У студентов и выпускников образовательных учреждений часто заранее формируются определенные ожидания и представления об их будущей работе. В случае, если они окажутся ошибочными или необоснованными, молодой специалист будет чувствовать разочарование и неудовлетворенность от выбранной профессии. Повышение качества кадрового потенциала педагогического корпуса является необходимым условием становления современной России. Особенно остро образование нуждается в молодых педагогах, способных адекватно реагировать на изменение образовательной ситуации, специфику педагогических систем, новые условия профессиональной деятельности, имеющих новое педагогическое мышление [3,7]. Помочь выпускникам приобрести первый положительный профессиональный опыт — задача, которая должна стоять перед всеми учреждениями, принимающими на работу недавних выпускников. Несомненно, в полной мере эти задачи можно решить только при условии организованного процесса профессиональной адаптации молодых педагогов.
Существующие характеристики сущности профессиональной адаптации («приобщение», «приспособление» - С.Я. Батышев, В.И. Загвязинский, В.М. Рогинский и др.; «вхождение», «врастание» - Н.Н. Захарова, В.Д. Симоненко и др.; «освоение» -
С.М . Вишнякова, Э.Ф. Зеер и др.) акцентируют внимание на активности личности в данном процессе, ее включении в профессионально-педагогическую среду, результатом которого является соответствие поведения условиям и требованиям профессиональной среды [4,11].
Н.А. Банько, Б.А. Карташов, Н.С. Яшин выделяли основные цели адаптации новых работников:
• возможно боле быстрое достижение рабочих показателей, приемлемых для организации - работодателя.
• уменьшение стартовых издержек. Новый работник не всегда знает работу и то, как работает организация. До тех пор, пока он работает менее эффективно, чем опытные сотрудники, его работа требует от организации более высоких затрат. Эффективная адаптация уменьшает эти стартовые затраты и дает возможность новому работнику скорее достигнуть установленных стандартов выполнения работы.
• вхождение работника в рабочий коллектив, в его неформальную структуру и ощущение себя членом команды.
• снижение тревожности и неуверенности, испытываемых новым работником. Тревожность и неуверенность в данном случае означают боязнь провалов в работе и неполную ориентацию в рабочей ситуации. Это нормальный страх перед новым и неизвестным.
• сокращение текучести кадров среди новых работников. Если работники не смогли своевременно освоиться в организации, то они могут отреагировать на это увольнением.
• экономия времени непосредственного руководителя и рядовых работников. Работник, который недостаточно адаптировался к работе в организации, требует значительно больше времени на помощь в процессе выполнения возложенных на него обязанностей.
• развитие у нового работника удовлетворенности работой, позитивного отношения к работе и реализма в ожиданиях. Процесс адаптации должен способствовать формированию положительного отношения новых работников к организации, к своему подразделению и к порученному делу. Это является непременным условием высоких рабочих показателей.
• снижение издержек по поиску нового персонала.
• формирование кадрового резерва (наставничество - это возможность для опытного сотрудника приобрести опыт руководства) [2,5].
Процесс взаимного приспособления, или трудовой адаптации, сотрудника и организации будет тем успешнее, чем в большей степени нормы и ценности коллектива являются или становятся нормами и ценностями отдельного сотрудника, чем быстрее и лучше он принимает, усваивает свои социальные роли в коллективе.
К основным стадиям профессиональной адаптации относятся:
1. Ознакомление. Получение специалистом информации о новой ситуации в целом, о критериях оценки различных действий, об эталонах, нормах поведения.
2. Приспособление. Переориентация работника, сопровождаемая признанием новой системы ценностей с сохранением прежних установок.
3. Ассимиляция. Приспособление к среде, идентификация с новой группой.
4. Идентификация. Отождествление личных целей с целями организации.
По мнению И.И. Черкасова, Т.А. Яркова имеющиеся научные наработки в области профессиональной адаптации кадров и имеющийся положительный опыт, можно говорить об отсутствии концептуального обоснования самой идеи управления адаптацией молодых педагогов, полноценного проблемного анализа, согласованности между действиями на разных уровнях управления (вузовском и послевузовском) и научно-методического сопровождения организационной деятельности на этих уровнях [5,32].
