Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности, наиболее благоприятный для формирования эстетической культуры, поскольку именно в этом возрасте у ребенка преобладают позитивные эмоции, появляется особая чувствительность к языковым и культурным проявлениям, личная активность, происходит качественные изменения в творческой деятельности.
Именно музыка и движение формируют у ребенка свободу в творческом мышлении, дают возможность импровизировать, отдавая взамен ребенку эмоциональные реакции - радость, удовольствие. Музыка и движение помогают воспитывать детей, дают возможность познать мир. Через музыку и движение у ребенка развивается не только художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, человеку, природе, формируется внутренний духовный мир ребенка.
Особенности детского танцевального творчества исследуются в работах Р.Т. Акбарова, С.В. Акишев, Е.В.Горшкова [2].
В широком понимании танец – это вид творческой деятельности человека, предназначенный для игрового воздействия на самого исполнителя или для зрелищного эффекта, достигаемого путем имитации жестов, ритмической смены поз и па, служащих образным языком, способным выражать эмоциональное состояние человека, танец, по существу, охватывает эволюцию всей культуры человеческого общества, все исторические типы танца. Его условно назовем «культурологический танец», и он успешно может быть привлечен в систему массового физического воспитания. Игровые танцы, т.е. проводимые непосредственно в интересах участников, относятся к первому (широкому) типу танца.
В узком понимании танец - это вид творческой человеческой деятельности, в которой обязательно используются особые па, т.е. такие ритмические сочетания поз, которые обладают функциональным и эстетическим единством. Танец условно назовем «танец художественного па», зрелищный и эстетический танец. Зрелищные танцы, т.е. предназначенные для публики, принадлежат соответственно ко второму (узкому) типу танца. Привлечение этого типа танца в массовую физическую культуру может быть,
но в весьма ограниченных и неразвернутых формах.
Танцы способствуют развитию фантазии детей и способности к импровизации, помогают наиболее ярко раскрыть характер и индивидуальность, а также развить такие качества,
как целеустремленность, организованность, трудолюбие, внимание, волю и коммуникабельность. Народная хореография способна развивать патриотические чувства, восстанавливать и пропагандировать национальные формы танца, фольклора [3].
Конечно, кружок танцев в детском саду не ставит с целью сделать из детей профессиональных танцоров – программа кружка дает первичные представления о танцах, базовых движениях, азы хореографии, и если у ребенка есть способность к изучению танцев – то это видно сразу. Занятия в танцевальном кружке ни к чему не обязывают и не являются обязательными. Но если ребенок действительно тянется к изучению хореографии, то необходимо отдать его в специализированный кружок, поддержать и поощрить его развитие. Занятия хореографией в детском саду соответствуют требованиям ФГОС ДО и отражают сразу несколько образовательных областей.
В ДОУ Республики Саха (Якутия) наметилась прогрессивная тенденция совершенствования педагогического процесса путем его обогащения этнокультурными традициями, что предполагает усвоение детьми национально-культурных ценностей, воплощенных в традиционном мировоззрении народа. Якутский народ в основном сохранил свои уникальные традиции и национальную культуру, представляющий значительный ресурс для эстетического воспитания, подрастающего поколения. В этой связи приобрела особую актуальность проблема приобщения к якутскому танцевальному искусству детей с малых лет.
Особенности приобщения детей к народному танцевальному искусству изучались в исследованиях О.А. Апраксиной, Т.С. Комаровой, Н.И. Моревой и др. учеными изучались познавательные и игровые интересы, интерес к народной поэзии, песне, танцу, природе. Авторы подчеркивают, что танец – это сфера деятельности, основанная на движении, позах, пластике и мимике, ритме как средствах эмоциональной выразительности.
Занятия кружка направлены на развитие общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми, формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества, решая задачи социально-коммуникативного развития.
Задачи познавательного развития решаются в процессе знакомства с культурой народов, у детей развивается познавательный интерес, воображение и творческая активность.
Формируются элементарные представления о видах искусства, восприятие музыки, самостоятельность в творческой деятельности детей как реализация задач художественно-эстетического развития.
