РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРЫ «ШАШКИ» - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРЫ «ШАШКИ»

Винокурова А.П. 1
1Северо-Восточный Федеральный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Интеллектуальная игра в шашки является одним из наиболее распространенных видов спорта в нашей республике, стране и в мире. Этим старинным, подлинно народным играм посвящают свой досуг миллионы людей, различных возрастов и профессий.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования говорится о том, что игра является одним из «сквозных механизмов развития ребенка дошкольного возраста» [1, 3с].

Существует противоречие в современной дошкольной образовании, что в соответствии с Федеральном государственном образовательном стандартом дошкольного образования ребенок должен обладать интеллектуальными способностями. Исходя из этого можно сказать, что игра в шашки является очень мощным инструментом гармонического развития интеллекта ребенка в игровой форме.

Игра в шашки имеет большое развивающее значение - вырабатывает объективность мышления, помогает развивать логику, тренирует память, воспитывает настойчивость, смекалку, трудолюбие, целеустремленность, точный расчет, формирует характер, усидчивость, способность предвидеть и находить нестандартные и самостоятельные способы решения в игре, делать сознательный выбор.

Цель исследования: Изучить особенности обучения детей дошкольного возраста настольной игре «Шашки».

Гипотеза исследования основано на предположении, что обучение детей дошкольного возраста спортивной игре «Шашки» будет способствовать развитию интеллекта детей если:

- Подобрать

Исходя из цели, нами поставлены задачи:

Дать теоретическое обоснование проблемы обучения детей дошкольного возраста игре «Шашки»;

Подобрать диагностику логического мышления для детей старшего дошкольного возраста;

Разработать план кружковой работы по обучению дошкольников шашкам;

Составить методические рекомендации для педагогов дошкольных организаций по организации обучения дошкольников шашкам;

Методологическая основа проблемы воспитания детей посредством игры в шашки определяется работами Вирного А. Я., Герцензон Б. М., Звирбулис В.А., Куличихина А. И. Взгляды перечисленных специалистов обращены в основном на обучение игре в шашки детей школьного возраста. Проблеме использования шашечных игр в качестве средства развития детей дошкольного возраста уделяется незначительное внимание.

Отсутствие методической литературы по данной проблеме снижает эффективность работы дошкольных учреждений в данном направлении и делает актуальной тему нашей работы.

Наиболее перспективным путем развития логического мышления у детей дошкольного возраста, на наш взгляд, является использование синкретического вида деятельности, сочетающего элементы спорта, науки и искусства и в виду этого обладающего неисчерпаемым потенциалом развития широкого спектра важных личностных качеств. Все это обусловило выбор данного исследования.

Шашки входят в категорию так называемых игр шашечного типа, включающего множество разнообразных настольных игр для двух-четырёх игроков, которые играют на расчерченной доске равноценными фишками [5, 10c].

Наиболее древние изображения игроков за игрой, определяемой как вариант шашек, имеются ещё в памятниках Древнего Египта, а еще игра в шашки были изображены на греческих амфорах, римских чашах, на фресках языческих храмов [2, 10c].

В своей книге по обучению шашкам, В. Б. Городецкий написал о высказывании Николая Гавриловича Чернышевского, который считал, что без знания истории нельзя быть культурным человеком. Однако рассказать достоверно об истории возникновения и развития шашечной игры нет возможности. В литературе известна статья Жозеф Бойе «К истории шашечной игры» (журнал «В защиту мира», 1975, №5) в котором автор утверждает, что «вопрос о происхождении шашек рождает не меньше споров и исследований, чем вопрос о происхождении шахмат», но до сих пор в нем царит полный хаос. Серьезные возражения вызывает и статья о шашках в Большой Советской Энциклопедии (т.29.М. 1978). В современной шашечной литературе отдельные разрозненные факты, легенды, притчи стали блуждающими сюжетами, истинность которых неизвестна [3, 5с].

Игра в шашки была широко распространена на территории всей Европы в Средние века уже в эпоху Возрождения.

Сейчас в Европе, несмотря на всеобщую унификацию шашечных правил, продолжают существовать различные виды шашек: французские, канадские, русские, итальянские, турецкие, бразильские, немецкие и многие другие. В каждой стране играют по-своему и не считаются с правилами, принятыми в других странах.

