Обогащение словарного запаса детей старшего дошкольного возраста посредствам пальчиковых игр - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Обогащение словарного запаса детей старшего дошкольного возраста посредствам пальчиковых игр

Шестакова Д.А. 1, Андросова М.П. 1
1Северо-Восточный федеральный университет им. М.К.Аммосова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

К числу важнейших задач в развитии речи детей дошкольного возраста относится развитие и активизация словаря. Словарь ребенка развивается в ходе ознакомления с окружающим миром, его предметами, явлениями, признаками предметов и действий и всецело зависит от социально-культурного уровня людей, воспитывающих ребенка. Богатая и хорошо развитая речь служит средством полноценного общения и развития личности. Вопрос о состоянии словаря и о методике его развития у ребенка дошкольного возраста является одним из актуальных вопросов в современной педагогической практике.

Овладение словарем является важным условием умственного развития личности, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления.

В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Чем богаче словарный запас дошкольника, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Следовательно, необходимо направлять процесс обогащения словаря ребенка, используя разные методы словарной работы. Один из таких методов – пальчиковые игры – это инсценировки каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Такие игры ценны тем, что слово в них связывается с действием.

Таблица 1

Комплексы пальчиковых игр

Виды пальчиковых игр

Описание

Пальчиковая гимнастика «Зима»

Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики по одному). Мы во двор пошли гулять. Бабу снежную лепили, (имитируем лепку комков), Птичек крошками кормили, ("крошим хлебушек" всеми пальчиками). С горки мы потом катались, (ведем ладошкой правой руки по ладони левой руки). А еще в снегу валялись, (кладем ладошки на стол то одной, то другой стороной). Все в снегу домой пришли, (отряхиваем ладошки). Съели суп и спать легли, (производим движения воображаемой ложкой, кладем руки под щеку).

Пальчиковые игры с цветными палочками

Можно выкладывать из палочек на плоскости дорожки, заборы, поезда, ракеты, квадраты, прямоугольники, предметы мебели, разные домики, гаражи и т.д.

«Найди палочку того же цвета, что и у меня. Какого они цвета?"

"Положи столько же палочек, сколько и у меня".

"Выложи палочки, чередуя их по цвету: красная, желтая, красная, желтая".

Попросите показать вам красную палочку, синюю, желтую.

«Составь из палочек число 5».

Ребенок выкладывает палочки, следуя вашим инструкциям: "Положи красную палочку на стол, справа положи синюю, снизу желтую," - и тд.

Пальчиковые игры со стихами «Одежда»

Пальчиковые игры со стихами «Наши мамы»

Пальчиковые игры со скороговорками

Рукавички новые, теплые, пуховые.

(сжимают и разжимают пальцы)

Мне их бабушка связала, подарила и сказала:

(делают движения, словно вяжут). Вот теперь у внучки не озябнут ручки» (сжимают и разжимают пальцы).

Много мам на белом свете, всех их очень любят дети! (разводят руки в стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи). Журналист и инженер, повар, милиционер, Швея, кондуктор и учитель, врач, парикмахер и строитель (поочередно сгибают пальчики, начиная с мизинца сначала на одной руке затем на другой руке). Мамы разные нужны (сжимают обе ладошки в «замочек»). Мамы разные важны! (разводят руки, поднимают ладошками вверх. - «фонарики»).

Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке (кулачки правой и левой руки поочередно ставятся на стол ребром, трутся друг об друга, обхватывают друг друга по очереди).

Пекарь пек калачи в печи (Пальцы вместе, ладони слегка согнуты “горкой”, правая прикрывает левую, на каждое слово ладони меняются местами).

Пальчиковый театр

Пальчиковый театр это прежде всего: вязаные фигурки, которые надеваются на пальцы рук; из бумажной массы; из клубочков на которых рисуются лица персонажей; небольшая ширма и декорации. Персонажи создаются из бумаги, маленьких коробочек, в которых делаются отверстие для пальцев. Длительность «театрального действа» составляет в пьесах 5-7 минут.

Пальчиковая игра рассмотрена как эффективное средство обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста, потенциал игры позволяет максимально реализовать поставленные задачи развития словарного запаса и использовать пальчиковые игры в любом из направлений образовательной работы с детьми.

По нашему мнению, эффективностью работы будет заключаться в использовании на практике по своей задаче комплексов пальчиковых игр, направленных на обогащение словарного запаса детей старшего дошкольного возраста.

Список использованной литературы

Агапова И.А., Давыдова М.А. «Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей» / И.А. Агапова, М.А. Давыдова. - М.: ООО «ИКТЦ ЛАДА», 2009. - c. 350

Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М. : Изд. центр «Академия», 2000. – 480 с.

Анищенова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников / Е.С. Анищенкова. - М. : Астрель, АСТ, 2007. - 64 с.

Просмотров работы: 5