Военно-морской флот СССР в Великой Отечественной войне - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Военно-морской флот СССР в Великой Отечественной войне

Пинчук Е.С. 1
1Российский университет транспорта (МИИТ)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Великая Отечественная война стала тяжелейшим испытанием для нашего народа, страны и, конечно, для Военно-морского флота. К этой войне тщательно готовились на протяжении многих лет. Вводились в строй современные корабли, усиливалась морская авиация, строились береговые батареи, улучшалось тыловое обеспечение. Была отработана система перевода флотов на повышенные степени боевой готовности.

Сейчас нередко можно слышать высказывания, что действия советского ВМФ в этой войне носили второстепенный, вспомогательный характер и не были отмечены крупными победами. Однако факты полностью опровергают эти утверждения. Активные действия наших флотов сорвали попытки фашистов блокировать наши коммуникации. Северные конвои, перевозки по Северному морскому пути, эвакуация гарнизонов Либавы, Таллина, Ханко, а также снабжение Одессы, Севастополя и Малой земли убедительно подтверждают это. Фашисты знали боеспособность нашего флота, и поэтому отказались от ударов со стороны моря.

Состояние ВМФ перед войной

К 22 июня 1941 года к началу Великой отечественной войны Военно-морской флот в своем составе имел Северный, Балтийский, Черноморский и Тихоокеанский флоты, а также Дунайскую, Каспийскую, Пинскую, Амурскую и Северо-тихоокеанскую военные флотилии.В составе ВМФ СССР находилось около тысячи боевых кораблей различных классов (в том числе 3 линкора, 8 крейсеров, 54 лидера и эсминца, 287 торпедных катеров, 212 подводных лодок), свыше 2,5 тыс. самолетов морской авиации и 260 батарей береговой обороны. В ходе военных действий были сформированы Азовская, Беломорская, Волжская, Днепровская, Ильменская, Ладожская, Онежская и Чудская флотилии. В целом флот был мощной ударной силой, способной существенно влиять на обстановку как в море, так и в приморской полосе действий сухопутных войск.

Военно-воздушные силы флота составляли из бригад и отдельных полков. Они имели 2581 боевой самолет в основном устаревших типов – истребители И-15 и И-153, разведчики МРБ-2 и КОР-2. Самолеты новых конструкций начали поступать на флоты непосредственно перед войной.

Береговая оборона имела на вооружении более 1 тысячи орудий калибром от 45 до 406 мм.

В начальный период войны ВМФ активнейшим образом участвовал в обороне военно-морских баз и ряда приморских городов. Оборона Одессы – 73 дня, Ханко – 164 дня, 250 дней держался Севастополь и, наконец, 900 дней выстоял в блокаде Ленинград! Для сравнения: английская военно-морская база Гонконг оборонялась всего одну неделю. Инициатива, активность и самоотверженность моряков не обходились без значительных жертв. За время войны безвозвратные потери флота составили 154 771 человек, в том числе 10 729 офицеров. Погибло 150 крупных и около 700 других кораблей, катеров и судов, около 5 тыс. самолетов.

Типы кораблей Военно-морского флота СССР периода Второй мировой войны

Линейные корабли

Линейный корабль (сокращённо — линко́р) — классбронированных артиллерийских военных кораблей, пришедший на смену броненосцам. Отличается применением максимального количества орудий крупного калибра и мощной броневой защитой. Линкоры были самыми мощными военными кораблями первой половины XX века и применялись в обеих мировых войнах. Со временем были вытеснены авианосцами и более дешёвыми кораблями, имеющими ракетное вооружение.

