Психолого-педагогические условия формирования у детей 3-4 лет культурно-гигиенических навыков посредством фольклора - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Психолого-педагогические условия формирования у детей 3-4 лет культурно-гигиенических навыков посредством фольклора

Бабинец А.К. 1
1ФГБОУ ВО "Адыгейский государственный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Культурно-гигиенические навыки - составная часть цивилизации поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Неопрятный человек, не желающий следить за собой, своими поступками, своей внешностью, точно так же, неаккуратен в учебе или своей деятельности.

Развитие культурно-гигиенических навыков обладает смыслом не только для положительной социализации дошкольников, но и для их здоровья.

Педагоги (В.Г. Нечаева, В.А. Горбачева, Ф.С. Левин-Щирина и др.) и психологи (С.Г. Якобсон, Е.В. Субботский, В.С. Мухина и др.) обосновали, что дошкольники могут сознательно осваивать не только особенности правил поведения в обществе, но и нормы отношений и поведения. При этом действует фактор специфики возраста, который ограничивает и объем правил и норм, и глубину их осознания.

Для обучения культурно-гигиеническим навыкам в работе с детьми 3-4 лет применяют фольклор, как одно из средств формирования в рассматриваемом жизненном периоде. Небольшие народные песенки, потешки, попевки малыши слышат с самого раннего этапа жизни. Педагоги применяют их для того, чтобы просто развеселить, утихомирить малыша, поговорить с ним.

Такие процессы как одевание, прием пищи и другие действия требуют сопровождения словом. И именно фольклор - народное творчество невозможно ничем заменить.

Народный фольклор способствует организации позитивного настроя. Декламация фольклорных текстов потребует от педагога значительного умения. В соответствии с языком, формой, сутью имеющихся обычаев песенки, поговорки, потешки выговаривают легко, нежно, празднично, чувственно, близко к обыкновенной разговорной речи. Декламацию народных произведений проводят в рамках душевного разговора, оживленной, занимательной игры, при аккомпанементе слова движениями, которые должны быть понятны ребенку.

Изучив теоретический материал по проблеме формирования культурно-гигиенических навыков у детей 3-4 лет, можно сделать вывод о том, что ученые, как правило, рассматривают эту проблему в целом, не заостряя внимания на особенностях того или иного возраста ребенка, а также мало опираются на развитие народного творчества – фольклора.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние психолого-педагогических условий на формирование у детей 3-4 лет культурно-гигиенических навыков посредством фольклора.

Развитие культурно-гигиенических навыков возникает очень рано. Подготовка к развитию навыков по самообслуживанию проявляется в организации у дошкольника позитивного отношения к приему пищи, одеванию, умыванию.

Существенным обстоятельством для развития гигиенических навыков является регулярность необходимых действий. Так, у дошкольника входит в привычку, что перед приемом пищи ему непременно нужно мыть руки, умыть лицо и т.п. Педагог помогает дошкольнику проявить самостоятельность в тех направлениях деятельности, с которыми он может справиться самостоятельно. Помимо этого, каждый дошкольник стабильно нуждается в поощрении, показе, помощи, оттого основанием методики в ДОО является деятельность персонально с ребенком по работе с его личными проблемами.

К психолого-педагогическим условиям формирования культурно-гигиенических навыков стоит относится:

- Объяснение необходимости проведения режимных моментов, гигиенических процедур;

- Образец со стороны взрослого;

- Упражнение, приучение;

- Организация развивающих ситуаций;

- Поощрение, подбадривание, которое помогает дошкольнику уверовать в свои силы (особенно при изучении новых навыков);

- Создание предметно-пространственной среды.

Экспериментальная часть исследования состояла из трех этапов.

1 этап. Констатирующий эксперимент.

Целью констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы было выявление уровня сформированности у детей младшего дошкольного возраста культурно-гигиенических навыков.

В исследовании приняли участие 24 ребенка 3-4 лет, которые для эксперимента были разделены на две подгруппы – экспериментальную (12 детей) и контрольную (12 детей).

Мы выделили показатели сформированности у детей младшего дошкольного возраста культурно-гигиенических навыков, а также осуществили отбор и разработку диагностических заданий.