Шашки - игра для двух игроков на многоклеточной доске, подобной шахматной, специальными фишками-шашками. Подобна шахматам, шашки воспроизводят действия сражающихся по определенным правилам и сил.

Для детей шашки - это хорошая возможность для развития в ребенке разнообразных качеств, таких как- логическое мышление, память, интуиция, целеустремленность, умение принимать верные решения и другие качества для жизни. Поэтому педагог начинает обучать детей в группах с детьми 5-6 лет [13, 20].

У детей 5-6 лет мышление носит преимущественно наглядно-образный характер, но к концу 5 года мышление постепенно становится обобщенным и переходит в словесно-логический вид. Увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания. Ребенок данного возраста способен анализировать объекты одновременно по двум способам [4, 230с].

У детей, занимающихся игрой в шашки, развивается познавательная активность, образное мышление, пространственное воображение, расширяется кругозор. Играя, дети познают что есть и в реальной жизни определенные правила, которые мы должны соблюдать. Игра в шашки развивает интеллект ребенка, обеспечивает социальную успешность, формирует предпосылки учебной деятельности, сохраняет здоровье детей дошкольного возраста в соответствии с федеральным государственным требованиям.

С целью исследование развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста

Пилотажное исследование проводилось в МБДОУ ЦРР № 26 «Кустук». В исследовании приняло участие 33 ребенка с 5-6 лет.

Данные методики взяты из единого сборника «Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (тесты, методики, опросники)» составитель Е.В.Доценко.

Серия 1. Методика «Исключение лишнего»

Эта методика предназначена для детей от 5 до 6 лет. Она призвана исследовать процессы образно - логического мышления у ребенка.

В методике детям предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции:

«На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним».

На решение задачи отводится 3 минуты. Оценка результатов.

Серия 2. Методика «Нелепицы»

Предназначена оценить элементарные образные представления об окружающем мире и о логических связях, отношениях между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. Определить умение рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.

Ребенку показывается картинка с изображением нескольких нелепых ситуаций с животными, сначала ребенок называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть, на все отводится 3 минуты.

Методика показала, что в 1 задании из 100% детей 33% ребенка не справились с заданием, а в 2 задании из с 100% детей не справились 22% ребенка.

Мы разработали план кружковой работы по обучению дошкольников игре «Шашки», который состоит из системы интегрированных занятий (Приложение №1).

План состоит из 3 этапов:

1 этап включает себе 6 занятий на общее знакомство с игрой. На этом этапе знакомим детей с историей происхождения игры «Шашки», а также организуем продуктивные виды деятельности (лепку, аппликацию) и демонстрируем видеоматериал для вызова интереса детей к игре;

2 этап представляет из 17 занятий на разучивание с детьми о правилах игры В целях дальнейшего поддержания интереса детей к игре и обучения правилам игры организуются опыты с разными видами шашечной доски, с самими шашками, непосредственно сама игра и разучивание разных приемы игры, решение комбинаций;

3 этап состоит из 3 занятий на закрепление и совершенствование навыка игры. Закрепление проводится в форме викторины, шашечного турнира и выставки.

В каждый этап имеет: тему, цель, количество занятий, используемые материалы и дополнительные формы обучения.

При обучении игре в шашки воспитатель несет большую ответственности, поэтому очень важно соблюдать все условия и рекомендации, которую мы составили для более эффективного результата.

Существуют определенные требования к шашкам для дошкольников. Они:

должны соответствовать эстетическим и гигиеническим требованиям;

должны быть в коробке, привлекать и вызывать желание играть их;

следует хранить в группе в доступном для детей месте;

занятия, желательно, проводить не в группах детского сада, а в специальном помещении.

Игра в русские шашки для ребенка это станет прекрасным дополнением другим занятиям, так как игра в русские шашки заставляет думать, искать все новое варианты ведения партии, вырабатывать свежие идеи, развивает пространственное воображение.

Воспитателю, занимающемуся обучением данной игре, следует организовать такие условия для занятий, чтобы они проходили как можно более интересно и ненавязчиво. Групповые занятия хороши тем, что всегда найдутся особо любознательные и активные дети, которые заразят своей заинтересованностью всех остальных. Знакомство с новыми темами должно происходить в доступной для возраста детей форме, соблюдая дидактический принцип систематичности и последовательности обучения. В процессе обучения могут присутствовать и элементы разных видов детской деятельности: рисование, лепка, аппликация, опыты и экспериментирования, занятия физкультурой и другие.

