В сфере ИКТ роль Интернета достаточно высока, так как он аппаратно и программно интегрирован в самые разнообразные системы управления взаимодействием рыночных субъектов. В 2019 г. количество интернет-пользователей достигло 4,4 млрд. чел., что на 9% больше, чем в предыдущем году. Самый высокий уровень проникновения Интернета (74-94%) в Северной Америке, Северной, Западной и Южной Европе. В России интернетом пользуются 110 млн. человек, что составляет 76% всего населения. Согласно данным SimilarWeb [1] в России самыми популярными сайтами является yandex.ru, vk.com, youtube.com, google.ru.
С точки зрения взаимодействия рыночных субъектов с покупателями, Интернет выполняет коммуникативную, информационную и коммерческую функции.
Информационная функция Интернета.
Информационная функция предполагает передачу информации в одном направлении: от источника информации к адресату.
Маркетинговая информация может быть доведена до потребителя с помощью различных средств: контекстная и баннерной рекламы, доски объявлений, блога на сайте компании, PR-мероприятий, социальных сетей, информационных порталов и пр.
Контекстная реклама является наиболее популярным средством распространения информации и делится на два вида:
- поисковая (показывается в поисковых системах в результатах поиска информации по запросу);
- тематическая (объявления, размещенные на сайта, похожих по тематике с рекламой данной компании).
Для размещения контекстной рекламы рекламодатель «покупает» в какой-либо поисковой системе ключевые слова. При этом создавать, размещать и дорабатывать объявления компания может самостоятельно либи обратиться в специализированное агентство или напрямую к поисковым сервисам («Яндекс», Google и др.). Успех информационной функции зависит от осуществления поисковой оптимизации (SEO, от англ. search епфге optimizatiotl), задача которой является улучшение позиции сайта в результатах выдачи поисковых систем по определенным запросам пользователей.
Социальные сети все больше используют как платформы для работы с клиентами. С каждым годом растет число пользователей социальных сетей, что стимулирует рост расходов на рекламу. Социальные сети играют все большую роль в продвижении товаров и услуг как на рынке В2С, так и на рынке В2В. В 2019 г. аудитория социальных сетей составила 3,5 млрд. чел. (прирост по сравнению с январем 2018 г. составил 9%). Уровень проникновения социальных сетей в мире составил 45%. Список самых популярных социальных сетей мира возглавляет Facebook (около 2,3 млрд. активных пользователей). На втором месте расположился YouTube (1,9 млрд. пользователей), третье место принадлежит WhatsApp (1,5 млрд. пользователей). В число соцсетей, преодолевших рубеж в 1 млрд. активных аккаунтов, также вошли: Messenger, WeChat, Instagram.
В России число активных пользователей социальных сетей - 70 млн. человек (проникновение составляет 49%). Активнее всего в России используют YouTube (85%), ВКонтакте (83%), WhatsApp (59%), Odnoklassniki (55%), Viber (46%), Instagram (46%), Facebook (39%) и Skype (37%) [2].
Коммуникативная функция Интернета.
Задача реализации коммуникативной функции Интернета состоит в организации не только передачи информации, но и обеспечении обратной связи с потребителями.
Для осуществления интерактивного взаимодействия между участниками маркетинговой системы могут быть использованы вебинары, видеоконференции, онлайн-звонки, всплывающие окна «онлайн-консультант», СRМ-системы, коммуникации в социальных сетях.
Согласно данным исследовательской компании Coleman Parkes Research, более половины российских организаций и предприятий используют системы видеоконференцсвязи (ВКС) и еще 15% планируют это сделать. В России почти треть всех ВКС-проектов приходится на решение «ВидеоМост». Такжевпятеркулидероввошлирешения Mind, Skype for Business, Trueconf Server и CiscoTelePresence. Проекты внедрения систем ВКС чаще всего выполняются в государственном секторе (17%), образовании (14%), сфере ИТ (8%) и финансов (7%). Территориально более половины проектов приходится на ЦФО, по 12% - на ПФО и СЗФО [3].
Организацией вебинаров занимаются специализированные компании., при этом не требуется инсталляция и достаточно интернет-браузера. Среди площадок для проведения вебинаров наиболее популярными являются, например: Webinar.ru, Etutorium, My Own Conference, Min, Skype для бизнеса.
CRM-системы - это системы автоматизации, позволяющие управлять взаимодействием с клиентами [4].
