КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ, КАК СРЕДСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ, КАК СРЕДСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ

Кудряшов А.В. 1, Чепрасова Т.В. 1
1ВУНЦ ВВС «ВВА им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» Воронеж, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В наш век технического прогресса, а также высокого уровня использования информационных технологий особое значение приобретает акмеологический подход к развитию личности курсанта. Данный подход исследует закономерности и механизмы, обеспечивающие наивысший уровень развития личности. Гуманизация военного образования и процесс демократизации в обществе предъявляют требования к офицерским кадрам решать повседневные задачи путем убеждения, используя все риторические возможности.

Коммуникативная компетентность - основное социально-психологическое условие развития личности, а также достижения педагогического мастерства и успешной профессиональной деятельности будущего офицера.

Развитие навыков общения представляет собой процесс овладения культурными инструментами общения и нравственными нормами поведения, которые выработаны в ходе общественно-исторической практики и приняты в той социокультурной группе, к которой принадлежит тот или иной человек.

Военный вуз, ставя перед собой задачу развития коммуникативной компетентности у курсантов, может использовать с этой целью, как учебные программы, так и специальные методы обучения. Для формирования коммуникативных качеств личности подходят такие методы воздействия, которые могут позволить человеку взглянуть на тенденции в собственном поведении, понять особенности своих мотивов и установок. К таким методам воздействия на социально-психологическую структуру личности относятся, в частности, деловые и ролевые игры.

Развитие личности курсанта как будущего специалиста с высшим образованием идет в ряде направлений: укрепляется профессиональная направленность, развиваются необходимые способности; совершенствуются, «профессионализируются» психические процессы, состояния, опыт; повышается чувство долга, ответственность за успех профессиональной деятельности; крепнет профессиональная самостоятельность и готовность к будущей практической работе. Накоплено немало фактов, свидетельствующих о том, как много значит для курсанта общение не только с преподавателями, но и со сверстниками. О.В. Николаева выделяла основные проблемы в области развития коммуникативной компетентности у курсантов:

- курсанты (особенно младших курсов) недостаточно владеют навыками слушания. При этом они испытывают затруднения в тех случаях, когда требуется пояснить или продолжить уже высказанную сокурсником мысль;

- курсанты часто демонстрируют недоразвитие навыков делового общения. Это проявляется в неспособности организовать сотрудничество с малоизвестными людьми (чаще на первом курсе), а также в устойчивом нежелании выполнять учебные задания совместно с неприятными в личном плане подобных стереотипов требуется много времени. Эта особенность - следствие недостаточного опыта групповой работы в школе. Некоторые курсанты признавались, что только в вузе впервые столкнулись с групповой формой обучения;

- даже при высокой степени осознания учебной информации доля курсантских вопросов в содержании занятий занимает недостаточное место. Практически все преподаватели сталкиваются с необходимостью заставлять курсантов (прямым или косвенным путем) формулировать вопросы. Приоритетной задачей вузовской коммуникативной подготовки будущих офицеров считается перестановка акцентов с монологической речи и пассивного слушания на диалог;

- одной из актуальных проблем является неспособность большинства курсантов аргументировано, разносторонне, с привлечением жизненного опыта и научных знаний излагать свою точку зрения. Чаще всего это практически не связано с развитием речи, информированности или словарным запасом будущего офицера, а объясняется отсутствием опыта участия в дискуссиях. Этот недостаток усугубляется тем, что, на наш взгляд, требования к современному офицеру - профессионалу чрезвычайно высоки. Он должен не только уметь грамотно изложить свою позицию, но и быть убедительным, ярким и оригинальным в качестве организатора и участника диалога.

Суметь совладать с растерянностью и взять ситуацию под контроль помогает развитие коммуникативных навыков. Формирование коммуникативных навыков в игровой форме, в процессе разрешения проблемной ситуации, затрудняющей эффективное общение и достижение целей переговоров, помогает расширить коммуникативный опыт.

Преимуществом отработки модели контекста жизнедеятельности в рамках деловой игры является и то, что ошибки в процессе общения не повлекут за собой непоправимых последствий, как это бывает в жизни. Участник игры освобожден от ответственности за неуспех диалога и может творчески подходить к решению коммуникативных задач, испытывать различные речевые инструменты воздействия на собеседника с целью достижения своей интенции. С другой стороны, зрители игры или эксперты в доброжелательной манере помогут заметить явные просчеты в управлении разговором, могут оценить эффективность речевого воздействия.

Речевая компетентность курсанта военно-учебного заведения ограничена учебным жанром (сообщение в ходе семинара — монолог; ответы на вопросы преподавателя — диалог, основанный на монологе; ответ на экзамене — монолог), ориентирована на передачу информации и не предполагает каких либо ответных действий от партнера по общению. “Кто только командует в строю, тот отвыкает говорить перед строем” (М. И. Драгомиров).

Речевая компетентность офицера в мирное время — практическая риторика — требует наличия сноровки в красноречии и помогает обрести более выгодное положение в обществе, завоевать определенное уважение.