Шашки доступны и интересны, они требуют от игроков проявления изобретательности, находчивости, сообразительности, дисциплинируют и хорошо развивают память и внимание детей.

При обучении игре в шашки, прежде всего, важно знать, что детей ни в коем случае нельзя заставлять, они должны сами этого захотеть. Главное, чтобы процесс обучения детей проходил ненавязчиво и интересно. Знакомить детей с новым для них материалом необходимо в простой и очень доступной для их понимания форме.

Сначала детей нужно познакомить с историей возникновения этой игры, затем продемонстрировать им доску, фишки черного и белого цветов, после чего научить правильно расставлять шашки на игровом поле, объяснить, почему все шашки ставятся только на темные клеточки и так далее. Необходимо также четко сформулировать суть игры, которая заключается в том, чтобы при продвижении своих шашек вперед, уничтожить шашки соперника или перекрыть ему все ходы. После того, как дети усвоили общие сведения о шашках, можно приступать к знакомству с основными правилами игры.

Сами занятия следует проводить не более двух раз в неделю, чтобы дети ими не перенасытились, потому что это может повлечь за собой быстрое надоедание и потерю интереса. Планировать занятия нужно таким образом, чтобы чередовались несколько видов деятельности: теоретическая (знакомство с новым материалом), практическая (демонстрация простых, но показательных и увлекательных фрагментов игры в шашки и решение простых шашечных задач) и игровая (игры соревновательного характера).

Играя в шашки, ребенок учится логически и абстрактно мыслить, принимать важные решения, продумывать на несколько ходов вперед. Поэтому в ходе игры никогда нельзя его торопить, потому что правильные решения, которые влияют на итог игры, должны приниматься не спеша, ибо он сам несет за них ответственность. В случае поражения в игре, необходимо научить ребенка относиться к данной ситуации спокойно и выдержано, не огорчаться, а делать выводы, учить анализировать ошибки.

По окончанию всех занятий обучения детей игре в шашки дети должны уметь мысленно рассуждать в ходе игры при каждом очередном шаге, анализировать правильные и ошибочные ходы, предвидеть ходы соперника на несколько шагов вперед, строить хитроумные шашечные комбинации, а также из множества ходов выделять самый верный и целесообразный. Подвести итог всего курса обучения необходимо проведением итогового соревнования по шашкам между детьми, где им вручаются дипломы и подарки. Занятие по обучению шашкам должные приблизить начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера с дальнейшим совершенствованием техники игры.

В заключение отметим, что по массовости, шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Это мудрая народная игра прочно вошла в наш быт. Возраст ее весьма солидный – не менее 5 тысяч лет. Как интеллектуальный спорт, шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры. Это творческая игра и в этом и заключается секрет ее привлекательности. Шашки обладают исключительно сложным и занимательным игровым механизмом, предоставляют широкие возможности для применения логических, творческих, умственных способностей детей.

Мирная шашечная борьба – это состязание в выдержке, логичности мышления, а также умении предвидеть развитие событий. Правила игры в шашки просты и общедоступны, поэтому у некоторых людей существует об этой игре ошибочное мнение как о весьма легкой и простой. В действительности же научиться хорошо играть в шашки – дело далеко не легкое и не простое, так как игра эта содержит в себе много трудностей, тонкостей и глубины.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУР

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. №1155. (ред. От 30.12.2015) // Собрание Законодательства РФ. – 2013. - 25 ноября

Герцензон Б.М. Шашки- это интересно [Текст] 3-е издание Б.М. Герцензон, А.А. Наприенков– Л.: Литера, 1991. – 256с

Голосуев В.М. Мастера шашечных турниров [Текст] В.М. Голосуев – Л.:1989. – 111с

Давидова Т.Г. Обучение детей в игре шашки [Текст] Давидова Т.Г., Атаян Г.М. – М.: 2011. – 56с

Цирик З.И. Русские шашки. Окончание партии [Текст] Учебное пособие/ З.И. Цирик. – 2008. – 184с.

Просмотров работы: 125