Аналитики компании Gartner [1] по итогам 2018 г. оценивают российский рынок ИТ-услуг как динамично растущий. В настоящее время он является вторым по величине сегментом ИТ-рынка России и составляет 0,5% от мирового рынка ИТ-услуг.
Существует множество классификаций видов ИТ-услуг. По нашему мнению, наиболее точное и полное описание структуры рынка ИТ-услуг дает компания IDC [2], предлагающая два разных подхода к описанию одного и того же рынка. Первый подход предполагает деление рынка ИТ-услуг на базовые сегменты (по видам деятельности) (рис. 1).
Рисунок 1 - Схема разбиения ИТ-услуг на базовые сегменты рынка
Второй поход позволяет выделить на том же рынке экстраактивные сегменты (области, связанные с конкретными решениями) (рис. 2).
Рисунок 2 - Экстрактивные сегменты рынка
Согласно данным компании Gartner, в 2017 г. объем мирового рынка ИТ составил 3,5 трлн. долл., из которых 40% - это услуги связи, 26% - ИТ-услуги, 19% - оборудование, 10% - корпоративное ПО, 5% - услуги ЦОД. Прирост мирового ИТ-рынка по сравнению с предыдущим годом составил около 4%. Объем мирового рынка ИТ-услуг в 2017 г. составил 931 млрд. долл. В 2018 г. эксперты прогнозировали прирост почти на 6%, а в 2019 г. – на 4,7%. Крупнейшими рынками ИТ-сервисов и услуг остаются США и Западная Европа.
Основным стимулом для развития мирового рынка ИТ-услуг является цифровая трансформация бизнеса и появление новых цифровых услуг. Согласно данным IDC, в 2018 г. быстрее всего развивались проектно-ориентированные услуги (прирост выручки составил 5%), ИТ-консалтинг (прирост 7,5%), сегмент разработки приложений (прирост 6,5%) и аутсорсинг (прирост 3,6%).
Объем российского рынка ИТ-услуг в 2017 г. аналитики IDC оценили в 5,2 млрд. долл. В 2018 г. рынок ИТ-услуг в России составил 5,4 млрд. долл., что почти на 5% выше уровня предыдущего года [3].
По итогам 2018 г. наиболее быстрорастущими сегментами стали услуги хостинга обслуживания, администрирования программного обеспечения и хостинг инфраструктурных услуг. Также вырос спрос на услуги консалтинга, разработки заказного софта и кастомизации ПО (кастомизация - это индивидуализация продукции под заказы конкретных потребителей путем внесения конструктивных или дизайнерских изменений). К 2022 г. Аналитики PAC прогнозируют увеличение спроса на облачные вычисления, услуги по ИТ-инфраструктуре, ИТ-аутсорсинг и услуги в области приложений. При этом спрос на услуги, связанные с управлением инфраструктурой и бизнес-приложениями, будет снижаться [4].
В последние годы в России прослеживается тенденция к уменьшению зависимости от иностранного программного обеспечения, так как многие компании переводят свои корпоративные ИС на отечественные разработки. Это способствует развитию рынка системной интеграции.
По данным CNews Analytics в России 45 крупнейших поставщиков ИТ-услуг заработали в 2017 г. более 285 млрд. руб., половина из которых приходится на пять компаний (Ланит, Техносерв, ITG, Компьюлинк, Крок). Первое место в рейтинге заняла компания «Ланит», ключевыми клиентами которой являются Сбербанк, «Мосинжпроект», «Мосгорпарк», МОЭК и «Почта России». На российском рынке ИТ-услуг в 2017 г. выручка «Ланит» составила 50,9 млрд. руб., «Техносерв» - 42,2 млрд. руб.
Росту и развитию российского рынка ИТ-услуг способствуют такие современные технологии, как искусственный интеллект, большие данные, робототехника, интернет вещей, технологии виртуальной и дополненной реальности, облачные технологии [5].
Основными потребителями ИТ-услуг в России по данным компании PAC являются производство (25%), государственный сектор (21%) и банковская сфера (21%). По прогнозам экспертов в промышленном производстве базовые ИТ-услуги будут постепенно заменяться трендовыми ИТ (решениями искусственного интеллекта и машинного обучения, роботизацией, IIoT, дополненной виртуальной реальностью, аддитивным производством). Оценивая перспективы информатизации государственного сектора, эксперты РАС считают, что главным стимулом развития российского рынка ИТ-услуг станет импортозамещение программных продуктов для госструктур, оборонно-промышленного комплекса и стратегически значимых предприятий. В банковской сфере основные тренды развития ИТ-услуг связаны с технологией блокчейна, платформатизацией и развитием дистанционных каналов предоставления услуг. В ритейле наметилась тенденция к снижению затрат на базовые ИТ-услуги, что обусловлено снижением платежеспособности клиентов из-за неблагоприятной экономическая обстановка [6].
В ближайшие годы основными факторами развития российского рынка ИТ-услуг станет цифровая трансформация и государственная программа развития цифровой экономики. При этом рынок столкнется с дефицитом ИТ-кадров.
Список используемых источников:
Рынок ИТ-услуг в России и его перспективы https://mcs.mail.ru/blog/obiem-globalnogo-rynka-it-uslug/
ИТ-услуги. Как их подсчитать? https://compress.ru/article.aspx?id=17794
Рынок ИТ-услуг 2018 http://www.cnews.ru/reviews/rynok_ituslug_2018
Рынок ИТ-услуг в России и его перспективы https://mcs.mail.ru/blog/obiem-globalnogo-rynka-it-uslug/
Рынок ИТ-услуг 2018 http://www.cnews.ru/reviews/rynok_ituslug_2018
Российский рынок ИТ-услуг: итоги года, прогноз на будущее https://www.osp.ru/partners/13054737/