Эмоционально образная выразительность речи офицера достигается лаконичностью фраз, энергичным слогом, смелыми выражениями. Подчиненные ценят в командире умение выразить непреклонную решимость в повелительной речевой форме.

Расплывчатость, описательность, многословие, полисемия, синонимия из уст офицера не вызывают побуждения к действию, так как придают выражению характер неопределенности.

Система служебных речевых взаимоотношений складывалась исторически. Речь в военной среде исключает дискуссионность и какие-либо возражения, которые воспринимаются как пререкания и влекут за собой дисциплинарное воздействие. Отличительная особенность речи командира состоит в его особом статусе — единоначалии. Какой бы ни была речь военного руководителя — и по форме, и по содержанию — никто не вправе сделать ему замечание или указать на недостатки речи, не опасаясь санкций.

Речь в военно-профессиональной среде, как правило, монологична, так как диалог и спор зачастую не допускается. В связи с этим в военных речах ощущается слабая аргументированность тезиса, высказывание содержит в себе модальное утверждение, не терпящее каких либо возражений.

Изменения в армии и на флоте выдвигают новые требования к речи офицера. Ее результативность проявляется в эффективности передачи офицером своего социального опыта, служебной информации, а также в побуждении военнослужащих к действиям по выполнению конституционных обязанностей.

Возможны различные способы исполнения речи: чтение с листа полностью записанного текста, произнесение заученной наизусть речи, произнесение с опорой на план конспект и т. п.

Тренировка в произнесении речи вслух является необходимой при любом выбранном оратором способе исполнения.

Рекомендуется максимально приближать тренировку к условиям реального произнесения: постоянно представлять перед собой аудиторию, произносить речь целиком, не отбрасывая отдельные ее части, говорить с полным напряжением, несмотря на искусственность ситуации, и т. п.

Особенно важно во время тренировки поработать над звучанием голоса, интонацией и жестами. Телесные движения играют важную роль в создании общего впечатления об ораторе. То, что аудитория видит, может серьезно влиять на восприятие ею того, что говорит оратор.

Существуют относительно простые факторы, которые необходимо контролировать и факторы, которые важны для создания общего впечатлении. Одежда должна быть опрятной, аккуратной, чистой. Поза оратора - важная часть общего впечатления об ораторе не только с точки зрения эмпатии, но и с точки зрения его собственного состояния. Если оратор сутулится или держится скованно, то это сказывается на его внутреннем состоянии и чувстве самоконтроля.

Хорошая поза означает равномерное распределение веса тела, вертикальное положение, раскованность (но не расхлябанность), энергичность. Она ни в коем случае не должна выглядеть заученной, неестественной. Ноги должны быть вместе, одна немного впереди другой. Плечи должны быть расправлены, подбородок опущен вниз. Каждый человек должен поэкспериментировать, чтобы найти для себя наиболее удобную и уравновешенную позу. При этом надо помнить, что нет единой позы, подходящей для всех выступлений.

Походка оратора важна для выражения различных настроений и подчеркивания, выделения элементов речи. Но если ходьба оратора по аудитории ничем не оправдана, то она отвлекает слушателей. Умеренная ходьба помогает аудитории расслабиться, отдохнуть. Слишком много ходьбы может вывести аудиторию из себя.

Выражение лица оратора должно быть естественным для него самого. Временами следует смотреть в глаза людям, сидящим в аудитории, так как отведенные в сторону глаза воспринимаются настороженно. Глаза являются средством коммуникации.

Все люди используют жесты в двух риторических целях: подкрепление идеи усиливающие жесты) и помощь в описании (размеров, контуров предмета и т. п.).. Оратору следует обратить внимание прежде всего на усиливающие жесты, поскольку они придают значимость фрагментам речи, делая ее более выразительной.

Существуют определенные стандарты телесных движений, т. е. нормы, которых следует придерживаться.

Итак, коммуникативные навыки очень важны для личностного развития будущих офицеров, так как определяют успешность взаимодействия с миром, окружающими людьми и самим собой. Будущим специалистам необходимо овладеть всем комплексом инструментария воздействия на аудиторию.

Целью нашей работы было привлечение внимания педагогов к необходимости формирования коммуникативных навыков у будущих офицеров.

Литература:

Аннушкин В.И. Риторика. Экспресс-курс: Уч. пособ. / В.И. Аннушкин. - 3-е изд., стереотип. - М. : Флинта : Наука, 2011. - 224 с.

Кузнецов И.Н. Риторика: Учебное пособие / Авт.-сост. И.Н. Кузнецов. - 6-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. - 560 с.

Риторика: Учебное пособие / Д.Н. Александров. - М.: Флинта: Наука, 2002. - 624 с.

Сравнительно-историческая риторика: Учебное пособие / А.К. Михальская. - М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 320 с.

© Самопознание.ру. https://samopoznanie.ru/schools/vzaimootnosheniya/#ixzz6Dd4ER0un

С.Э.Зверев. Военная риторика в системе воспитания военнослужащих/ Современные исследования социальных проблем (электронный журнал), N9, 2012, 62 стр.

Просмотров работы: 125