РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Денисов А.Е. 1
1ФГБОУ ВО "Ивановский государственный политехнический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

С 1 января 2011 года функциями допуска к работам по инженерным изысканиям, проектированию, строительству, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в полном объеме наделены саморегулируемые организации (СРО).

Отмена государственного лицензирования строительной деятельности стала важным шагом в процессе повышения роли института саморегулирования в строительстве, однако основные задачи, поставленные перед институтом саморегулирования – повышение качества выполнения инженерных изысканий, осуществление архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, допуск на рынок только добросовестных строительных компаний, усиление репутационной ответственности СРО и ее членов в полной мере достигнуты не были.

Одной из причин такой ситуации стало появление «коммерческих» саморегулируемых организаций, с помощью которых возможно за несколько дней получить допуск к работам. Как правило, контрольные функции такими СРО за соблюдением их членами требований Градостроительного кодекса Российской Федерации, требований технических регламентов фактически не осуществляются.

В связи с чем, одним из приоритетных направлений должны стать меры по пресечению деятельности таких СРО.

Определенную положительную роль в решении проблемы сыграл принятый Федеральный закон от 24 ноября 2014 года № 359-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О саморегулируемых организациях», которым установлены дополнительные основания для исключения сведений о саморегулируемой организации проектировщиков и строителей из государственного реестра саморегулируемых организаций.

Для решения сложившейся проблемы в настоящее время Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору Российской Федерации совместно со специалистами национальных объединений в строительной сфере был разработан проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в целях совершенствования законодательной базы саморегулирования и усиления ответственности саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта и ответственности за выполнение возложенных на них задач. Данный проект федерального закона четко регламентирует правила приема саморегулируемой организацией в свои члены юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и правила выдачи свидетельств о допуске к определенному виду (или видам) работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Значительное количество жилья, предоставляемого по государственным и муниципальным программам различным категориям социально незащищенных граждан и финансируемого за счет бюджетных средств, строится в многоквартирных домах с количеством этажей, не превышающим трех. Государственный строительный надзор в отношении таких домов не осуществляется, в связи с чем, органы государственной власти не проверяют их соответствие проектной документации и требованиям технических регламентов.

Данный вопрос в настоящее время стоит довольно остро, поскольку доля малоэтажного жилья, построенного с соблюдением всех существующих нормативов, составляет лишь 10-15%.

Так, в органы государственного строительного надзора, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный контроль (надзор) в сфере долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, поступает значительное количество обращений граждан, содержащих сведения о низком качестве вводимого в эксплуатацию жилья, недоделках, нарушениях сроков строительства, строительных норм и правил, правил пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, требований в области энергосбережения и энергоэффективности, оборудования объектов приборами учета энергетических ресурсов.

Основными причинами таких нарушений являются низкая квалификация лиц, осуществляющих строительство, ненадлежащий уровень строительного контроля, который должен осуществляться застройщиком или техническим заказчиком объекта капитального строительства, отсутствие законодательно установленных полномочий органов государственной власти, а также органов местного самоуправления, уполномоченных выдавать разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, проверять соответствие построенного объекта требованиям технических регламентов.

Поэтому возникает безусловная необходимость усиления государственного контроля (надзора) за соблюдением лицами, осуществляющими строительство малоэтажных жилых домов, требований технических регламентов и проектной документации.

Концепция саморегулирования ориентирована на рост участия профессионального сообщества в делах отрасли, на оздоровление конкурентной среды и повышения качества товаров и услуг. Однако, как показывает практика, реализация данной концепции не всегда приводит к достижению поставленных целей.

Ростехнадзор является органом, уполномоченным на ведение контрольно-надзорных мероприятий в отношении саморегулируемых организаций в сфере строительства, а также органом, уполномоченным на ведение государственного реестра таких организаций.

Основными нарушениями, допускаемыми СРО, явились неприменение предусмотренных законодательством мер дисциплинарного воздействия в виде прекращения действия свидетельства в отношении члена СРО, ранее привлеченного к ответственности в виде приостановления действия свидетельства и не устранившего допущенные нарушения; отсутствие контроля со стороны СРО за деятельностью своих членов, несоблюдение сроков проведения проверок членов СРО, формальный подход к проведению проверок; несоблюдение требований информационной открытости; нарушение порядка приема в члены СРО и порядка исключения, выдача свидетельств о допуске к определенному виду работ до уплаты взносов в компенсационный фонд и другие.

Предложениями по оптимизации правовой базы в сфере саморегулирования являются:

- установление порядка и сроков осуществления основных функций СРО;

- наделение органа, обеспечивающего государственный строительный надзор, полномочиями по применению мер воздействия к лицу, осуществляющему строительный контроль, в случае установления органом фактов нарушений технических регламентов, строительных норм и правил, проектной документации при строительстве объекта, допущенных вследствие ненадлежащего осуществления строительного контроля;

- переход к формированию СРО по региональному принципу;

- введение санкционных мер в отношении организаций, исключенных или добровольно покинувших СРО;

- совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации строительных кадров.

Целесообразным также является разработка и внедрение «Стандарта качества и требования по энергоэффективности жилья».

Кроме того, при разработке типовой проектной документации должны применяться современные энерго- и ресурсосберегающие, конструктивные, инженерно-технические, технологические и архитектурно-планировочные решения. Такая практика должна быть распространена на все гражданские объекты, которые возводятся за счет средств бюджета.

В настоящее время производство основных строительных материалов не требует получения каких-либо разрешений, отсутствует их обязательная сертификация. Качество строительных ресурсов зачастую не соответствует минимальным требованиям, необходимым для обеспечения надежности, безопасности и энергоэффективности объектов капитального строительства.

Решением данной проблемы может явиться установление прозрачной системы ценообразования при производстве строительных материалов, определение четких требований к их качеству, в том числе требований по безопасности и энергоэффективности. Кроме того, в рамках совершенствования системы ценообразования и сметного нормирования актуальной темой является создание института единого квалифицированного технического заказчика с определением его функций и полномочий.

Библиографический список

1. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ.

2. Денисова А. Саморегулируемые организации в сфере строительства // СПС Консультант Плюс. 2012.

3. Ершов О.Г. Правовая природа обязательного участия в саморегулируемых организациях, действующих в сфере строительства // Юрист. 2014. № 24. С. 23 - 27.

Просмотров работы: 37