Лёгкие крейсера

Кре́йсер (нидерл.kruiser, мн. ч. крейсера́ или кре́йсеры, от kruisen — крейсировать, плавать по определенному маршруту) — класс боевых надводных кораблей, способных выполнять задачи независимо от основного флота, среди которых могут быть борьба с лёгкими силами флота и торговыми судами противника, оборона соединений боевыхкораблей и конвоев судов, огневая поддержка приморских флангов сухопутных войск и обеспечение высадки морских десантов, постановка минных заграждений и другие. Со второй половины XX века тенденция к укрупнению боевых соединений для обеспечения защиты от авиации противника и специализация боевых кораблей для выполнения конкретных задач привела к практическому исчезновению кораблей общего назначения, какими являются крейсера, из флотов многих стран. Только военно-морские силы США, России и Перу используют их в настоящее время.

Эскадренные миноносцы

Эскадренный миноносец (сокр. эсминец) — класс многоцелевых боевых быстроходных маневренных кораблей, предназначенных для борьбы с подводными лодками, летательными аппаратами (в том числе ракетами) и кораблями противника, а также для охраны и обороны соединений кораблей или конвоев судов при переходе морем. Эскадренные миноносцы могут также использоваться для разведывательной и дозорной служб, артиллерийской поддержки при высадке десанта и для постановки минных заграждений.

Лидеры эскадренных миноносцев

Лидер эскадренных миноносцев - корабльподклассаэсминцев, но большего водо­измещения, с более высокой скоростью — до 43 узлов и с усиленным артиллерийским вооружением, предназначенный для вывода в атаку эсминцев. [1]. Появившись в конце Первой мировой войны, лидеры получили значительное развитие в составе многих флотов в межвоенный период. Эти корабли имеют лучшую, чем у эсминцев мореходность и скорость. Лидеры эсминцев активно использовались в Великой Отечественной Войне, однако в послевоенный период постройка новых лидеров не осуществлялась, их место заняли ракетно-артиллерийские эсминцы и фрегаты.

Подводные лодки

Подводная лодка (сокращённо — подлодка, субмарина, ПЛ) — класскораблей способных к автономным действиям под водой и на поверхности. Могут как нести вооружение, так и выполнять специализированные операции (от научно-исследовательских, до ремонтных и развлекательных) под водой, в зависимости от конструкции. Также подлодками в некоторых источниках называют беспилотные роботизированные подводные аппараты на дистанционном управлении.

Сторожевые корабли

Сторожевой корабль — класс боевых надводных кораблей, предназначенных для несения дозорной службы, охраны крупных кораблей, транспортов и десантных кораблей от атак подводных лодок, торпедных катеров и авиации противника на переходе морем и при стоянке на открытых рейдах.

Торпедные катера

Торпедный катер (ТКА) — класс быстроходных боевых кораблей, основным оружием которых являются торпеды. История малых торпедных кораблей — минных и торпедных катеров, а также миноносок — насчитывает около 100 лет. Она началась 150 лет назад во время Гражданской войны в США, и завершилась в 70-ые годы XX века, когда окончательно прекратилось строительство торпедных катеров [1].

Тральщики

Тральщик — военный корабль, предназначенный для обнаружения и уничтожения мин тралами и имеющий для этого специальное оборудование.

Существуют следующие типы тральщиков:

Быстроходные тральщики, предназначенные для следования совместно с флотом или его отдельными соединениями и для траления в районах, удалённых от мест их базирования; иногда их называют эскадренными.

Базовые тральщики, предназначенные для траления в районе базы и не нуждающиеся в большой скорости хода.

Мелкосидящие тральщики, выполняющие работы по тралению мин, поставленных на небольшое углубление.

Анализ боевых потерь флота

По боевым потерям самым неблагоприятным для ВМФ был период 1941-1942 годов, когда мы потеряли в три раза больше кораблей, чем противник. Это прорыв подводными лодками блокады Финского залива (погибло 7 подводных лодок) и оборона Севастополя (погиб крейсер, четыре эсминца, две подводные лодки и четыре крупных транспорта). Много малых кораблей потеряла Азовская флотилия при эвакуации частей Крымского фронта. Большие потери этого периода объяснялись неудачами наших сухопутных войск и господством в воздухе немецкой авиации.

