Психолого-педагогические условия развития сотрудничества старших дошкольников со сверстниками - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Психолого-педагогические условия развития сотрудничества старших дошкольников со сверстниками

Лиманская Н.А. 1
1ФГБОУ ВО "Адыгейский государственный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Дошкольный возраст – первоначальный этап усвоения общественного опыта, опыта взаимодействия друг с другом, с окружающими, опыта сотрудничества. Игра – наиболее доступный ребенку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений. Она соответствует наглядно-образному характеру его мышления, эмоциональности, активности.

Умение общаться, сотрудничать, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения, взаимодействовать и сосуществовать с людьми, в целом, это необходимые составляющие полноценно развитой и самореализованной личности, это залог успешного психического здоровья человека.

На практике развитие сотрудничества детей старшего дошкольного возраста осуществляется во многом стихийно, несмотря на существование различных методик. Поэтому механизм развития сотрудничества старших дошкольников остается во многом скрытым для эффективного контроля, своевременной коррекции как со стороны педагогов, так и воспитанников.

На сегодняшний день возникает определенное противоречие между необходимостью развития сотрудничества и отсутствием эффективной технологии организации данного процесса. В связи с этим особую роль мы отводим игре, игровой деятельности.

А.П. Усова справедливо отмечала, что умение устанавливать взаимоотношения со сверстниками в игре - первая школа общественного поведения. На основе сотрудничества формируются общественные чувства, привычки; развивается умение действовать совместно и целенаправленно; приходит понимание общности интересов; формируются основы самооценки и взаимооценки.

Цель исследования: выявить и обосновать эффективность психолого- педагогических условий развития сотрудничества детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.

Развитие сотрудничества может осуществляться в различных видах деятельности. На наш взгляд, наиболее эффективной является ведущая деятельность детей дошкольного возраста – игра.

Экспериментальная работа проводилась с детьми старшего дошкольного возраста. В группе 12 человек (7 девочек, 5 мальчиков), в первой части эксперимента принимало участие 10 детей (6 девочек и 4 мальчика), так как 2 человека болели. Когда проводилась экспериментальная игра «Секрет», присутствовали все дети. Также в эксперименте принимали участие воспитатели детского сада.

В группе царит теплая, дружеская атмосфера. Дети связаны между собой совместным участием в играх, занятиях, самостоятельной деятельности, взаимными симпатиями и антипатиями.

Экспериментальная работа проводилась в три этапа:

1 этап – констатирующий.

2 этап – формирующий.

3 этап – контрольный.

Цель, задачи, содержание констатирующего этапа эксперимента

Цель: изучить состояние работы по развитию сотрудничества между детьми старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.

Задачи:

выяснить представления детей о доброжелательных взаимоотношениях;

определить уровень сформированности сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх;

изучить особенности методики развития отношений в сюжетно-ролевых играх.

На данном этапе нами был сделан:

Анализ планов воспитателей.

Анкетирование воспитателей.

Беседа с детьми.

Наблюдение и анализ сюжетно-ролевой игры.

Экспериментальная игра «Секрет».

Описание и анализ результатов констатирующего этапа.

Изучение и анализ планов воспитателей

Нами были изучены планы учебно-воспитательной работы двух старших групп за три месяца для того, чтобы выяснить какие средства и методы используют воспитатели для развития сотрудничества, какая роль отводится сюжетно-ролевым играм в этом процессе, проводится ли предварительная работа для каждой игры, на развитие каких сотрудничества она направлена.

Анализ планов позволил выявить следующие аспекты работы по использованию сюжетно-ролевых игр: сюжетно-ролевые игры планируются воспитателями ежедневно, в календарном плане указываются только названия игры и необходимые атрибуты. Более подробно и развернуто работа по использованию сюжетно-ролевых игр представлена в начале каждого квартала. Представлен целый ряд сюжетно-ролевых игр различной тематики («Семья», «Магазин», «Парикмахерская», «Больница», «Строители») и для каждой игры продумана предварительная работа. В основном эта работа направлена на развитие словаря детей, его обогащение новыми словами, связанными с той или иной профессией, на развитие сюжетов игр: расширение представлений детей о той или иной профессии, приобретение детьми необходимых умений и навыков для игры.

Воспитатели при планировании сюжетно-ролевых игр не уделяют внимания развитию сотрудничества в процессе игры. В планах воспитателей присутствует отдельный раздел, который называется «Воспитание навыков культуры поведения, доброжелательных чувств и положительных сотрудничества». В разделе поквартально определяются задачи работы в этом направлении, а также представлен список художественной литературы, но конкретно в плане он не отражается.

II. Проведение анкетирования и анализ результатов

Вопросы анкет:

Как вы понимаете термины «доброжелательность», «взаимопомощь», «взаимоотношения?»

Какие средства являются наиболее эффективными для развития у детей сотрудничества?

Какие методы и приемы способствуют развитию сотрудничества между детьми в сюжетно-ролевой игре?

Анкетирование воспитателей проводили с целью выявить понимание значимости данной проблемы в дошкольном учреждении.

III. Проведение беседы с детьми и анализ ответов

Вопросы для беседы.

Как ты понимаешь слово добрый, справедливый?

Назови ребят, с которыми ты дружишь и почему?

Чем больше всего вы любите заниматься с друзьями?

Каким должен быть хороший человек?

IV.Наблюдения сюжетно-ролевых игр и их анализ

Наблюдая за играми, мы попытались выяснить, какие отношения преобладают в сюжетно-ролевых играх: игры позволяют проследить особенности сотрудничества и взаимодействий детей в сюжетно-ролевой игре.

