его взяли за ухо, а он сам — настоящий капитан или летчик. Помните, что ребенку бывает трудно выйти из игры, прервать ее, переключиться на другие виды деятельности. Эту особенность можно использовать в воспитании, предупреждая таким образом непослушание. Например, обратитесь к ребенку, играющему в больницу: «Доктор, вашим больным нужен покой, им пора спать», или напомните «водителю», что машины едут в гараж. На самом деле дети всегда отличают игру от действительности, употребляя выражения «понарошку», «как будто», «по правде». Действия, недоступные им в реальной жизни, они выполняют именно в игре, «понарошку». Играя, ребенок как бы входит в жизнь, знакомится с ней, размышляет над увиденным. Но есть дети, которые не играют или играют мало в силу загруженности занятиями, из-за несоблюдения режима, чрезмерного увлечения просмотром телевизионные передач. Ребенку необходимы время и игровое пространство. Если он посещает детский сад, то в лучшем случае поиграет вечером, если не будет других соблазнов — телевизора, компьютера и т. д. Игровое пространство — это уголок, столик с любимыми игрушками, стул, правильно подобранный игровой материал. Игра у ребенка обычно возникает на основе и под влиянием полученных впечатлений. Не всегда игры бывают с положительным содержанием, часто дети отражают в игре негативные представления о жизни. А. де Сент-Экзюпери писал: «Я пришел из детства, как из страны. Нам, взрослым, следует чаще думать, какими красками мы раскрасили страну детства для пришедших туда наших малышей. Эта страна пока еще полностью в наших руках, и за нее мы по-настоящему в ответе. За оригинал – не за отражение! » Давайте же будем играть вместе со своими детьми как можно чаще. Помните: игра — прекрасный источник укрепления физического, духовного и эмоционального самочувствия ребенка. Совместная игра ребенка со взрослым не только основное средство развития маленького человека, но и инструмент, способствующий взаимопониманию разных поколений. Открывайте мир вместе с ребенком! Яркие и увлекательные игрушки созданы специально для того, чтобы поощрять любознательность вашего ребенка.
Список литературы:
1. Гребешова С. В. Актуальные проблемы современного дошкольного образования // Молодой ученый. — 2016. — №13.3. — С. 29-30.
2. Галигузова, Л.Н. Дошкольная педагогика: Учебник и практикум для СПО / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова-Замогильная. - Люберцы: Юрайт, 2016.
3. Журнал «ДОШКОЛЬНИК. Методика и практика воспитания и обучения» 2016, № 5.
4. Журнал «Дощкольное образование», 2019 год, все номера.
5. Научно-практический журнал «современное дошкольное образование», 2019, все номера.