КАК «АВТОРИТЕТ» УЧИТЕЛЯ ВЛИЯЕТ НА МНЕНИЯ И УСПЕВАЕМОСТЬ УЧЕНИКОВ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

КАК «АВТОРИТЕТ» УЧИТЕЛЯ ВЛИЯЕТ НА МНЕНИЯ И УСПЕВАЕМОСТЬ УЧЕНИКОВ

Ермилова А А 1, Хилалова Э Х 1
1АНО ПО «Сергиево-Посадский гуманитарный колледж», г.Сергиев-Посад
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Испокон веков люди принимали учителей, врачей как людей обладающих умениями, опытом, сверхзнаниями, не доступными значительному большинству, им доверяли, и это налагало на профессионалов ответственность. Они знали, что - значимы, авторитетны, в них верят, и в ответ им хотелось подтверждать эти мысли, соответствовать и расти над собой, давать то, на что они способны, становясь лучше и искуснее. 

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе[1]. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества. Проблемой авторитета учителя - воспитателя занимались Андриади И.П., Кондратьев М.Ю.,Крупская Н.К., Макаренко А.С., Самуйленков Д.Ф., Станкин М.И., Сухомлинский В.А, и др.. Ученые Макаренко А.С, Станкин М.И. разграничили в своих трудах истинный и ложный авторитет, выделили виды ложного авторитета. Андриади И.П., Кондратьев М.Ю., Самуйленков Д.Ф. занимались изучением компонентов авторитета и пути его формирования. О значении авторитета учителя-воспитателя говорили очень многие педагоги и психологи (Амоношвили Ш.А.., Крупская Н.К., Кондратьев М.Ю., Лихачев Б., Макаренко А.С., Ольшанский В.Б., Сухомлинский В.А и др.)[6].

Подлинный авторитет нельзя декретировать свыше. Его можно только заслужить честным и упорным трудом. Существует мнение, что должность учителя сама по себе обеспечивает ему авторитет среди учащихся. Но это не так. В наше сложное время должностной авторитет полностью заменен авторитетом личностным. В связи с этим различают авторитет роли, то есть авторитет власти, и власть авторитета. Если первый дается должностью учителя, то второй является результатом длительных взаимоотношений. Авторитет должности не надежен, быстро проходящий, если не подкрепляется

властью личности, добровольным признанием школьникам профессионализма учителя. Каждый педагог стремится завоевать авторитет. Но не желая работать над собой, отдельные педагоги идут к завоеванию авторитета ложным путем. Что приводит к завоеванию ложного авторитета.

С точки зрения учеников к себе притягивает учитель, который не только хорошо знает свой предмет, но и вообще как бы «универсален» в понимании жизни. Всегда готов ответить на любой вопрос. И искренне признается. Если ему где-то надо найти справку для полного компетентного ответа. Любимый учитель всегда старается скрыть смущение детей, имеющих недостатки. Конечно, учитель должен способствовать совершенствованию как внешности, так и характера учеников, а недочеты исправлять «скрыто», как бы в виде игры или демонстрации зпизода, «как нужно». Умный педагог никогда не поставит «барьер2 между ребенком и его родителем, а наоборот всегда будет способствовать взаимопониманию детей и родителей. Ведь у педагога есть педагогическая мудрость, а у родителей, тем более других профессий, такой педагогической мудрости может не хватать. Любимый учитель всегда «делит» свою любовь между всеми учениками, как прилежными, так и нарушителями. Как не странно, но расположение к ребенку может исправлять его дисциплину. Безусловно, устойчивость такого исправления может держаться не долго.

Любимых учителей из школы дети очень долго помнят, даже иногда всю жизнь, когда выходят на взрослую дорогу. Хорошо, что в некоторых школах есть традиция после окончания школы встречаться со своими учителя. Учителя будут потом и в колледже, и в учреждениях высшего образования, если ученик продолжит свое образование. Однако школьные учителя всегда более долговечны. Авторитет учителя не складывается одноразово, а это длительный процесс, начинающийся еще в начальной школе. Когда мы говорим об авторитете учителя, то здесь имеется в виду понятие авторитета как обобщающее, включающее всех учителей, которые участвуют в обучении ребенка, то есть это отношение к профессии учителя в целом. У детей, разделяющих эту точку зрения, вопрос о проявлении уважения к учителю решается успешнее. Он или она понимают, что учителя разные, но однако такие дети никогда не позволят себе проявить неуважение к учительскому труду. Другой формой проявления авторитета может быть сквозной сильный авторитет какого-либо одного учителя, и такая привязанность к самому людимому учителю может распространяться и на других учителей.

В современных условиях во многих школах накапливаются проблемы с дисциплиной, успеваемостью, отношениями между учениками и учителями. И как это не печально признать, проблемы с дисциплиной и успеваемостью в школах стали сложнее.. есть и крайне негативные примеры. Но если сравнить два негативных полюса: нарушения в учебной и дисциплинарной сфере учениками и промахи или недостойное поведение учителей в школах, что тоже сейчас встречается. То вывод напрашивается такой: промахи учителей всегда находят более широкий резонанс по сравнению с учениками. Ведь школьники−это «человеческий формируемый материал», а учителя уже как бы сформировавшиеся личности с профильным образованием. Даже ошибки взрослых, но не учителей по профессии, «звучат» менее громко, чем ошибки учителей. Сама профессия педагога накладывает на людей этой профессии ответственность за социальную достойность растущих детей.

