ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ СКАЗКОТЕРАПИИ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ СКАЗКОТЕРАПИИ

Шитова Е.В. 1
1ФГБОУ ВО "Адыгейский государственный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Рост агрессивных тенденций среди людей отражает одну из острейших проблем современности. Проявление агрессии, как в школах, так и в дошкольных учреждениях все больше волнует родителей, воспитателей, учителей. У определенной категории детей агрессивность сохраняется и развивается, трансформируясь в устойчивое личностное качество.

Психологи и педагоги давно рассматривают проявления агрессивного поведения у детей как наиболее опасный показатель нарушения нормального развития в процессе социализации личности. На проявление агрессии ребенка оказывают влияние многие факторы, как личностных особенностей, так и особенностей социальной среды.

Существует достаточное количество средств и методов коррекции агрессивного поведения дошкольников (драмотерапия, фототерапия, маскотерапия, музыкотерапия, изотерапия и др. виды арт-терапии). Как показывает анализ литературы по проблеме исследования, комплексная сказкотерапия является одним из наиболее эффективных психокоррекционных средств по снижению детского агрессивного поведения.

Агрессивное поведение в дошкольном возрасте имеет в основном открытый характер и возникает как реакция психологической защиты в трудных ситуациях, связанных с жизнедеятельностью ребенка в семье и других социальных группах.

Одним из средств коррекции агрессивного поведения дошкольников можно использовать сказкотерапию. Привлекательность сказок для коррекционной работы над ними с целью снижения агрессивного поведения и развития личности ребенка заключается в следующем:

– отсутствие в сказках прямых нравоучении, назиданий. События сказочной истории логичны, естественны, вытекают одно из другого, а ребенок усваивает причинно-следственные связи, существующие в мире;

– через образы сказки ребенок соприкасается с жизненным опытом многих поколений. В сказочных сюжетах встречаются ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек: отделение от родителей, жизненный выбор, взаимопомощь, любовь, борьба добра со злом. Победа добра в сказках обеспечивает ребенку психологическую защищенность: чтобы ни происходило в сказке – все заканчивается хорошо. Испытания, выпавшие на долю героев, помогают им стать умнее, добрее, сильнее, мудрее.

Таким образом, ребенок усваивает, что все, что происходит в жизни человека, способствует его внутреннему росту.

Излечивающая способность сказки была положена в основу целого направления современной психотерапии, названного сказкотерапией.

Сказкотерапия – это направление практической психологии, использующее ресурсы сказок для решения целого ряда задач: воспитание, образование, развитие личности и коррекция поведения.

Конечно, особенности применения сказкотерапии не ограничиваются вышеперечисленными.

Экспериментальное исследование проводилось с детьми старшего дошкольного возраста.

На первом этапе (констатирующий этап) была проведена диагностика проявления агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.

Для изучения агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста мы использовали следующие методики: опросник агрессивности Романова А. А. (для воспитателей), тест руки Э. Вагнера (для детей), анкета «Критерии агрессивности у ребенка» Лаврентьевой Г. П., Титаренко Т. М. (для родителей), наблюдения за поведением детей.

1. Опросник агрессивности Романова А. А. для педагогов.

Цель: определить уровень агрессивности ребенка, каким образом и как часто у ребенка проявляется агрессивное поведение.

2. Тест руки Э. Вагнера.

Тест руки – проективная методика, направленная на изучение агрессивного поведения. Разработан Б. Брайклином, З. Пиотровским, Э. Вагнером. Стимульный материал состоит из 9 изображений кистей рук и одной пустой карточки, при показе которой просят представить кисть руки и описать ее воображаемые действия. Изображения показываются последовательно. Обследуемому дается инструкция ответить на вопрос о том, какое, по его мнению, действие выполняет нарисованная рука (или сказать, что способен выполнять человек с такой рукой). Допускается указывать для каждой карточки несколько вариантов действия.

Ответы разносятся по 11 категориям:

В работе используется краткая форма обработки, т.к. нас интересует лишь признаки агрессивного поведения ребенка. В этом случае обработка результатов сводится к подсчету суммарного балла агрессивности субъекта. Формула подсчета основана на том предположении, что вероятность открытого агрессивного поведения возрастает в тех случаях, когда доминантные и агрессивные тенденции превышают тенденции к социальному сотрудничеству. Категории Страх, Эмоциональность, Коммуникация и Зависимость включают в себя реакции, активно уменьшающие вероятность агрессивного поведения. Общая агрессивность вычисляется путем вычитания суммы ответов по этим категориям из суммы ответов по категориям Агрессия и Директивность: А = (Агр. + Дир.) - (Страх + Эмоц. + Коммуник. + Завис.). Каждое высказывание ребенка оценивается в баллах. Оно может быть отнесено только к одной категории.

