История развития дошкольного образования в Якутии 1917-2000 - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

История развития дошкольного образования в Якутии 1917-2000

Ершова В.И. 1
1Северо восточный федеральный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В 1917 г. в царской России было 275 детских садов, где воспитывалось 7 тыс. детей. В Якутской губернии детских садов не было.

9 ноября 1917г. была создана Государственная комиссия по просвещению, В составе которой был подотдел по домашнему воспитанию. 20 ноября этого же года Наркомпрос РСФСР опубликовал первую «Декларацию по дошкольному воспитанию». В нём говорилось, что «дошкольное воспитание является составной частью всей школьный системы и должно быть органически связано в одно целое со всей системой народного образования».

Н. К. Крупская подчеркивала необходимость открытия детских садов в национальных окраинах, считая общественное дошкольное воспитание детей дошкольного возраста важным условием раскрепощения женщин - работниц и крестьян.

Под руководством женщин - политических ссыльных К. И. Кирсановой, Н. А. Александровой и М. М. Виленской был организован первый в Якутии «Союз женщин - работниц», одним из требований которого было создание общественных дошкольных утверждений.

В 1920 г. при Якутском Губоно создается дошкольная секция, которая с января 1921 г. переименована в подотдел по дошкольному воспитанию. Первым организатором - инструктором дошкольного воспитания в Якутии стала Екатерина Алексеевна Кротова, участница второго Всероссийского съезда дошкольного работников.

Летом 1920 г. в г. Якутске и п. Марха открываются первые летние площадки. Осенью этого года в Якутске открываются три детских сада: «Очаг», который впоследствии переименован в «Детский труд», «III Интернационал» и «Примитив», а также первый детский сад в г. Вилюйске. С этого года начинается развитие общественного дошкольного воспитания в Якутии.

В 1921 г. впервые для детей-якутов открывается детский сад «Национальный». Заведующей 10 лет работала Корнилова Елизавета Георгиевна.

В 1920-1923 гг. большое влияние на возникновение и развитие дошкольных учреждений в Якутии оказала Марфа Митрофановна Виленская, которая живо интересовалась вопросами дошкольного воспитания, давала конкретные указания по организации детских дошкольных учреждений. Впоследствии М.М. Виленская заведует отделом дошкольного воспитания в Наркомпросе РСФСР, возглавляет дошкольный факультет Московского педагогического института.

В 1926 г. функционировало уже 9 государственных садов с охватом 570 детей. Особое внимание в них уделялось интернациональному и патриотическому воспитанию.

В 1927 г. открылся детский сад «Октябренок» в Заложном районе г. Якутска, организовала его Кугаевская Александра Васильевна, которая потом с 1953 по 1956 г. работала инспектором по дошкольному воспитанию Якутского гороно.

В феврале 1928 г. открываются 3-месячные курсы по уходу за грудными детьми и детьми дошкольного возраста.

В 1931 г. в республике было 22 детских сада с общим контингентом 870 детей. Дальнейшее развертывание сети дошкольных учреждений тормозилось отсутствием достаточного количества специалистов. В 1931 г. открывается дошкольное отделение при Якутском педагогическом техникуме. Основателем отделения была Корнилова Любовь Федоровна, выпускница дошкольного факультета Ленинградского педагогического института имени А.И. Герцена. На отделении Любовь Федоровна работала преподавателем специальных дисциплин 6 лет.

В 1937 г. в Якутии было 32 детских охватом 1425 детей и 21 площадка с охватом 1410 детей, было 18 ведомственных детских учреждений с контингентом 700 детей.

В августе 1945 г. в Якутии было 95 детских садов с охватом 6203 ребенка с учетом ведомственных детских садов. Работали в дошкольных учреждениях в тот период заведующих и воспитателей - 318; обслуживающего персонала - 618.

С 1950 г. стала быстро расти сеть ведомственных дошкольных учреждений, что было связанос освоением недр золотоносного Алдана, Джугд-журского и Колымского угольных разрезов, «Якуттяжстроя» и т.д.

Летом 1954 г. работало 28 колхозных детских площадок, где воспитывался 591 ребенок, но не было еще ни одного стационарного детского сада.

В 1957 г. стало 82 ведомственных детских сада с контингентом 4060 детей; в г. Якутске были ведомственные детские сады «Якутстроя», МВД, «Холбоса», «Якуттяжстроя», лесокомбината, Геологоуправления, ЛУРПа и др.

В 1962 г. введена новая «Программа воспитания в детском саду». Все детские дошкольные учреждения РФ, в том числе Якутская АССР, начали работу по этой новой программе.

В новом типе дошкольного учреждения «ясли-сад» начали осуществлять единое воспитание детей с раннего возраста до поступления в школу по «Программе воспитания в детском саду» (1962).

С 1963 г. начинается обучение русскому языку в подготовительных группах якутских детских садов по программе Н.И. Иванова (1960 г.).

За 35 лет работы (1931-1966 гг.) дошкольное отделение педагогического училища подготовило 1051 квалифицированного специалиста дошкольного воспитания, которые работали воспитателями, заведующими..

В 1966 г. в республике стало 670 дошкольных учреждений и намечалось дальнейшее увеличение их количества. В связи с этим появилась необходимость увеличения количества и улучшения качества подготовки педагогических кадров широкого профиля.

1 июля 1966 г. решением правительства республики на базе дошкольного отделения Якутского педучилища в г. Якутске открыто дошкольное педагогическое училище, которое в 1968г. было переименовано в Якутское педагогическое училище No2. Директором работала Макарова Галина Филипповна, выпускница Иркутского педагогического института, работавшая директором школы No 9 г. Якутска (1966-1985), заместителем директора по учебной работе-Захарова Мария Петровна, выпускница Московского педагогического института им. В.И. Ленина (1966-1976).

В училище началась подготовка воспитателей широкого профиля для работы в новом типе дошкольных учреждений «ясли-сад» и, наряду с этим, воспитателей для сельских якутских дошкольных учреждений.

С 1986 г. решались вопросы охвата дошкольным воспитанием детей с различными аномалиями, открыто 17 групп на 356 детей с нарушениями зрения и речи.

К 1990 г. в республике стало 1047 дошкольных учреждений, где воспитывались 79888 детей, из них 607 - по линии Министерства просвещения, 440 - по линии различных ведомств. Общий охват детей составил 72 %.

В г. Якутске в 1990 г. было 106 детских садов с охватом 16401 ребенка, т.е. 51% детей дошкольного возраста.

Якутское педагогическое училище No 2 за 34 г. (с 1966-1967 уч. г. по 2001 г.) подготовило 5859 специалистов дошкольного воспитания со средним образованием.

Просмотров работы: 369