В «Федеральном Государственном Стандарте Дошкольного Образования» говорится о создании условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, потому что в современном мире актуальна поликультурное воспитание, то есть ребенка, обладающего чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас и верований [3].
Актуальность данной проблемы состоит в том, что информационно-коммуникационные технологии характеризуются высокой коммуникативной возможностью формирования коммуникативных навыков у дошкольников, а также активным включением детей в деятельность, активизируют потенциал знаний и умений навыков речевой деятельности [1].
Использование ИКТ является одним из приоритетов образования. Согласно новым требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Применение информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме развить логическое мышление детей, усилить творческую составляющую учебного процесса. Специфика введения ИКТ в процесс воспитания и обучения дошкольников является как средством воспитания и развития творческих способностей ребенка, формирование его личности, обогащение интеллектуальной сферы дошкольника и существенно позволяет расширить возможности педагога. На сегодняшний день это единственный вид деятельности, не регламентируемый специальной образовательной программой. Педагогам приходится самостоятельно изучать подход и внедрять его в свою деятельность. Однако, использование информационно-коммуникационных технологий является одним из перспективных средств обучения старших дошкольников [2].
Основным направлением реализации Концепции на уровне дошкольной образовательной организации является, прежде всего, формирование насыщенной (ФГОС ДО) развивающей предметно-пространственной среды. Чем полнее и разнообразнее материал для деятельности дошкольника, тем более своевременным будет прохождение всех этапов интеллектуального развития. Сегодня современные цифровые технологии широко применяются для обучения детей, начиная с дошкольного возраста (интерактивная доска, стол и пол; система Eduplay; Edu-Consulting - интегрированная развивающая среда EduQuest; Информационная песочница iSandBox Standard). Важным их отличием от классических средств обучения является неисчислимое количество информационных ресурсов - любые графические изображения, видео, аудио, с которыми педагог и ребенок могут взаимодействовать. Это очень нравится детям, что позволяет педагогу легко удерживать их внимание во время занятий. Естественно, степень усвоения материала становится гораздо выше.
Занятия иностранного языка – благодатная почва для формирования всех видов компетенций, поскольку, используя язык как средство, мы изучаем окружающий нас мир во всех его проявлениях. Раннее изучение способствует не только более свободному практическому владению иностранным языком, но и несет в себе большой интеллектуальный, нравственный потенциал. Овладение иностранным языком полезно всем детям, независимо от их способностей, поскольку оно положительно влияет на развитие памяти, воображения, мышления ребенка, а также стимулирует развитие его речевых навыков.
С целью определения уровня сформированности иноязычных коммуникативных навыков, нами была проведена диагностика детей второго года обучения английскому языку по образовательной программе дополнительного образования "Английский для малышей" автор Шевченко Любовь Александровна, педагог дополнительного образования [4]. При проверке уровня подготовки детей используются варианты игр и заданий по пройденным темам. Диагностирование по проверке уровня подготовки детей включает в себя несколько граф показателей компетентности: говорение (умение детей правильно употреблять в своей речи словосочетания и предложения на английском языке в монологической и диалогической речи), аудирование (понимание на слух отдельных простых слов и простых фраз в медленно и четко звучащей речи, и ситуациях повседневного общения) и лексику (использование детьми в речи лексических единиц по пройденным темам), позволяет отследить уровень знаний индивидуально каждого ребенка. Диагностика проводилась с каждым ребенком в форме индивидуальной беседы (всего выполняли 11 детей старшего дошкольного возраста), в спокойной обстановке, использовались соответствующие игрушки и картинки для проведения данной диагностики, то есть созданы все условия для качественного проведения диагностики. Время на выполнения заданий не ограничивалось. Дети выполняли ряд заданий, а педагог в это время ведет протокол диагностирования, заполняя индивидуальную на каждого ребенка протокол, в которой фиксируются результаты выполнения заданий.
Проведенное нами пилотажное исследование показало, что критический уровень никто не получил, но низкий уровень наблюдался у 2 детей (18%), которые имеют размытое представление об английском языке. С трудом могут отвечать на элементарные заданные вопросы. Затрудняются в счете и определение цветов. Имеют баллы от 10-18. Это объясняется тем, что дети недостаточно заинтересованы, чтобы заинтересовать их в изучении английского языка мы видим это в индивидуальной работе форме увлекательной игры.
Средний уровень – 5 детей (46%). Дети имеют представление об английском языке, способны задавать вопросы. Могут отвечать на поставленные вопросы. Умеют определять цвета и считать с подсказкой. 4 детей (36%) набрали высокий уровень коммуникативных способностей, их баллы составили от 25-30, это означает, что дети имеют высокий уровень понимания английского языка, способность отвечать на поставленные вопросы правильно, также отвечают на поставленные вопросы и понимают базовые фразы и команды, определяют величину предметов. Без ошибок знают счет до 5, так же знают животных и цвета.
Таким образом, проанализировав количественные показатели результата исследования знаний английского языка дошкольников, был сделан вывод, что из 11 детей знания английского языка 18% детей соответствуют низкому уровню, 46% детей – среднему, 36% – высшему. Исходя из этого, следует продолжить активно использовать в процессе обучения английского языка, информационно-коммуникационные технологии, тем самым педагогу удастся поднять не только эмоциональный настрой и вызвать интерес к иностранному языку, но и развивать коммуникативные навыки английского языка у детей.
Благодаря данным результатам диагностики по говорению, аудированию и лексике можем увидеть и в дальнейшем продолжать совершенствовать с применением современных ИКТ сильные и трудные стороны изучения детьми английского языка.
Литература
1. Белая К.Ю. Использование современных информационных технологий в ДОУ и роль воспитателя в освоении детьми начальной компьютерной грамотности // Современное дошкольное образование. 2013. – № 4.
2. Жбанникова О.А. Использование информаиционно-коммуникационных технологий в образовательном процессе ДОО в современных условиях / О.А. Жбанникова // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2016. - №5.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155. (ред. от 30.12.2015) // Собрание Законодательства РФ. – 2013. – 25 ноября.
4. Шевченко Л. А. Образовательная программа дополнительного образования детей среднего и старшего дошкольного возраста «Английский для малышей» на 2014 – 2017 уч. г.[Текст]: / Л. А. Шевченко. – Тазовский.: принято на заседании педагогического совета ДОУ «Радуга», протокол №1 от 29 августа 2014.