Развитие непрерывного шахматного образования в ДОО - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Развитие непрерывного шахматного образования в ДОО

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Шахматы – это вид спорта, который помогает расширить круг общения детей старшего дошкольного возраста, предоставляет им возможность самовыражения, способствует развитию логики, мышления, концентрации внимания, воспитанию воли. Современная концепция дошкольного образования и требования ФГОС ДО во главу угла, ставят идею развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств. Всему этому и многому другому в значительной степени способствует обучение игре в шахматы.

Непрерывное образование — процесс целостный, состоящий из последовательно следующих друг за другом ступеней специально организованной учебной деятельности, создающих человеку благоприятные условия для жизни. В настоящее время непрерывное образование трактуется ещё как единая система государственных, общественных образовательных учреждений, которая обеспечивает организационное, содержательное единство и преемственность всех звеньев образования. Решение задач воспитания и обучения, профессиональной подготовки человека должно, с одной стороны, учитывать актуальные и перспективные общественные потребности, с другой стороны, — удовлетворять стремление человека к самообразованию, разностороннему и гармоничному развитию на протяжении всей жизни [3].

Выше сказанное определяет необходимость и значимость непрерывного обучения в формировании образованной, успешной личности, для ее самосовершенствования, раскрытия собственного потенциала и повышения конкурентоспособности.

Россия является мировым лидером в ключевых теоретических и практических вопросах внедрения шахматв систему дошкольного образования и в программу начальных классов. Экспериментально подтверждено, что у детей, вовлеченных в волшебный мир шахмат в раннем возрасте, лучшая успеваемость в школе, особенно по точным наукам.Использование шахмат как средства обучения способствует академическим успехам школьников в разных учебных дисциплинах. Ш.А. Амонашвили говорил: «Шахматы- некий образ человеческого сознания и мышления, и он должен присутствовать в школе как обязательный образовательный курс»[1].

Сегодня шахматное образование, занимает ведущую роль в развитии детей. Шахматное движение в Республике Саха (Якутия) является одним из приоритетных направлений образования, является средством всестороннего развития детей. Безусловно, обучение шахматам и освоение шахматной теории школьниками способствует росту их духовных возможностей. Благодаря этому возрастает интеллектуальный потенциал всего общества. М.Е. Николаев утверждал, что «через небольшое время у нас в республике появится целая плеяда новых молодых и талантливых ученых, управленцев, предпринимателей, способных обеспечить качественный скачок в развитии России»[ 2].

Преподавание шахмат требует создания нового научного направления - шахматной педагогики. В рамках проекта « Шахматы –детям» в СОШ21г.Якутскаразработаны организационно-педагогические условия для развития непрерывного шахматного образования (с дошкольного возраста до школы).

Научным руководителем этого направления является Сухин И. Г.Целью проекта является разработки личностно – ориентированных разноуровневых программ обучения, и расширения вариативности форм и технологий обучения по предмету «Шахматы» в системе общего и дополнительного образования.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

− разработка нормативной правовой базы, обеспечивающей развитие непрерывного шахматного образования в педагогической практике

− создание системы личностно – ориентированных разноуровневых программ обучения по предмету «Шахматы» для обеспечения непрерывного характера обучения и выстраивания индивидуального образовательного маршрута ребенка;

− формирование программы подготовки, переподготовки и профессионального развития педагогических кадров для работы с разными категориями детей в контексте шахматного образования.

− создание доступной предметно-пространственной и информационной среды для реализации шахматного образования с использованием сетевых форм взаимодействия всех заинтересованных сторон.

С целью реализации задачу охватить в проект как можно больше детей школьного и дошкольного возраста. заключены договоры между МОБУ СОШ №21 и МБДОУ центр развития ребенка «Северные звездочки» №15, МБДОУ «Золотая рыбка» №29, МБДОУ «Кораблик»№27 города Якутска. Охват детей -456.

Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен дошкольникам. Важное значение, при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность: на занятиях используется прием обыгрывания учебных заданий, создание игровых ситуаций. Конечно, нужно учесть, то факт что для дошкольников это курс дается только в игровой форме и только игровой и в интеграции с разными видами деятельности, такие как продуктивная деятельность: лепка, аппликация, конструирование и конечно художественное слова. Всё это способствует закреплению у детей полученных навыков и знаний. В дальнейшем можно видеть стремление воспитанников к высоким достижениям в школе.

На данный момент в рамках проекта дети начальных классов 92 учащихся имеют третий юношеский разряд, 5 человек -2 юношеский разряд,
7 – 1юношеский, 2-3 спортивный разряд, 1-2 спортивный разряды.

МОБУ СОШ №21 имеет право присваивать 2, 3 юношеские разряды, так как был заключен договор в Республиканской шашечно-шахматным центром города Якутска. Разряды присваиваются согласно разрядной таблице.

Таким образом, на практике мы видим динамику развития познавательных способностей обучающихся. Реализация настоящего Проекта позволит:

- охватить обучающихся и воспитанников МБДОУ«Северные звездочки» №15, МБДОУ «Золотая рыбка» №29, МБДОУ «Кораблик»№27 в МОБУ СОШ№21

– сформировать систему разноуровневых программ по предмету «Шахматы» в системе общего и дополнительного образования, обеспеченных необходимыми учебно-методическими комплексами, профессионально подготовленными специалистами и достаточными материально-техническим и информационно-программным оборудованием;

– обеспечить непрерывный характер профессионального развития педагогов, реализующих шахматное образование, в форматах кластеров, сетевых профессиональных сообществ и самообразование;

– создать безбарьерную среду для охвата шахматным образованием детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом их психофизических особенностей.

Список литературы:

Амонашвили Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям. М: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: 2001.

Николаев М.Е. Преподавание шахмат требует создания нового научного направления –шахматной педагогики /Николаев М.Е.//Учительская газета газета .-2009.

Омарова, Алина. Актуальность получения непрерывного образования [Электронный ресурс] / Алина Омарова // ДГПУ.-2011.- Режим доступа: http// www.mon-amina.livejournal.com
4. Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2017

Просмотров работы: 8