Проблему развития внимания изучали в современной зарубежной и отечественной психологии в разных планах: многие авторы, разрабатывая вопросы теории внимания, исследуют его роль в деятельности человека Л.С. Выготский [12], С.Л. Рубинштейн [30]. Также, в очень большом числе работ проблема внимания рассматривается в психолого-педагогическом аспекте, т. е. в плане изучения условий и закономерностей воспитания внимания Н.Ф. Добрынин [20-22], П.Я. Гальперин [14;15], Н.В. Дубровинская [26], С.Л. Кабыльницкая [14;15] и др.)
О развивающем значении игры говорится в исследованиях А.П. Усовой[65], Р.И. Жуковской[27], Д.В. Менджерицкой[41], Д.Б. Эльконина[70-72] Л.В. Артемовой[3], Н.Я. Михайленко[14] и др.
Существует множество определений внимания, ставших более или менее устойчивыми и общепризнанными. Во многих работах внимание определяется как направленность и сосредоточенность психической деятельности на каких-либо объектах с одновременным отвлечением от всего остального. Так, Н.Ф. Добрынин дает следующее определение внимания: «Внимание... представляет собой направленность и сосредоточенность психической деятельности личности. Под направленностью понимается избирательный характер этой деятельности и сохранение этой выбранной деятельности, под сосредоточением — углубление в данную деятельность и отвлечение от остального» [21,2].
Мы студент 4 курса вместе с научным руководителем, во время педагогической практики, в условиях МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад «Ымыы» с. Мындагай, Чурапчинского улуса Республики Саха (Якутия). Поставили перед собой цель:выявить возможности игровой деятельности в развитии внимания детей 4-5 лет дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели, нами выдвинуты следующие задачи исследования:
1. Изучить теоретические и практические источники по теме исследования.
2. Дать понятие основных характеристик внимания.
3. Рассмотреть динамику развития внимания детей 4-5 лет.
Таким образом, в качествегипотезы исследованиявыдвинуто предположение о том, что развитие внимания дошкольника будет эффективным в том случае, если его формирование будет происходить в играх с правилами, которые смогут повысить целенаправленность, концентрацию, объем и переключение внимания дошкольника.
Результаты диагностики и сравнительный анализ данных до и после исследования уровня развития внимания отражены в Диаграмме 1.
Анализ диагностики по методике «Что увидел?».
Результаты диагностики показали, что только 3 из 12 испытуемых имеют средний уровень развития внимания. Остальные 9 – имеют низкий уровень, что является явным признаком для дальнейшей работы над развитием внимания.
Анализ диагностики по методике «Перепутанные линии».
Анализ показал, что высокий уровень развития объема памяти не выявлен ни у одного ребенка. Дети не смогли вспомнить названия всех спрятанных предметов. Средний уровень объема внимания был выявлен у троих детей и составил 25 %. Дети вспомнили названия четырех предметов, но при этом отвечали уверенно. Низкий уровень объема внимания выявлен у девятерых детей. Дошкольники назвали два предмета, ответы были неуверенными.
В результате проведения методики - игры "Перепутанные линии" мы выявили уровень устойчивости внимания у исследуемой подгруппы. Высокий уровень в ходе исследования выявлен не был. В ходе анализа таблицы можно понять, что результаты поделились поровну - 50 % детей имеют средний уровень устойчивости и 50 % имеют низкий уровень. Дети выполняли работу медленно, но уверенно, пытаясь проследить путь дорожки с помощью пальчика.
Анализ диагностики по методике «Найди ключ к домику».
Результаты диагностики показали, что только 9 из 12 испытуемых имеют средний уровень развития внимания. Остальные 3 – имеют низкий уровень, высокого уровня развития внимания не обнаружено.
Для выявления уровня переключаемости внимания нами была проведена методика - игра "Найди ключ к домику". Анализ таблицы показал, что низкий уровень переключаемости внимания имеют 75% исследуемой подгруппы, средний уровень - 25%. Высокий уровень нами выявлен не был.
Полученные результаты по вышеперечисленным методикам взаимодополняют друг друга и позволяют сделать вывод о том, что у детей исследуемой подгруппы выявлен в основном средний и низкий уровень развития внимания, высокий уровень выявлен не был.
В качестве заключения, нужно отметить следующее: полученные результаты по методикам позволили нам сделать вывод о том, что с детьми 4-5 лет дошкольного возраста исследуемой подгруппы необходимо проводить коррекционную работу по развитию внимания, посредством представленных выше игровых упражнений. Также нам нужно будет разработать рекомендации для родителей и воспитателей по организации внимания.
Библиографический список
Книга одного автора
Баскакова И.Л. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития. Изучение внимания школьников /И.Л. Баскакова. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж-НПО «МОДЭК», 2005. — 64 с.
Богуславская З.М. Психологические особенности познавательной деятельности детей-дошкольников в условиях дидактической игры /З.М.Богуславская//Психология и педагогика игры дошкольника. - М.: Просвещение, 2009– С.254-268.
Гальперин П.Я. Экспериментальное формирование внимания /П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая. – М.: МГУ, 2004.-102 с.
Диагностика познавательной сферы ребенка / Под ред. Т.Г. Богдановой, Т.В. Корниловой. - М.,2004. – С.127.
Добрынин Н.Ф. О теории и воспитании внимания /Н.Ф. Добрынин. // Хрестоматия по вниманию / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.А. Пузырея, В.Я. Романова. - М., 2006. - С. 243-259.
Дормашев Ю.Б. Психология внимания: Учебник МПСИ/Ю.Б. Дормашев, В.Я. Романов. - М.:Флинта, 2002. – 316 с.
Добрынин Н.Ф. О теории и воспитании внимания /Н.Ф. Добрынин. // Хрестоматия по вниманию / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.А. Пузырея, В.Я. Романова. - М., 2006. - С. 243-259.
Добрынин Н.Ф. Внимание и его воспитание [Текст]: Стенограмма публичной лекции /Н.Ф.Добрынин. - М.: Правда, 2001. -256 с.
И.В. Дубровиной. - М., Издательский центр «Академия», 1999. - 464 с.
Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество /В.С. Мухина. - 7-е изд., стер. – М.: «Академия», 2002. – 452 с.
Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для уч-ся СПУЗ /Г.А. Урунтаева. - М.: «Академия», 2006. - 336с.
Фрейд З. Введение в психоанализ [Текст]: Лекции/З. Фрейд. – М.: Наука, 2001. – 455 с.
Шашина В.П. Методика игрового общения / В. П. Шашина. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
Эльконин Д.Б. Психология игры /Д.Б. Эльконин. - М.: Владос, 1999. – 360 с.
Якобсон С.Г. Анализ формирования механизмов произвольного внимания у дошкольников /С.Г. Якобсон // Вопросы психологии. - 1999.-№ 5(сент.-окт.).-С.3-10.
Якобсон С.Г. Внутренние действия, обеспечивающие распределение внимания у дошкольников /С.Г. Якобсон // Вопросы психологии. - 2000. - № 6(нояб.-дек.).-С.19-25.
Проблемы дошкольной игры: Психолого-педагогический аспект/Под ред. Н.Н. Поддъякова, Н.Я. Михайленко.-М, 1987. - С. 192.