Термин «тест» впервые введен американским психологом Дж. Кеттелом в 1890 г. «Тест» происходит от английского слова «test» и означает в широком смысле слова испытание, исследование, опыт. В педагогике чаще всего термин «тест» определяется как система заданий специфической формы, определенного содержания, возрастающей трудности, позволяющая объективно оценить структуру и качественно измерить уровень подготовленности учащихся. Последовательность тестовых заданий определяется по принципу: от более простого к сложному. Тестовые задания −это дидактические и технологические средства объективного контроля подготовленности ученика. Эти задания должны быть краткими: желательно не более 7 слов в одном задании. Прочитав задание, ученик должен сразу определить, знает ли он ответ. Если ответ он не знает, то дополнительное время не поможет. Идеально, когда ученик сразу отвечает на задание. Надо стремиться к тому, чтобы на обдумывание одного задания затрачивалось не более двух минут.
Тестирование имеет следующие основные преимущества перед другими педагогическими методами: строгость; объективность; технологичность; применимость ко всем группам испытуемых; интегрируемость; междисциплинарность; стимулирование мотивации и др. По количеству заданий различают следующие виды тестов: короткие (до 20 заданий) средние ( заданий) длинные (более 500 заданий).
Педагогическое тестирование, как и всякое средство измерения и контроля, имеет и свои недостатки. Как и любой измерительный инструмент, тест имеет определенную точность и определенную погрешность, диапазон применимости. "Натаскивание на тесты" приводит лишь к знаниям справочного характера. Возможна и фальсификация результатов тестирования. Тест – система кратких вопросов и заданий, с ограничением времени выполнения для установления характеристик обучения и их последующего анализа. Тестирование – это одновременно и метод, и результат педагогического измерения.
Тесты выполняют одновременно целый ряд функций:
1. Контролирующую;
2. Обучающую;
3. Развивающую;
4. Воспитывающую;
5. Диагностическую;
6. Прогностическую.
Тесты можно использовать как на любом этапе урока, так и так и при изучении нового материала, его закреплении и обобщении и при итоговом контроле [2].
При изучении нового материала тесты применяются для организации самостоятельной работы учащихся, при этом тестовое задание может не только опираться на знания, полученными учащимися на предыдущих уроках, но иметь поисковый, эвристический, проблемный характер.
Тесты можно использовать не только на уроке в классе, но и в качестве домашнего Задания, в отдельных случаях можно предложить учащимся составить тестовые задания, что научит ребят правильно формулировать вопросы, будет способствовать формированию умений обобщать и анализировать полученные знания применять их на практике.
Обучение учеников методике составления тестов не менее важно, чем сами тесты.
Основными этапами любого тестирования являются [3]:
Целеполагание т.е постановка конкретных целей перед тестированием и понятных учащимся.
Подготовка и сбор информации для составления теста, соответствующей школьной программе, учебникам и пройденному материалу.
Разработка и конструирование теста, т.е. выбор определенных видов тестовых вопросов и заданий с учетом определенных требований:
надежность, точность, лаконичность;
недопустимость применения двусмысленных вопросов;
использование дополнительной литературы, энциклопедий, справочников для составления тестов и их решения допустимо лишь для специализированных классов и школ, а также для индивидуальной работы с сильными учащимися.
Подготовка участников тестирования заключается в мотивации, настрое и тренинге.
Непосредственно тестирование должно стать одним из видов учебной деятельности учащихся.
После проведения тестирования наступает обработка теста, т.е. проверка с помощью ключа
Итогом результатов тестирования должен стать анализ результатов.
Публикация результатов тестирования. Учащиеся должны быть ознакомлены с результата тестирования, они должны быть допущены к просмотру выполненных работ и имеют право на апелляцию.
Очень эффективным является привлечение учеников к проверке тестов, анализу результатов, безусловно при руководстве учителя.
При всем многообразии тестовых задании можно выделить всего четыре основных группы тестов:
задание на выбор правильного ответа;
приведение в соответствие или классификацию объектов;
расположение объектов в определенном порядке;
“открытые” тесты, где необходимо вписать “пропущенные” слова.
Самыми лучшими подготовительными типами тестов являются тесты на приведение в соответствие и классификацию объектов и расположение объектов в определенном порядке. Такие тесты воспитывают «стройность логики».
Главный мотив, почему ученикам полезно давать составлять самим тесты, является тот факт, что при таком задании проверяется логика усвоения изученного материала [1]. Все предлагаемые ученикам тесты для контроля отображают логику учителя, если они составлялись им. Или других авторов тестов. А если для подведения итогов предложить ученикам составить тесты, то сразу будет видно, какие вопросы они выбрали для тестов, значит на эти выбранные вопросы они опираются в усвоении материала. И учитель может тогда лучше понимать6 выделяют ли в проверяемой порции знания ученики базовые понятия, идеи. Что ученики пропускают для включения в тест, то и показывает слабое усвоение этого участка знаний.
Содержание теста должно соответствовать содержанию учебной дисциплины. Задания теста должны в правильной пропорции охватывать все важные аспекты области содержания.
Необходимо включение в тесты только наиболее важных, базовых знаний, выражающих сущность, содержание, законы и закономерности рассматриваемых явлений. Все спорные точки зрения, допустимые в научном споре, следует исключить из тестовых заданий.
Каждый учебный элемент должен иметь некоторую усредненную меру трудности, которую необходимо учитывать в процессе контроля знаний.
Проведение контрольных работ по составлению тестов самими учениками способствует более прочному закреплению знаний, потому что в данном случае используется не монологический подход только преподавателя, а диалогический. А в диалоге знание всегда проявляется более гибко. Полезными кажутся тесты с ветвлениями. В тестах с ветвлениями каждый ученик проходит материал по-своему. От принятого решения зависит следующий шаг. Один из вариантов — создание ветвления между вопросами теста. В зависимости от ответа пользователя тест направит его к заранее определённому вопросу. Это даст возможность двигаться от простого к сложному.
Список литературы:
Батурин Н.А.. Курганский Н.А. Пособие по разработке тестов достижений. Учебное пособие.- Челябинск-Санкт-Петербург: ЮУрГУ, 2001.-75 с.
Методические рекомендации по составлению тестов. сайт spb.hse.ru›data/2014/01/05/1340534257…tests.pdf
Практическая психодиагностика. Методика и тесты. Учебное пособие. Редактор-составитель Д.Я.Райгородский.-Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М»,2001.-664 с.
Чурина К.В., Зимина Е.К. Тестирование как форма контроля результатов обучения./журнал «Молодой учёный» №9 (89) май-1, 2015.С.1214-1217.
TestConMoscow 2020, 31марта-2 апреля. Программа конференции.