Но обратим внимание и на такой факт. Иногда очень хорошие учителя испытывают жестокое отношение некоторых учеников, чаще это какие-то индивидуальные примеры. Тогда ситуация «учитель как жертва» служит как бы индикатором опасного ученика для общества в будущем. Не секрет, что в настоящее время у многих детей нет авторитетов даже на уровне института семьи, что уж говорить о социальном институте образования. И это не удивительно, ведь одно вытекает из другого. Человек начинает свой жизненный путь в семье, в ней формируются первичные ценности, устанавливаются основы взаимоотношений, на базе чего в дальнейшем он будет воспринимать мир и взаимодействовать с ним.

У учителей наиболее часто встречаются следующие виды ложного авторитета. Авторитет подавления: завоевывается путем систематической демонстрации превосходства в правах и возможности держать учеников в постоянном безотчетном страхе перед наказанием или высмеиванием за неудачный ответ или выполнение упражнения, перед окриком, наказанием.

Сейчас такие учителя встречаются нечасто, но вред, наносимый ими огромен. Они провоцируют учеников на трусость, подхалимство или, наоборот, агрессивное отношение к старшему, стремление насолить ему, но тонко замаскировать нарушение дисциплины, неуважение к педагогу. Никакой речи о воспитании, сознательной дисциплины, в данном случае идти не может. Кроме того, грубость расшатывать нервную систему учащихся, прививает отвращение к учебе, к учебному заведению, подрывает уважение к старшему. Требовательность преподавателя, не подкрепленная уважением к личному достоинству учащихся, приобретает формально - бюрократический характер.

Возможно, если бы авторитет профессии педагога по умолчанию существовал в полной мере и по сей день, многих проблем, связанных с образованием, не было бы.  Сегодня остается на личном уровне видеть в учителе опытного мастера своей области, его мудрость, ответственность, в ученике – человека, достойного уважения и доверия, старательного и обучаемого,  в родителях – переживающих, любящих людей. Все зависит от всех и лично от каждого.

Для утверждения авторитета учителя большое значение имеет и обсуждения школьной жизни детей с родителями. Поэтому есть конфликты среди учителей и родителей, есть конфликты между учителями и родителями, и конфликты между детьми и учителями. Проблема не в том, чтобы как-то уйти из конфликта, а в том, чтобы извлечь из этого урок. Я-то думаю, что как раз нельзя избежать обсуждения между родителями и детьми учителей, по-моему, это аксиома. Вопрос в том, как научить родителей правильно обсуждать с детьми, что с ними произошло в школе. И в этом смысле не обсуждать учителя как личность, а обсуждать, что происходит. Министр просвещения говорила о том, что сами родители не должны высказывать какую-то критическую позицию по отношению к учителю и давать критическую оценку его работы в беседе с детьми. Это подрывает авторитет учителя [6].

Успешное решение сложных и ответственных задач обучения и воспитания школьников в решающей степени зависит от личности учителя, его нравственной позиции, профессионального мастерства, эрудиции и культуры. Учитель и ученик - две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно, решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества. Достичь духовной общности учителя с учениками – это первооснова всех успехов в обучении и воспитании.

Список литературы:

Авторитет и имидж в профессиональной деятельности педагога. Коллектив авторов.-Новосибирск: Издательство «СИБАК», 2018.-208 с.

Амонашвили Ш. А.     Школа жизни: трактат о начальной ступени образования, основанного на принципах гуманно-личностной педагогики / Ш. А. Амонашвили.  - Москва : ИД Шалвы Амонашвили : МГПУ, 2007. - (Творческая лаборатория учителя). - 144 с. : табл., портр. - URL: https://lib.nspu.ru/views/library/9326/read.php (дата обращения: 11.02.2020) . - Доступна эл. версия в ЭБС НГПУ. - ISBN 5-89147-020-9

Андриенко Е. В. Педагогический профессионализм : монография / Е. В. Андриенко ; Новосиб. гос. пед. ун-т.  - Новосибирск : НГПУ, 2011. - 188 с. :  - Библиогр.: с. 182-186. - URL: https://lib.nspu.ru/views/library/519/read.php (дата обращения: 11.02.2020)  - Доступна эл. версия в ЭБС НГПУ

Брандт Р. А. Спасибо вам, Учителя! : [мемуары] / Р. А. Брандт ; Новосиб. гос. пед. ун-т.  - Новосибирск : НГПУ, 2012. - 74 с. - URL: https://lib.nspu.ru/views/library/2192/read.php (дата обращения: 11.02.2020) . - Доступна эл. версия в ЭБС НГПУ

Казанцева Е.А.Эмоциональный фон педагогического дискурса: авторитет власти или власть авторитета?/ Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика.№1(19),2017.-С.119-126.

Сысоева Е.Ю., Корсун М.А. Авторитет педагога в трансформирующемся Российском обществе.// Вестник Оренбургского государственного университета, № 5 (217), 2018.-С.73-78.

Учитель и ученик: становление интерсубъективных отношений в истории педагогики востока и запада. Под ред. Н.Б.Баранниковой и В.Г.Безрогова.-И.: Издательский центр ИЭТ. 2013.-706 с.

Просмотров работы: 78