Рост агрессивных тенденций среди людей отражает одну из острейших проблем современности. Проявление агрессии, как в школах, так и в дошкольных учреждениях все больше волнует родителей, воспитателей, учителей. У определенной категории детей агрессивность сохраняется и развивается, трансформируясь в устойчивое личностное качество.
Психологи и педагоги давно рассматривают проявления агрессивного поведения у детей как наиболее опасный показатель нарушения нормального развития в процессе социализации личности. На проявление агрессии ребенка оказывают влияние многие факторы, как личностных особенностей, так и особенностей социальной среды.
Существует достаточное количество средств и методов коррекции агрессивного поведения дошкольников (драмотерапия, фототерапия, маскотерапия, музыкотерапия, изотерапия и др. виды арт-терапии). Как показывает анализ литературы по проблеме исследования, комплексная сказкотерапия является одним из наиболее эффективных психокоррекционных средств по снижению детского агрессивного поведения.
Агрессивное поведение в дошкольном возрасте имеет в основном открытый характер и возникает как реакция психологической защиты в трудных ситуациях, связанных с жизнедеятельностью ребенка в семье и других социальных группах.
Одним из средств коррекции агрессивного поведения дошкольников можно использовать сказкотерапию. Привлекательность сказок для коррекционной работы над ними с целью снижения агрессивного поведения и развития личности ребенка заключается в следующем:
– отсутствие в сказках прямых нравоучении, назиданий. События сказочной истории логичны, естественны, вытекают одно из другого, а ребенок усваивает причинно-следственные связи, существующие в мире;
– через образы сказки ребенок соприкасается с жизненным опытом многих поколений. В сказочных сюжетах встречаются ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек: отделение от родителей, жизненный выбор, взаимопомощь, любовь, борьба добра со злом. Победа добра в сказках обеспечивает ребенку психологическую защищенность: чтобы ни происходило в сказке – все заканчивается хорошо. Испытания, выпавшие на долю героев, помогают им стать умнее, добрее, сильнее, мудрее.
Таким образом, ребенок усваивает, что все, что происходит в жизни человека, способствует его внутреннему росту.
Излечивающая способность сказки была положена в основу целого направления современной психотерапии, названного сказкотерапией.
Сказкотерапия – это направление практической психологии, использующее ресурсы сказок для решения целого ряда задач: воспитание, образование, развитие личности и коррекция поведения.
Конечно, особенности применения сказкотерапии не ограничиваются вышеперечисленными.
Экспериментальное исследование проводилось с детьми старшего дошкольного возраста.
На первом этапе (констатирующий этап) была проведена диагностика проявления агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.
Для изучения агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста мы использовали следующие методики: опросник агрессивности Романова А. А. (для воспитателей), тест руки Э. Вагнера (для детей), анкета «Критерии агрессивности у ребенка» Лаврентьевой Г. П., Титаренко Т. М. (для родителей), наблюдения за поведением детей.
1. Опросник агрессивности Романова А. А. для педагогов.
Цель: определить уровень агрессивности ребенка, каким образом и как часто у ребенка проявляется агрессивное поведение.
2. Тест руки Э. Вагнера.
Тест руки – проективная методика, направленная на изучение агрессивного поведения. Разработан Б. Брайклином, З. Пиотровским, Э. Вагнером. Стимульный материал состоит из 9 изображений кистей рук и одной пустой карточки, при показе которой просят представить кисть руки и описать ее воображаемые действия. Изображения показываются последовательно. Обследуемому дается инструкция ответить на вопрос о том, какое, по его мнению, действие выполняет нарисованная рука (или сказать, что способен выполнять человек с такой рукой). Допускается указывать для каждой карточки несколько вариантов действия.
Ответы разносятся по 11 категориям:
В работе используется краткая форма обработки, т.к. нас интересует лишь признаки агрессивного поведения ребенка. В этом случае обработка результатов сводится к подсчету суммарного балла агрессивности субъекта. Формула подсчета основана на том предположении, что вероятность открытого агрессивного поведения возрастает в тех случаях, когда доминантные и агрессивные тенденции превышают тенденции к социальному сотрудничеству. Категории Страх, Эмоциональность, Коммуникация и Зависимость включают в себя реакции, активно уменьшающие вероятность агрессивного поведения. Общая агрессивность вычисляется путем вычитания суммы ответов по этим категориям из суммы ответов по категориям Агрессия и Директивность: А = (Агр. + Дир.) - (Страх + Эмоц. + Коммуник. + Завис.). Каждое высказывание ребенка оценивается в баллах. Оно может быть отнесено только к одной категории.
