Интернет-ресурсы все более и более захватывают систему не только образования, но и все профессиональные сферы. Интернет-ресурсы отвечают современному росту объема информации и информационному ускорению. В системе образования интернет-ресурсы определенным способом «как бы вытесняют» учителя.
Материалы информационных интернет-ресурсов могут использоваться:
для самостоятельного изучения учащимися дополнительного материала;
для самостоятельной работы учащихся на уроке;
для работы учащихся на элективных курсах и факультативных занятиях;
для самостоятельной деятельности учащихся во внеурочное время.
Для учащихся, которые только набирают познавательную информацию, интернет ресурсы иногда кажутся более привлекательные, чем информация, которую подает учитель. Часто это встречается из-за недостатка опыта работы с информацией. Уместно здесь привести цитату из Библии: «Запретный плод сладок». В таких случаях «перетянуть» учеников на учебную программу, в нашем случае школьного образования, особенно трудно. Поэтому на повестке развития учебных навыков школьников в нашем времени интернета стоят две проблемы: с одной стороны использование и нахождение важной информации дополнительной к учебнику в интернет-ресурсах, а с другой стороны− воспитание информационной культуры, где учащиеся бы могли отсортировывать «зерна» от «плевел».
В ФГОС среднего (полного) общего образования в качестве метапредметных результатов освоения учащимися образовательной программы названы:
• «готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
• умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности».
Конкретизируем видение этих проблем со стороны учащихся. Первое для чего ученики обращаются к интернет-ресурсам−это подготовка презентаций. Они практически все более занимают место как бы уходящих в прошлое рефератов, где целиком доминировали тексты. Психологически презентации, которые включают картинки, рисунки, более впечатляющи и их иллюстративность способствует лучшему запоминанию.
Приведем таблицу из одной исследовательской работы, использованной автором при подготовке статьи[1].
Таблица Отношение к целесообразности использования различных типов продуктов и средств информационно-коммуникационных технологий
Тип средств и продуктов ИКТ |
Среднее значение балла, характеризующего интегральное отношение |
Готовые программные обучающие продукты |
0,79 |
Презентации собственного изготовления |
1,54 |
Готовые тесты |
0,86 |
Тесты собственного изготовления |
1,18 |
Объекты единого информационного пространства школы |
0,93 |
Интернет-ресурсы |
1,82 |
В обращении учеников к интернет-ресурсам выделим негативную черту. Становится все чаще обращение учащихся к ответам на вопросы с помощью поиска их в интернете. Такая ситуация говорит о том, что школьники, а наша статья в основном посвящена школьному и среднему профессиональному обучению, либо просто не справляются с усвоением учебной информации, либо боятся неверного ответа во время тестовой проверки, либо ленятся вовсе ее запоминать. Из трех причин последняя самая плохая. В этой ситуации учащиеся просто отторгаются от основного учебного навыка− запоминать информацию. И тогда навык извлечения нужной информации из памяти заменяется другим навыком− развитие быстроты в поиске нужной информации. И как это не парадоксально, но ученики с низкой успеваемостью более ловки и быстры в нахождении нужной информации, чем дети с более высокой успеваемостью.
Для успешного решения этой проблемы хочу предложить свои варианты.
По одной теме можно давать ученикам несколько материалов и попросить их объяснить, какой материал и почему лучше. Вообще «конкурсность» и «соверновательность» среди учащихся при представлении задания очень хорошо отшлифовывает их навыки. Уже оценивание идет не только от учителя, а дети сами включаются в выработку лучшего выполнения задания. Это уже несколько другая проблема обучения−как приучить учащихся самим видеть качество своей работы. Однако с проблемой данной статьи она тесно взаимосвязана: научить детей видеть качество знания.
Можно предлагать учащимся создавать папки на сотовом телефоне, который практически есть у каждого ученика, с информацией вторичного, поддерживающего содержания по отношению к материалу учебника. Отсюда тянется другой учебный навык: научить учеников структурировать информацию по иерархии ее значимости.
При использовании интернет-ресурсов в случае тестирования или контроля знаний ученикам всегда нужно давать несколько попыток. Как-то в обучении закрепилось число «три» в случае тестирования. На мой взгляд, три попытки можно закрепить на финальном этапе тестирования, а в подготовительный этап можно давать больше попыток, практически пока ученик не подойдет к правильному ответу сам, и не ускорять поиск нужного ответа числом «три» на подготовительном этапе тестирования-контроля. Тогда учащиеся не будут «страдать комплексом испуга дать неверный ответ».
Теперь как побороть самую вредную привычку ленивых учеников−не пользоваться своей памятью при ответах на вопросы. Предлагаю такие задания. Например, дать ученикам список вопросов, и предложить им ответить сначала по памяти, а на остальное упущенное предложить найти ответы в интернете. Причем при посике ответов в интернете, также попросить учеников разделить: какие ответы интернет просто напомнил, а какие они совершенно не знали и помог только интернет. При таких заданиях у учащихся сформируются три уровня памяти:
√ своя прочная память, на которой держится усвоение информации, она может быть разного объема−больше или меньше;
√ пространство памяти, которой нужно помогать с интернетом, тоже объемы могут быть разные;
√ пустое пространство памяти, которое нужно заполнять только из интернета, и которую нужно развивать.
Ученикам нужно объяснять эти три формы памяти. И как их развивать. Если периодически проводить такие занятия, ученики могут сами смотреть, как развиваются эти три формы памяти.
Говоря об использовании интернет-ресурсов в обучении с точки зрения учеников, нужно обязательно обратить внимание на воспитание « познавательного иммунитета» к сорной информации, конкретно указывать вредоносные сайты, рассказывать, как обеспечить безопасность интернета, убеждать учеников не слишком перегружаться интернетными контактами, рассказывать и то, что такое вирусы в интернет. Воспитание понимания безопасности интернета для подрастающего поколения−это включение из благополучно в будущее социальное пространство.
В конце статьи приведем таблиц,.дополняющую список использованной литературы:
Список литературы:
1 Боброва Л.Н., Никулова Г.А. использование образовательных интернет-ресурсов по естественно-научным дисциплинам в школе: взгляд с двух сторон.// журнал «Проблемы современного образования» 32, 2018.-С.99-112.
2. Belyaeva O. S. Internet kak resurs samostoyatelnoy obrazovatelnoy raboty studenta. Voprosy upravleniya. 2013, No. 3(24). Available at: http://vestnik.uapa.ru/ru/issue/2013/03/27/ (accessed: 11.02.2020).
3.. Онлайн-ресурсы для самообразования российских школьников / В. В. Синельников, С. Г. Косарецкий, А. Г. Милякина, Н. А. Чеботарь. – М.: НИУ ВШЭ, 2016. – (Современная аналитика образования. № 4).
4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. – URL: https://минобрнауки.рф/documents/2365 (дата обращения: 11..02.2020).
5. Школа информационной культуры-г. Реутов.