В ходе занятий в танцевальном кружке дети знакомятся с названиями движений, элементов костюмов, названиями реквизита для танца, стилей и направлений характера музыки, названиями танцев, что способствует речевому развитию дошкольников.
В планировании кружковой работы учитываются индивидуальные и возрастные особенности детей, что соответствует требованиям ФГОС ДО.
Эффективность работы с детьми в данном направлении безусловно, зависит от систематичности занятий и конечно, от правильно подобранных методов работы с детьми.
В процессе обучения детей двигательным упражнениям, танцевальныхдвижениям, пляскам используем разные методы: наглядно-слуховой метод, наглядно-зрительный, двигательный метод, словесный метод; практический метод, импровизационный, метод наглядного моделирования. Данные методы позволяют нам познакомить детей с произведением, расширить их кругозор, повысить их познавательную и двигательную активность, а также добиться более выразительного исполнения постановки.
Процесс формирования танцевальных способностей зависит и от форм работы с детьми.Свою работу с детьми строим в форме групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий.
Для того чтобы сформировать умение детей тонко воспринимать музыку, выполнять разнообразные двигательные упражнения, свободно импровизировать, выражая музыкальный образ, необходимо активизировать двигательную активность детей под музыку в процессе всего времени пребывания в детском саду (на зарядке, занятиях, между занятиями, на прогулке в тёплый период).
Одной из интересных и увлекательных форм работы с детьми - является проведение праздников и развлечений. На них дети испытывают радость собственного творчества, самовыражения, исполняя танцевальные композиции, выученные на занятиях.
От правильного подбора музыкального репертуара во многом зависит формирование у детей музыкальных способностей и тех умений и навыков, которые дают возможность эмоционально воспринимать музыку и свободно двигаться под неё. Поэтому репертуар я подбираю так, чтобы музыкальные произведения были достаточно разнообразными по жанру, чтобы они отвечали требованиям высокой художественности, воспитывали вкус ребенка: это музыка отечественных и современных композиторов, плясовые, современные детские песни, плавные танцевальные мелодии.
Для успешного обучения детей музыкально-ритмическим движениям необходимо создавать непринуждённую обстановку, обеспечивать психологический комфорт каждому ребёнку, чтобы у него не было боязни сделать что-нибудь не так, проявить свое неумение. Танцуя вместе с детьми, а это всегда активизирует деятельность детей, вовлекаю их в общий ритм движений, дети преодолевают барьер стеснения, неловкости и быстрее запоминают танец.
Немаловажным условием для формирования танцевальных способностей - является создание предметно-развивающей пространственной среды. Универсальный зал нашего ДОУ оборудован зеркалами и современными техническими средствами обучения это: музыкальный инструмент, музыкальный центр или магнитофон, мультимедийное оборудование, фонотека – включающая классическую, народную и современную музыку, а также детские песни к танцам.
Таким образом, использованные на практике методы и приемы педагогической деятельности, позволили достичь желаемых результатов. В каждом виде музыкальной деятельности использовались задания, направленные на развитие, прежде всего эмоциональной отзывчивости, воображения, творческих навыков, осознанности восприятия.
Литература:
Александрова, Н.А. Балет. Танец. Хореография. Краткий словарь танцевальных терминов и понятий / Н.А. Александрова. - СПб.: Лань, 2011. – 416с.
Ваганова, А. Я. В 12 Основы классического танца / Под ред. А.Я. Ваганова. – Издание 6. Серия “Учебники для вузов. Специальная литература” — СПб.: Издательство “Лань”, 2000. - 192с.
Груздова, И.В. Практикум по методике музыкального воспитания дошкольников / И.В. Груздова. – М.: Академия, 1999. – 176 с.
Зацепина, М.Б. Музыкальное развитие детей / М.Б. Зацепина. – М.: 2010. – 64с.
Иванова, Е.Т. Танцевальная культура народа Саха в эстетическом воспитании старших дошкольников // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль, 2012г.). – СПб: Реноме, 2012. – С.107-109.