3. Анкета «Критерии агрессивности у ребенка» Лаврентьевой Г. П., Титаренко Т. М.

Цель: выявление у ребенка степени агрессивного поведения. Родителям детей экспериментальной группы предлагается заполнить анкету.

4. Наблюдение за поведением детей.

Цель: выявление агрессивных проявлений в поведении детей, изучение особенностей агрессивного поведения.

В работе использовалось не включенное наблюдение, которое дает возможность:

– наблюдать за детьми в разных видах деятельности, не включаясь в процесс;

– регистрировать наблюдаемые явления.

В схеме наблюдений за детьми используются следующие критерии:

Ребенок:

1. Часто теряет контроль над собой.

2. Часто спорит, ругается с взрослыми.

3. Часто отказывается выполнять правила.

4. Часто специально раздражает людей.

5. Часто винит других в своих ошибках.

6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо.

7. Часто завистлив, мстителен.

8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.

Наблюдение за поведением детей проводилось на занятиях, в свободной деятельности и других режимных процессах.

В ходе наблюдения фиксируются признаки агрессивного поведения детей, отмечается форма, направленность, интенсивность проявлений.

По результатам констатиирующего этапа были выделены следующие особенности агрессивного поведения детей:

– не воспринимают собственные агрессивные действия, как таковые (не реагируют на замечания взрослых, не извиняются перед детьми, которых обидели, не возникает чувство вины после агрессивных действий);

– слабо контролируют свои эмоции (кричат во время игры, нарушают правила, выкрикиваю на занятиях);

– неудачи вызывают у детей сильное раздражение, желание найти виноватых;

– положительно относятся к агрессии, т.к. через агрессию получают чувство собственной значимости и силы, добиваются результата.

На основании результатов исследования особенностей агрессивного поведения старших дошкольников, была выявлена группа детей, проявляющих выраженные признаки агрессивного поведения. Они составили экспериментальную группу нашего исследования. С этими детьми была проведена работа по коррекции агрессивного поведения. На основе полученных данных разработан и апробирован комплекс игровых коррекционно-развивающих занятий по комплексной сказкотерапии с целью снижения агрессивности дошкольников. При разработке данного цикла занятий в основу брались труды Т. Д. Зинкевич-Евстегнеевой.

Актуальность программы. Проблема агрессивного поведения детей весьма актуальна в наши дни. С каждым годом число детей с таким поведением стремительно растет, что вызвано воздействием целого ряда неблагоприятных факторов. В то же время, можно полагать, что в старшем дошкольном возрасте еще не поздно предпринять своевременные меры для преодоления этих тенденций. Поэтому коррекция агрессивного поведения в старшем дошкольном возрасте, позволит снизить проявления агрессии, находящиеся в стадии своего становления, а также выработать и закрепить конструктивные способы выражения агрессии. Данная коррекционная программа является адаптированной версией программы коррекции агрессивного поведения старших дошкольников Зинкевич-Евстигнеевой Т. Д. Данная программа не вызывает затруднения у данной категории детей.

Основной целью программы является обучение детей системе знаний, умений, навыков, способствующих управлению агрессивным поведением. Среди второстепенных целей можно выделить такие, как: ослабление негативных эмоций; предоставление альтернативных способов удовлетворения собственных агрессивных потребностей.

По окончанию реализации программы был проведен контрольный эксперимент. В ходе контрольного эксперимента проведена повторная диагностика признаков агрессивного поведения детей экспериментальной группы, которая показала, что в экспериментальной группе детей показатели агрессивности на конец исследования стали гораздо ниже, чем были в начале, коррекционная работа позволила уменьшить частоту агрессивных проявлений в поведении.

После реализации программы можно сделать вывод о том, что целенаправленное систематичное использование игровых коррекционно-развивающих занятий, в основе которых лежит сказкотерапия, снижает агрессивность детей старшего дошкольного возраста, корректирует их поведение.

Таким образом, полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что проведенная с детьми программа коррекции агрессивного поведения является эффективной, как одно из средств коррекции агрессивного поведения старших дошкольников.

Просмотров работы: 19