КАК ЭФФЕКТИВНЕЕ ИПОЛЬЗОВАТЬ ИНТЕРНЕТ- РЕСУРСЫ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: МНЕНИЕ УЧЕНИКОВ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

КАК ЭФФЕКТИВНЕЕ ИПОЛЬЗОВАТЬ ИНТЕРНЕТ- РЕСУРСЫ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: МНЕНИЕ УЧЕНИКОВ

Дмитриева И.С. 1
1АНО ПО «Сергиево-Посадский гуманитарный колледж», г.Сергиев-Посад
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Интернет-ресурсы все более и более захватывают систему не только образования, но и все профессиональные сферы. Интернет-ресурсы отвечают современному росту объема информации и информационному ускорению. В системе образования интернет-ресурсы определенным способом «как бы вытесняют» учителя.

Материалы информационных интернет-ресурсов могут использоваться:

для самостоятельного изучения учащимися дополнительного материала;

для  самостоятельной работы учащихся на уроке;

для работы учащихся на элективных курсах и факультативных занятиях;

для самостоятельной деятельности учащихся во внеурочное время.

Для учащихся, которые только набирают познавательную информацию, интернет ресурсы иногда кажутся более привлекательные, чем информация, которую подает учитель. Часто это встречается из-за недостатка опыта работы с информацией. Уместно здесь привести цитату из Библии: «Запретный плод сладок». В таких случаях «перетянуть» учеников на учебную программу, в нашем случае школьного образования, особенно трудно. Поэтому на повестке развития учебных навыков школьников в нашем времени интернета стоят две проблемы: с одной стороны использование и нахождение важной информации дополнительной к учебнику в интернет-ресурсах, а с другой стороны− воспитание информационной культуры, где учащиеся бы могли отсортировывать «зерна» от «плевел».

В ФГОС среднего (полного) общего образования в качестве метапредметных результатов освоения учащимися образовательной программы названы:

• «готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

• умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности».

Конкретизируем видение этих проблем со стороны учащихся. Первое для чего ученики обращаются к интернет-ресурсам−это подготовка презентаций. Они практически все более занимают место как бы уходящих в прошлое рефератов, где целиком доминировали тексты. Психологически презентации, которые включают картинки, рисунки, более впечатляющи и их иллюстративность способствует лучшему запоминанию.

Приведем таблицу из одной исследовательской работы, использованной автором при подготовке статьи[1].

Таблица Отношение к целесообразности использования различных типов продуктов и средств информационно-коммуникационных технологий

Тип средств и продуктов ИКТ

Среднее значение балла, характеризующего интегральное отношение

Готовые программные обучающие продукты

0,79

Презентации собственного изготовления

1,54

Готовые тесты

0,86

Тесты собственного изготовления

1,18

Объекты единого информационного пространства школы

0,93

Интернет-ресурсы

1,82

В обращении учеников к интернет-ресурсам выделим негативную черту. Становится все чаще обращение учащихся к ответам на вопросы с помощью поиска их в интернете. Такая ситуация говорит о том, что школьники, а наша статья в основном посвящена школьному и среднему профессиональному обучению, либо просто не справляются с усвоением учебной информации, либо боятся неверного ответа во время тестовой проверки, либо ленятся вовсе ее запоминать. Из трех причин последняя самая плохая. В этой ситуации учащиеся просто отторгаются от основного учебного навыка− запоминать информацию. И тогда навык извлечения нужной информации из памяти заменяется другим навыком− развитие быстроты в поиске нужной информации. И как это не парадоксально, но ученики с низкой успеваемостью более ловки и быстры в нахождении нужной информации, чем дети с более высокой успеваемостью.

Для успешного решения этой проблемы хочу предложить свои варианты.

По одной теме можно давать ученикам несколько материалов и попросить их объяснить, какой материал и почему лучше. Вообще «конкурсность» и «соверновательность» среди учащихся при представлении задания очень хорошо отшлифовывает их навыки. Уже оценивание идет не только от учителя, а дети сами включаются в выработку лучшего выполнения задания. Это уже несколько другая проблема обучения−как приучить учащихся самим видеть качество своей работы. Однако с проблемой данной статьи она тесно взаимосвязана: научить детей видеть качество знания.

Можно предлагать учащимся создавать папки на сотовом телефоне, который практически есть у каждого ученика, с информацией вторичного, поддерживающего содержания по отношению к материалу учебника. Отсюда тянется другой учебный навык: научить учеников структурировать информацию по иерархии ее значимости.

При использовании интернет-ресурсов в случае тестирования или контроля знаний ученикам всегда нужно давать несколько попыток. Как-то в обучении закрепилось число «три» в случае тестирования. На мой взгляд, три попытки можно закрепить на финальном этапе тестирования, а в подготовительный этап можно давать больше попыток, практически пока ученик не подойдет к правильному ответу сам, и не ускорять поиск нужного ответа числом «три» на подготовительном этапе тестирования-контроля. Тогда учащиеся не будут «страдать комплексом испуга дать неверный ответ».

Теперь как побороть самую вредную привычку ленивых учеников−не пользоваться своей памятью при ответах на вопросы. Предлагаю такие задания. Например, дать ученикам список вопросов, и предложить им ответить сначала по памяти, а на остальное упущенное предложить найти ответы в интернете. Причем при посике ответов в интернете, также попросить учеников разделить: какие ответы интернет просто напомнил, а какие они совершенно не знали и помог только интернет. При таких заданиях у учащихся сформируются три уровня памяти:

√ своя прочная память, на которой держится усвоение информации, она может быть разного объема−больше или меньше;

√ пространство памяти, которой нужно помогать с интернетом, тоже объемы могут быть разные;

√ пустое пространство памяти, которое нужно заполнять только из интернета, и которую нужно развивать.

Ученикам нужно объяснять эти три формы памяти. И как их развивать. Если периодически проводить такие занятия, ученики могут сами смотреть, как развиваются эти три формы памяти.

Говоря об использовании интернет-ресурсов в обучении с точки зрения учеников, нужно обязательно обратить внимание на воспитание « познавательного иммунитета» к сорной информации, конкретно указывать вредоносные сайты, рассказывать, как обеспечить безопасность интернета, убеждать учеников не слишком перегружаться интернетными контактами, рассказывать и то, что такое вирусы в интернет. Воспитание понимания безопасности интернета для подрастающего поколения−это включение из благополучно в будущее социальное пространство.

В конце статьи приведем таблиц,.дополняющую список использованной литературы:

Список литературы:

1 Боброва Л.Н., Никулова Г.А. использование образовательных интернет-ресурсов по естественно-научным дисциплинам в школе: взгляд с двух сторон.// журнал «Проблемы современного образования» 32, 2018.-С.99-112.

2. Belyaeva O. S. Internet kak resurs samostoyatelnoy obrazovatelnoy raboty studenta. Voprosy upravleniya. 2013, No. 3(24). Available at: http://vestnik.uapa.ru/ru/issue/2013/03/27/ (accessed: 11.02.2020).

3.. Онлайн-ресурсы для самообразования российских школьников / В. В. Синельников, С. Г. Косарецкий, А. Г. Милякина, Н. А. Чеботарь. – М.: НИУ ВШЭ, 2016. – (Современная аналитика образования. № 4).

4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. – URL: https://минобрнауки.рф/documents/2365 (дата обращения: 11..02.2020).

5. Школа информационной культуры-г. Реутов.

Просмотров работы: 6