Преимущества CRM-систем:
повышение эффективности управления внутренними бизнес-процессами в сфере маркетинга, продаж и логистики;
улучшение системы управления взаимодействием с клиентами;
возможность детального онлайн-анализа работы менеджера по продажам;
возможность проведения в режиме онлайн подробного анализа взаимодействия с клиентами;
возможность интеграции с IP-телефонией.
Коммуникации в социальных сетях.
С ростом популярности социальных сетей появилась необходимость повышения эффективности рекламы при продвижении товаров и услуг использовать оптимизацию сайта под социальные сети (SMO). SMO - комплекс мер, направленных на подготовку веб-сайта к продвижению в социальных сетях и общественных сервисах. Данный вид оптимизации направлен на продвижение сайта в социальных сетях посредством увеличения ссылочной массы из блогов, форумов, сообществ и т.д. В основном это работа по улучшению сайта: оформление, создание интересного и уникального контента, совершенствование юзабилити сайта.
Важность социальных сетей в продвижении товаров и услуг привело к развитию маркетинга в социальных сетях (SMM). SMM - это продвижение сайта в социальных сервисах путем публикаций актуальных и интересных материалов в сообществах, социальных сетях, форумах и т.п. (т.е. это поддержка постоянного общения с пользователями, проведение скрытой рекламы товаров и услуг).
Работа предприятий в социальных сервисах с использованием SMM подразделяется на следующие направления [5]:
1) Мониторинг социальных сетей - получение информации для принятия решений о том, как предприятию необходимо работать в социальных сетях.
2) Продвижение в социальных сетях - рекламно-информационная деятельность, нацеленная, в первую очередь, на распространение информации о рекламируемом объекте в социальных сетях, блогосфере и других социальных сервисах посредством создания сообщества целевых потребителей и управления им. Способствует повышению узнаваемости бренда, персоны, продукта или услуги, а также помогает вывести на рынок новые продукты или услуги.
3) Управление репутацией в социальных сетях - работа с аудиторией в социальных медиа посредством получения обратной связи о бренде, продуктах и их воздействии на общественное мнение.
4) Клиентская поддержка в социальных сетях - организация непрерывных консультаций клиентов посредством формирования сообщества в социальных сетях и организации команды поддержки клиентов.
Согласно исследованию Social media examiner, проведенному среди почти 6 тыс. маркетологов, можно сделать следующие выводы о тенденциях развития SMM в России:
- для продвижения бизнеса маркетологи активно используют социальные сети, при этом лидирующие позиции занимает ВКонтакте;
- в российских социальных сетях существенно выросла популярность визуального контента, вследствие чего более половины маркетологов сегмента B2C считают его создание приоритетным;
- растет популярностьLive-видео, что не оставили без внимания такие соцсети, как ВКонтакте и OK, представив приложения для его создания;
- значительная доля маркетологов предпочитает платное продвижение, что увеличивает эффективность применения SMM [6].
Коммерческая функция Интернета.
В настоящее время Интернет является важнейшим каналом продаж для компаний рынка В2В, В2С, но и активно используется различными государственными структурами для предоставления услуг физическим и юридическим лицам и для удовлетворения собственных потребностей в товарах (рынок B2G).
Использование компаниями перечисленных выше функций Интернета в полной мере невозможно без создания своего корпоративного сайта.
Список используемых источников:
Вся статистика интернета на 2019 год – в мире и в России https://www.web-canape.ru/business/vsya-statistika-interneta-na-2019-god-v-mire-i-v-rossii/
Социальные сети в 2018 году: глобальное исследование https://www.web-canape.ru/business/socialnye-seti-v-2018-godu-globalnoe-ssledovanie/
Системы видеоконференцсвязи http://www.tadviser.ru/index.php/%D0%92%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%86%D1%81%D0%B2%D1%8F%D0%B7%D1%8C
CRM системы https://www.kpms.ru/Automatization/CRM_system.htm
Маркетинговые коммуникации в социальных сетях: проблемы и перспективы развития Митрофанова А. А. Маркетинговые коммуникации в социальных сетях: проблемы и перспективы развития // Молодой ученый. - 2014. - №8. - С. 536-539. - URL https://moluch.ru/archive/67/11318/ (дата обращения: 12.08.2019).
SMM в мире и в России 2017. Исследование https://rusability.ru/internet-marketing/smm/smm-v-mire-i-v-rossii-2017-issledovanie/