С.Ф. Багаутдинова поясняет, что успешность адаптации зависит от целого ряда условий, главными из которых являются:
• качественный уровень работы по профессиональной ориентации потенциальных сотрудников;
• объективность деловой оценки персонала (как при отборе, так и в процессе трудовой адаптации работников);
• отработанность организационного механизма управления процессом адаптации;
• престиж и привлекательность профессии, работы по определенной специальности именно в данной организации;
• особенности организации труда, реализующие мотивационные установки сотрудника;
• наличие отработанной системы внедрения новшеств;
• гибкость системы обучения персонала, действующей внутри организации;
• особенности социально-психологического климата, сложившегося в коллективе;
• личностные свойства адаптируемого сотрудника, связанные с его психологическими чертами, возрастом, семейным положением и т.п [1,9].
Существуют инструменты методической работы и профессионального роста, которые обеспечивают возможность использовать их, для адаптации молодых педагогов. Мы предлагаем модель формирование установки у молодых педагогов в период адаптации, который позволит сформировать положительную установку для начала трудовой деятельности.
Модель управления процессом адаптации
Цель: сформировать профессионально адаптированного, компетентного молодого педагога. |
Задачи: |
1. Создать условия для профессиональной адаптации молодых педагогов в коллективе. |
2. Выявить затруднения молодых педагогов в профессиональной практике и принять меры по их предупреждению в дальнейшей работе. |
3. Включить воспитателей в самообразовательную и исследовательскую деятельность, развивать профессиональное мышление и готовность к инновационным преобразованиям. |
4. Способствовать формированию творческой индивидуальности молодого воспитателя. |
Принципы |
1) Корпоративная адаптация 2) Социальная адаптация 3)Организационная адаптация 4)Техническая адаптация 5) Профессиональная адаптация 6)Психофизическая адаптация |
Условия |
качественный уровень работы по профессиональной ориентации потенциальных сотрудников; объективность деловой оценки персонала (как при отборе, так и в процессе трудовой адаптации работников); обработанность организационного механизма управления процессом адаптации; престиж и привлекательность профессии, работы по определенной специальности именно в данной организации; особенности организации труда, реализующие мотивационные установки сотрудника; наличие отработанной системы внедрения новшеств; - гибкость системы обучения персонала, действующей внутри организации; особенности социально-психологического климата, сложившегося в коллективе; личностные свойства адаптируемого сотрудника, связанные с его психологическими чертами, возрастом, семейным положением. |
Формы работы |
Вторичное обучение |
Кейс-метод |
Наставничество |
Молодой педагог |
Примерный порядок адаптации выглядит следующим образом:
• Ознакомление с предприятием, его особенностями, внутренним трудовым распорядком и т. д.
• Церемония представления коллективу, ознакомление с рабочим местом.
• Беседа с руководителем.
• Ознакомление с социальными льготами и стимулами.
• Решения кейс-задач.
• Вторичное обучение.
• Работа на своем рабочем месте.
Особое внимание к молодым специалистам необходимо проявлять в первые три месяца работы, когда сказывается недостаточный уровень освоения новой профессиональной деятельности.
Программа по оптимизации адаптационных процессов сотрудников может включать:
1. Вручение молодому специалисту информационного издания, где содержатся основные сведения о предприятии и выпускаемой продукции.
2. Просмотр фото- и видеоматериалов об истории создания и развития предприятия, его сегодняшнем состоянии.
3. Встречу молодых специалистов с одним из ведущих руководителей предприятия.
4. Многообразные способы предоставления молодому специалисту возможности задать возникшие у него вопросы и получить на них компетентные исчерпывающие ответы и пр.
В заключение необходимо отметить, что поддержка молодых специалистов в период адаптации может рассматриваться в качестве успешно завершенной, когда сотрудник войдет в привычный для себя рабочий ритм и без утомительных усилий будет справляться с профессиональными функциями.
Список литературы:
Багаутдинова С. Ф. Особенности методической работы в современном ДОУ //Управление ДОУ. – 2004. – №. 3. – С. 82-85.
Банько Н. А., Карташов Б. А., Яшин Н. С. Управление персоналом Часть I. – 2006.
Ковалев С. В. Управление качеством работы персонала //М.: Альфа-Пресс. – 2009.
Луферова А. Д., Мазаева М. Р. Профессиональная адаптация как процесс управления персоналом //APRIORI. Серия: Гуманитарные науки. – 2016. – №. 1.
Черкасова И. И., Яркова Т. А. Методологические основания концепции управления профессиональной адаптацией молодых педагогов //Russian Journal of Education and Psychology. – 2012. – №. 11.
Федосеева А. В. Организация профессиональной адаптации //Современные проблемы науки и образования. – 2015. – №. 1-1. – С. 1527-1527.