Было проведено 4 сюжетно-ролевых игры: «Семья», «Больница», «Строители», «Магазин». Наблюдение за играми проходило в течение 10 дней. Игры проводились во второй половине дня, в специально организованных игровых зонах с разнообразными атрибутами для каждой составляющей игры. В каждой игре участвовало 3-4 ребенка.

При распределении ролей дети, несмотря на то, что многие хотели занять ведущие роли, смогли договориться между собой и уважительно отнеслись к желаниям других. В ходе игры происходило взаимодействие детей: например, дети, играющие в «Семью», посещали «Магазин», «Строители» заходили в гости к играющим в «Семью», посещали «Больницу», где им оказывали медицинскую помощь и т.д.

Стремясь правильно выполнить взятую на себя роль в игре, дети были вежливы, доброжелательны. Например, игра «Магазин», покупатель Сережа Д.: - «Здравствуйте, мне, пожалуйста, мороженое». Продавец Оля В.: «Пожалуйста». Проявляют заботу, внимание, сочувствие. («Больница», врач Полина К., доброжелательно разговаривает с пациентом, успокаивает его). Соблюдают правила нравственного поведения, становятся в очередь.

V. Экспериментальная игра «Секрет»

Цель: выявление уровня развития сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста.

Нами была использована социометрическая методика, включающая: экспериментальную игру «Секрет», выявление мотивировок выбора, обоснование возможности сотрудничества, беседу с воспитателем.

Результаты констатирующего этапа позволили сделать следующие выводы:

В результате исследования выяснили, что данная группа соответствует социально-психологической структуре;

Исследуемая группа детей имеет полную социометрическую структуру;

Уровень благополучия в группе – высокий, т.к. большинство детей в результате исследования оказалось в благоприятных статусных группах ( в 1 и 2 группе – 7 детей, в 3 и 4 – 5 детей);

Уровень взаимоотношений детей сверхвысокий (83%, т.к. 10 детей из 12 имеют взаимовыборы);

Дети общаются в основном со сверстниками своего пола (мальчики – с мальчиками, девочки – с девочками). Смешанных общений всего 4;

Основные мотивировки при социометрическом выборе – дружеские отношения и интересная совместная деятельность.

Проанализировав ответы детей, сделав анализ сюжетно-ролевых игр, основываясь на материал работы Марковой Т.А., мы выделили три уровня сформированности у детей суждений, представлений о сотрудничестве и дружеских взаимоотношениях и их проявлениях.

Уровень. Высокий: дети, для которых характерно проявление готовности помочь другим, отозваться на их беду. У детей имеются тенденции к совпадению представлений о взаимоотношениях с реальным поведением. Игры этих детей содержательны, взаимоотношения достаточно высокие.

Уровень. Средний: дети с недостаточно устойчивыми дружескими взаимоотношениями, немного импульсивны, уровень моральных представлений, суждений не высок. Проявление отзывчивости, стремление оказать помощь другим детям для них непостоянно.

Уровень. Низкий: у детей наблюдается резкое расхождение между словами и поступками, общим поведением. Характерной чертой является равнодушное отношение к переживаниям других. Они не видят, когда другой нуждается в помощи, поддержке.

Формирующий этап. На этом этапе нами была проведена работа, направленная на использование комплекса игр с целью развития сотрудничества детей старшего дошкольного возраста

Цель:

повысить уровень сформированности умений сотрудничать, взаимодействовать у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр.

Задачи:

определить содержание предварительной работы по обогащению представлений детей;

разработать и апробировать игровые ситуации для использования их детьми в сюжетно-ролевых играх.

Работа была организована по двум направлениям.

Первое направление. Развитие у детей способности понимать состояние, настроение другого человека, формировать способы эмоционального содействия, оказывать помощь, сочувствовать.

Для решения задач первого направления мы предлагали проводить предварительную работу перед организацией сюжетно-ролевых игр.

Содержание предварительной работы:

чтение художественной литературы, в которой описывается какая-либо типичная ситуация, содержащая в себе моральный смысл, с последующим обсуждением описанных в них поступков;

рассматривание картин, отражающих разнообразные ситуации из жизни детей, на которых ребенок испытывает тревогу, боль, огорчение, обиду.

Игры – упражнения, в которых детям предлагается решение ситуаций, содержащих в себе моральный смысл.

Подбор картин, художественных произведений и ситуаций осуществляется, опираясь на сюжеты игр, в которые будут играть дети.

Второе направление. Формировать опыт проявления сотрудничества посредством сюжетно-ролевой игры. Это направление осуществлялось путем разработки и внедрения специальных игровых ситуаций в сюжетно-ролевые игры детей, позволяющих внести в сюжет такие изменения, которые потребовали бы от детей проявления добрых чувств и отношений к сверстникам.

Проведенная нами работа на формирующем этапе способствовала тому, что у детей наблюдались проявления таких отношений, как: справедливость, сочувствие, вежливость, отзывчивость, доброжелательность, а также умение действовать сообща, находить выход из различных ситуаций. Эти отношения и умения закреплялись непосредственно в сюжетно-ролевых играх.

Играя, дети не просто исполняли свои роли, выполняя правила игры. Дети учились сотрудничать, взаимодействовать друг с другом.

Контрольный этап экспериментальной части.

Цель: Определить эффективность экспериментальной работы по сформированности сотрудничества в сюжетно-ролевых играх старших дошкольников.

Была проведена та же работа, что и на констатирующем этапе эксперимента. Были получены следующие результаты:

Сопоставление показателей сформированности навыков и опыта сотрудничества констатирующего и контрольного этапов позволяют нам сделать следующий вывод:

Проведенная нами экспериментальная работа в значительной мере позволила повысить эффективность процесса развития сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх. У детей наблюдаются проявления различных видов отношений; появляется дифференцировка в основных видах сотрудничества; отношения детей основываются на чувственных переживаниях.

Просмотров работы: 37