3. Анкета «Критерии агрессивности у ребенка» Лаврентьевой Г. П., Титаренко Т. М.
Цель: выявление у ребенка степени агрессивного поведения. Родителям детей экспериментальной группы предлагается заполнить анкету.
4. Наблюдение за поведением детей.
Цель: выявление агрессивных проявлений в поведении детей, изучение особенностей агрессивного поведения.
В работе использовалось не включенное наблюдение, которое дает возможность:
– наблюдать за детьми в разных видах деятельности, не включаясь в процесс;
– регистрировать наблюдаемые явления.
В схеме наблюдений за детьми используются следующие критерии:
Ребенок:
1. Часто теряет контроль над собой.
2. Часто спорит, ругается с взрослыми.
3. Часто отказывается выполнять правила.
4. Часто специально раздражает людей.
5. Часто винит других в своих ошибках.
6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо.
7. Часто завистлив, мстителен.
8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.
Наблюдение за поведением детей проводилось на занятиях, в свободной деятельности и других режимных процессах.
В ходе наблюдения фиксируются признаки агрессивного поведения детей, отмечается форма, направленность, интенсивность проявлений.
По результатам констатиирующего этапа были выделены следующие особенности агрессивного поведения детей:
– не воспринимают собственные агрессивные действия, как таковые (не реагируют на замечания взрослых, не извиняются перед детьми, которых обидели, не возникает чувство вины после агрессивных действий);
– слабо контролируют свои эмоции (кричат во время игры, нарушают правила, выкрикиваю на занятиях);
– неудачи вызывают у детей сильное раздражение, желание найти виноватых;
– положительно относятся к агрессии, т.к. через агрессию получают чувство собственной значимости и силы, добиваются результата.
На основании результатов исследования особенностей агрессивного поведения старших дошкольников, была выявлена группа детей, проявляющих выраженные признаки агрессивного поведения. Они составили экспериментальную группу нашего исследования. С этими детьми была проведена работа по коррекции агрессивного поведения. На основе полученных данных разработан и апробирован комплекс игровых коррекционно-развивающих занятий по комплексной сказкотерапии с целью снижения агрессивности дошкольников. При разработке данного цикла занятий в основу брались труды Т. Д. Зинкевич-Евстегнеевой.
Актуальность программы. Проблема агрессивного поведения детей весьма актуальна в наши дни. С каждым годом число детей с таким поведением стремительно растет, что вызвано воздействием целого ряда неблагоприятных факторов. В то же время, можно полагать, что в старшем дошкольном возрасте еще не поздно предпринять своевременные меры для преодоления этих тенденций. Поэтому коррекция агрессивного поведения в старшем дошкольном возрасте, позволит снизить проявления агрессии, находящиеся в стадии своего становления, а также выработать и закрепить конструктивные способы выражения агрессии. Данная коррекционная программа является адаптированной версией программы коррекции агрессивного поведения старших дошкольников Зинкевич-Евстигнеевой Т. Д. Данная программа не вызывает затруднения у данной категории детей.
Основной целью программы является обучение детей системе знаний, умений, навыков, способствующих управлению агрессивным поведением. Среди второстепенных целей можно выделить такие, как: ослабление негативных эмоций; предоставление альтернативных способов удовлетворения собственных агрессивных потребностей.
По окончанию реализации программы был проведен контрольный эксперимент. В ходе контрольного эксперимента проведена повторная диагностика признаков агрессивного поведения детей экспериментальной группы, которая показала, что в экспериментальной группе детей показатели агрессивности на конец исследования стали гораздо ниже, чем были в начале, коррекционная работа позволила уменьшить частоту агрессивных проявлений в поведении.
После реализации программы можно сделать вывод о том, что целенаправленное систематичное использование игровых коррекционно-развивающих занятий, в основе которых лежит сказкотерапия, снижает агрессивность детей старшего дошкольного возраста, корректирует их поведение.
Таким образом, полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что проведенная с детьми программа коррекции агрессивного поведения является эффективной, как одно из средств коррекции агрессивного поведения старших дошкольников.