В ходе наступательных операций боевые силы флотов наносили удары по коммуникациям противника, высаживали и обеспечивали десанты, перевозили войска и боевую технику. В результате этого наши потери в боевых кораблях только в 1943 году составили одну треть всех потерь за войну. Зато резко снизились потери в транспортах и вспомогательных судах. В 1944 и 1945 годах боевые потери противника в кораблях значительно превышали наши потери. В целом, можно сказать, что потери ВМФ при решении оборонительных задач были несравненно выше, чем при решении наступательных задач.

Сравнительный анализ потерь кораблей, транспортов и самолетов противоборствующих сторон показал: Советский Военно-Морской Флот понес меньшие потери, чем флот фашистской Германии. Это является однозначным ответом на вопрос: кто воевал лучше.

Основные направления боевой деятельности флота

Высадка морских десантов была одним из основных и наиболее активных видов боевых действий ВМФ. Всего в составе 120 морских десантов было высажено свыше 250 тыс. человек. В обеспечении десантов участвовали до 2 тысяч боевых кораблей и несколько тысяч плавсредств. Несмотря на сложные условия, 80% десантов были высажены успешно. Но были и серьезные неудачи. Трагична судьба многих десантов периода 1941-1942 годов. Это объяснялось слабым взаимодействием с сухопутными войсками, несоответствием выделенных сил задачам десанта, поспешность и низкое качество их подготовки.

В течение всей войны важной задачей для ВМФ была борьба на морских коммуникациях противника. Поставки никелевой руды из Норвегии, железной руды из Швеции и лесоматериалов из Финляндии имели для Германии стратегическое значение. Большие надежды гитлеровское командование возлагало и на переброску морем войск, военной техники и материально-технических средств. Наши действия по срыву этих перевозок велись с колоссальным напряжением сил и носили характер упорной, длительной и тяжелой борьбы. Никакому другому флоту мира не приходилось решать эту задачу в столь сложной обстановке. Не менее остро стоял вопрос и о защите наших внутренних морских путей, прежде всего, свободы судоходства по Северному морскому пути.

Деятельность различных сил флота

Опыт Великой Отечественной войны показал, что флот воевал в основном с «берегом». Традиционно морскими операциями были лишь действия по защите или разгрому конвоев. Более 70% усилий ВМФ пришлось на перевозки войск, нанесение ударов по побережью, высадку десантов и минную войну в интересах обороны побережья. Авиация ВМФ вышла на первое место среди ударных сил флота. На ее боевом счету 50% всех транспортных потерь противника. Однако более 70% самолетовылетов морской авиации было совершено против наземных целей, хотя господство в воздухе стало определять и господство на море.

Подводные лодки использовались в основном для борьбы на коммуникациях. При этом эффективность их действий против торговых судов оказалась значительно более высокой, чем против боевых кораблей. Кроме того, подводные лодки оказывали сковывающее воздействие на противника, который постоянно ощущал угрозу ударов из-под воды. Крейсера и эсминцы ВМФ сыграли важную роль в обороне приморских городов и баз в первые годы войны. Без них было бы невозможно обеспечивать стратегические перевозки на Севере.

Значительное развитие в ходе войны получила морская пехота. Ее численность в 1945 году достигла 40 тысяч человек по сравнению с несколькими тысячами в 1941 году. Во всех десантах морская пехота высаживалась в первых бросках и после тяжёлого перехода морем вступала в бой с превосходящими силами противника. Решительные действия морских пехотинцев в первом броске во многом определяли успех высадки и всего десанта.

Заключение

Советский Военно-Морской Флот сокрушил морскую мощь врага на Баренцевом, Балтийском и Черном морях, а также обеспечил поддержку наших войск на приморских направлениях. ВМФ внес достойный вклад в достижение победы над фашистской Германией. Но это было достигнуто огромной ценой. Вечная память морякам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны.

Просмотров работы: 1184