На современном этапе социального развития проблема приобщения человека, в том числе и ребенка дошкольного возраста, к художественной литературе продолжает оставаться одной из самых важных в мировом культурном и образовательном пространстве. Вопросы приобщения дошкольников к художественной литературе занимают важное место в современной отечественной педагогике. Приобщение дошкольников к художественной книге является одним из приоритетных направлений современного образования. В связи с этим понятие «литературное образование дошкольников» предлагается трактовать как «полноценное приобщение к искусству слова, воспитание компетентного читателя в ребенке, развитие интереса к чтению, потребности читать самому и слушать чтение других».
Для развития литературного образования дошкольников лучшим средством являются малые жанры фольклора, так как это неоценимое богатство каждого народа, громаднейший пласт культуры как национальной, так и мировой, показатель способностей и таланта народа. Педагогический потенциал жанров: олонхо, сказки, пословицы и «чабыр5ах» - настолько глубок и содержателен, что может с большой эффективностью использоваться в развитии связной речи дошкольников в якутских ДОО. Детские считалки, юмористические стишки-чабыр5ах, детские песенки, сказки, загадки традиционно считаются малыми жанрами фольклора, их легко запоминать, несложно использовать в воспитании маленьких детей, они незаменимы в развитии мышления, памяти, речевых навыков, создании психо - эмоциональной сферы в личностном развитии ребенка [ 3].
Использование малых фольклорных форм не требует выделения отдельного времени и поиска особых форм работы, а органично сочетается с программой воспитания и обучения дошкольников. Отбор фольклорного материала осуществляется в рамках изучаемых лексических тем с учетом активного и действенного познания детьми окружающего мира, уровня их речевого развития, а так же тематического принципа и взаимосвязи разделов программы. Приобщение детей к ценностям якутского фольклора – сложный процесс с характерными особенностями, в котором опора на жанровую специфику, учет психологии и этапов развития ребенка, восприятия им эстетической природы жанров являются ключевыми составляющими в разработке методики изучения устного народного творчества в детских садах [2]. Через малые жанры фольклора ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая ее красоту, лаконичность, приобщается к литературному образованию.
Таким образом, для решения задач всестороннего воспитания средствами художественной литературы, формирования личности ребенка, его художественного развития существенную роль играет правильный отбор произведений литературы как для чтения и рассказывания, так и для исполнительской деятельности. Для активизации литературного образования дошкольников через ознакомление с произведениями малых жанров фольклора разработан перспективный план, запланированный на четыре недели и включает в себя четыре непосредственно-образовательные деятельности на основе использования малых жанров фольклора, а также работу вне занятия в ходе организации и проведения общения, режимных процессов, чтения художественной литературы, подвижных игр.
Необходимо помнить, что важнейшим условием использования малых жанров фольклора является уместность, когда на лицо есть иллюстрирующие их факты, обстоятельства, скрытый смысл становится для ребенка ясен. Ребенок должен чувствовать, что именно эти слова, с помощью которых можно наилучшим образом выразить свою мысль: метким словом остановить хвастуна, насмешника; дать меткую характеристику человеку или его деятельности. Детей дошкольного возраста следует приучить воспринимать, то есть слышать, понимать и отчасти запоминать и использовать, отдельные, простые по содержанию, доступные им потешки, загадки, прибаутки. Интонация, с которой они произносятся воспитателем, должна быть понятна детям. Речь воспитателя должна быть правильной и выразительной, эмоциональной. Для того чтобы дети могли наглядно представить себе жесты, мимику, позу того или иного персонажа необходим приём- динамический акцент на фрагментах текста, сочетающихся с действенным показом игрушки.
Каждый день проводятся запланированные формы работы с детьми по заучиванию, разыгрывание, загадывание загадок, знакомство, повторение, чтение «чабыр5ах», потешек в режимных моментах, так как малые жанры фольклора как средство не только развития их познавательной деятельности, речи, движений, любознательности, любви к родному слову, но и литературного образования младших дошкольников в целом. Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важную роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.
Таким образом, для развития литературного образования детей мы выбрали малые жанры фольклора, потому что через него обогащается лексикон ребенка, развивается речь, формируются этические чувства и доброжелательные отношения. Условием является: использование малых жанров фольклора педагогам в режимных моментах, в разных видах работы, при общении с детьми в процессе планомерной и систематической работы.
Литература:
Борисова Г.В. Использование скороговорок в процессе развития связной речи у детей дошкольного возраста /Г.В Борисова, Л.Д. Андреева // Качество дошкольного образования: формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольника сборник научных трудов II-ой Всероссийской научно-практической конференции. -Чебоксары, 2016.- С. 70-72
Иванова О.А. Учимся читать художественную литературу /О.А. Иванова. – М.: Школьная пресса, 2005. – 80 с
Покатилова Н.В. К проблеме формульности в малых жанрах фольклора: якутский чабыргах /Н.В. Покатилова // Филологические науки.вопросы теории и практики.- 2016 - 10-3 (64). – С. 42-45