Показатели были определены в соответствии с диагностическими заданиями (разработанными М.А. Васильевой):

- формирование навыка мытья рук и личной гигиены - Диагностическое задание 1 «Моем ручки»

- формирование навыка опрятной еды - Диагностическое задание 2 «Кушай правильно»

- формирование навыка снимания и надевания одежды в определенном порядке - Диагностическое задание 3 «Одень-сними»

- формирование навыка пользования носовым платком -Диагностическое задание 4 «Платочек»

- формирование навыка причесывания - Диагностическое задание 5 «Твоя прическа».

На формирующем этапе эксперимента был разработан комплекс занятий, состоящий из малых фольклорных форм в различных воспитательных моментах, который способствует привитию различных культурно-гигиенических правил.

Задачи:

1. Сформировать культурно-гигиенические навыки, используя малые формы фольклора;

2. Создать условия для эффективного осуществления намеченных мероприятий;

3. Использовать традиционные и нестандартные подходы к привитию детям культурно-гигиенических навыков;

4. Пропагандировать и формировать использование фольклора в повседневной деятельности дошкольников среди воспитанников и их родителей.

На формирующем этапе мы работали с экспериментальной группой детей.

На начальном этапе работы нами был подобран:

1. Фольклорный материал в соответствии возрастом детей;

2. Подготовлена и проведена консультация для родителей «Пестовать – значит нянчить»

3. Изготовлена папка – передвижка «Песенки – пестушки в жизни детей»;

4. Оформлен стенд для родителей

5. Подготовлены иллюстрации из фольклорных произведений;

6. Проведено родительское собрание «Помогает ли вам фольклор воспитывать малыша?».

Сначала мы обогатили предметно-развивающую среду материалами и средствами для самостоятельной деятельности детей, согласно разработанному нами плану. Мы внесли в актуальную среду для организации самостоятельной деятельности по формированию у детей младшего дошкольного возраста культурно-гигиенических навыков пособия и плакаты с алгоритмом действия в определенных условиях, например, в умывальной комнате мы повесили плакат «Как правильно умываться», на котором были изображены картинки в той последовательности, в которой нужно умываться, чистить зубы и причесываться. В спальной комнате мы повесили плакат о том, как нужно раздеваться и одеваться, а в зоне приема пищи разместили плакаты о том, как правильно сидеть за столом, пользоваться приборами и убирать за собой после еды.

Фольклорные произведения использовались на протяжении всего дня и были включены во многие режимные моменты.

Так как одним из самых интересных и важных моментов для ребенка является момент встречи с воспитателем, старалась радушно его встретить, ласково улыбнуться, обнять и посадить его к себе на коленки, также здороваюсь с ним и приглашаю пройти в группу, применяя фольклор:

Утро доброе, зайка мой!

Утро доброе, Вениамин дорогой!

А я Венечку люблю, Песенку ему спою.

Такие ласковые слова говорю всем детям, пришедшим в нашу группу.

В первые дни пребывания в детском саду многим детям не нравятся многие культурно-гигиенические навыки: умывание, раздевание, усаживание на горшок. Чтобы создать положительную установку для предстоящего режимного момента использую потешки, песенки. Так при умывании детей произношу:

Водичка, водичка,

Умой Лере (Нелли) личико,

Чтобы глазки блестели, Чтобы щечки алели,

Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок.

Потешка, удачно использованная, очень помогает воспитателю во время кормления, так дети, отказывающиеся от еды, начинают есть:

Каша из гречки

Варилась на печке,

Варилась и прела,

Чтобы Нонна ела.

Или:

Умница, Алиса, Ешь кашу сладенькую,

Вкусную, пышную, Мягкую, душистую.

Сопровождаем процесс пробуждения детей чтением потешек, пестушек, прибауток:

Вот проснулся петушок,

Встала наша курочка.

Просыпайся-ка дружок,

Встань, наш Женечка, милок.

Игровой прием с куклой используем при пробуждении всей группы детей:

Мы простынку поправляем,

Мы кроватку заправляем.

Вот так и вот так.

Одеяло мы поправим,

И постельку мы заправим.

Вот так и вот так.

После проведенной работы на формирующем этапе – нами был проведен повторный срез по тем же диагностическим методикам, которые были использованы нами на констатирующем этапе исследования.

Проведенная экспериментальная работа позволила сделать вывод о том, что возможности фольклора в воспитании дошкольников очень широки и многогранны. Он развивает и совершенствует речь, мышление, вызывает яркие эмоциональные отклики, воспитывает чувство доброты и уважения. А также способствует привитию различных культурно-гигиенических навыков использование фольклора в различных воспитательных моментах.

Просмотров работы: 32