Изобразительная деятельность рассматривается как эффективная форма освоения детьми окружающей действительности. Дети знакомятся со свойствами материалов (бумаги, карандашей, красок, глины), передают в изобразительной форме свои мысли, впечатления от окружающего мира, у них уточняются и углубляются зрительные представления об окружающих предметах [1].
Изобразительная деятельность в дошкольном возрасте содействует процессу становления ребенка как субъекта деятельности: ребенок в процессе изображения ставит цели, выбирает средства, планирует и реализует деятельность, получает результат. Он становится самостоятельным, продукты его деятельности отличаются уникальностью, неповторимостью, своеобразием [2].
Нетрадиционная техника рисования - это новое направление в искусстве, которое помогает развить ребенка всесторонне. Нетрадиционная техника рисования в работе с детьми способствует развитию детской художественной одаренности [3].
В психолого-педагогической литературе в основном раскрыты вопросы сущности понятия нетрадиционной техники рисования, методика организации, приемы выполнения и т.д. Но еще недостаточно изучены возможности современных нетрадиционных техник рисования в развитии творческих способностей старших дошкольников.
Таким образом, данная тема обосновывается актуальной значимостью проблемы, ее недостаточной разработанностью в литературе и несомненной важностью для теории и практики дошкольного образования.
Решению этой задачи, на наш взгляд, могут способствовать нетрадиционные техники рисования.
Нетрадиционные техники рисования - это важнейшее дело эcтетического воспитания, это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать. А самое главное самoвыражаться [4].
Экспериментальной базой исследования являлось МБДОУ Детский сад им. М.Ф. Алексеева с. Хатынг-Сысы Нюрбинского улуса Республики Саха (Якутия), где приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста (экспериментальная и контрольная группы).
Мы составили комплект диагностических методик для выявления уровня творческих способностей у детей экспериментальных и контрольных групп:
- методика «Солнце в комнате» и «Складная картинка» В.Н. Кудрявцева и В.Н. Синельникова [5];
- методика «Неоконченный рисунок» Ю.А. Полуянова [6].
Мы разработали план занятий для детей старшего дошкольного возраста, учитывая доступность материала, соответствие возрасту, наглядность его подачи. Занятия (25-30 мин) проводились систематически – 2 раза в месяц, с постепенным усложнением. Главным условием являлось отсутствие директивной позиции воспитателя, предоставление свободы творчества.
Дети рисуют то, что им хорошо знакомо, с чем встречались в повседневной жизни, что привлекает их внимание. Чем интереснее, насыщеннее, богаче по содержанию жизнь детей, тем больший отклик она приносит в их творчество.
В работе над развитием творческих способностей мы использовали такие формы организации как: целевые прогулки, фотовыставки, выставки рисунков, конкурсы, развлечения.
Методы: словесные (загадки, рассказы, беседы); наглядные (образец, рассматривание иллюстраций художников, работ народного творчества); практические (рисование); игровые (дидактические игры, игры на развитие художественного воображения). Также использовали физкультминутки.
В работе с дошкольниками использовались следующие нетрадиционные техники рисования: свеча+акварель, монотипия, рисование ладошками, печать по трафарету, раздувание (выдувание трубочкой), тычок жесткой полусухой кистью, рисование манкой, рисование пальчиками, акварель+ восковые мелки, сочетание раздувания и техники тычка, кляксография, чёрно-белый граттаж, рисование по мокрому, надбрызг, модульное рисование, стампинг и др.
В целом, для занятий мы старались приготовить красивые и разнообразные материалы, предоставляя детям возможность выбора средств изображения. Необычное начало работы, применение игровых приемов - это все помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразия и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.
Одним из важных средств поощрения и развития изобразительного творчества детей, является выставка детского рисунка. Она очень радуют детей и их родителей, ребенок становится успешнее. Совместная работа с родителями создает ребенку эмоционально-комфортное состояние.
В процессе творчества дети научились создавать вещи своими руками, познали загадки, радости и разочарования созидания – все это важные составляющие процессы обучения и развития. Творческий процесс научил детей исследовать, открывать и умело обращаться со своим миром, о чем давно забыло большая часть взрослых.
Результатом работы можно считать не только процесс развития творческих способностей дошкольника, который поможет им в будущем совершенствовать их потенциальные возможности.
Литература
Алехин А.Д. О языке изобразительного искусства / А.Д. Алехин. - М.: Просвещение, 2013. - 14 с.
Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами: кн. для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, родителей / Под науч. ред. Т.С. Комаровой. - М.:Пед. Общество России, 2012. - 27 с.
Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования / Т.С. Акуненок // Дошкольное образование. - 2010. - № 18. - 5 с.
Глазкова Н.Н. Нетрадиционные виды рисования как средство развития творческих способностей детей / Н.Н. Глазкова // Работа с дошкольниками. - 2009. - № 2. - 23 с.
Кудрявцев В.Н. Ребёнок - дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей / В.Н. Кудрявцев, В.Н. Синельников // Дошкольное воспитание. - 1995. - № 9. – С. 52-58.
Полуянов Ю.А. Диагностика общего и художественного развития детей по их рисункам / Ю.А. Полуянов. - Москва; Рига : Эксперимент, 2000. – 160 с.