Опытно-экспериментальная работа по оптимизации межличностных отношений подростков в коллективе - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Опытно-экспериментальная работа по оптимизации межличностных отношений подростков в коллективе

Гордиенко А.А. 1
1ФГБОУ ВО "Адыгейский государственный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Общение - это взаимодействие людей, в котором всегда развертывается взаимопонимание между ними, устанавливаются те или иные взаимоотношения, имеет место, определенное взаимообращение участвующих в общении людей по отношению друг к другу [3].

Межличностное общение оказывается таким процессом, который при условии, если мы хотим постичь его суть, должен рассматриваться как система «человек - человек» во всей многоаспектной динамике ее функционирования. Это в полной мере имеет отношение к детям разных возрастов.

Диагностика психологического климата в учебной группе важна для понимания процессов, происходящих в коллективе, профилактики конфликтов в группе. При диагностике психологического климата применяются специально сконструированные анкеты, шкалы показателей групповых взаимоотношений, шкалы внутригрупповой приемлемости, шкалы-опросники, социометрические опросники и др. Подбор средств диагностики зависит от непосредственной цели исследования.

На констатирующем этапе был применен ряд диагностических методик, позволивших:

определить положение ученика в классе, характер взаимоотношений с товарищами, причины отклонений в межличностных отношениях;

выявить уровень лидерских качеств, коммуникативных и организаторских склонностей;

изучить уровень самооценки подростков;

выявить уровень созиализированности учащихся.

Диагностический инструментарий включал в себя как социологические, так и психологические методики: метод наблюдения, беседа, анкетирование, тестирование, анализ документов и др.

Используя социометрию как метод исследования, мы получили следующие результаты. Проведенное исследование показало, что респонденты обладают в основном средним социометрическим статусом - 10 (41,7%) человек. Низким социометрическим статусом - 8 (33,3%) человек. Высоким социометрическим статусом обладают 3 (12,5%) респондента, 3 (12,5%) человека, являются «робинзонами». Они не имеют положительных выборов, только отрицательные, склонны к убеганию, застенчивости, неуверенности в себе, обладают повышенной тревожностью.

Проводя социометрическое исследование, мы выяснили, что в классе 2 лидера – Наталья Н. (неофициальный) и Зарина К. (официальный - староста). Причем у Натальи социометрический статус больше чем у Зарины. Так же в классе 3 робинзона – Александр С., Никита С. и Заира А. Все они недавно пришли в класс и не успели освоиться. Предпочитаемых 5 человек – Роман Ч., Кристина Ш., Алан Ш., Лера Р. и Елена Т. При чем Лера максимально близка к позиции лидера и при желании легко может им стать. Остальные же - принимаемые.

Подростки среднего статуса в данном случае выступают в роли связующего звена, объединяющего весь коллектив в целом: они не дают разностатусным членам группы «замкнуться» в рамках своих страт (то есть общаться только с представителями своих статусных категорий, что неумолимо приводит к закрытости группы). Если лидеры, отвергая взаимоотношения с аутсайдерами, возводят стену неприятия между противоположными стратами, провозглашая тем самым в принцип дифференциации, то среднестатусные, наоборот, пытаются сглаживать расхождения, воплощая в данном случае интегрирующую функцию в группе.

На основе полученных результатов можно сделать следующие выводы:

1. В классном коллективе изучаемых школьников выделены следующие группы учащихся: лидер, среднестатусные, робинзоны.

2. Подавляющее большинство учащихся в изучаемом классе относятся к категории среднестатусных.

3. Внутри данного класса выделено 5 малых групп.

4. В изучаемом классе низкий уровень групповой сплоченности.

5. Изучаемые учащиеся адекватно оценивают свою позицию в классе.

Для того чтобы найти правильный подход к коррекции того или иного типа межличностного поведения, создающего конфликтную ситуацию, при разработке индивидуализированных мер воспитания и руководства, важно определить такой ключевой фактор, как самооценка. Существует большое количество методик диагностики самооценки личности. В исследовании респондентам был предложен опросник Казанцевой Г.Н.

В результате получены следующие показатели: низкая самооценка -8 чел. (33,3%), высокая - 0 %, средняя - 16 чел (66,7%).

Тест-опросник «Способен ли ты быть лидером?» Для выявления лидерских качеств у респондентов им было предложено ответить на вопросы теста. В результате диагностики учащихся показали следующие результаты:

Качества лидера выражены слабо – 3 чел. (12,5%), качества лидера выражены средне – 14 чел. (58,3%), лидерские качества выражены сильно – 3 чел. (12,5%), лидер, склонен к диктату – 4 чел. (16,7%)

Для изучения социализированности личности учащегося(методика М.И. Рожкова) респондентам были предложены вопросы. В ходе обработки результатов данной методики выделены три уровня развития социальных качеств: высокий уровень – 8 чел. (33%), средний уровень – 11 чел. (46%), низкий уровень – 5 чел. (21%).

В заключение констатирующего этапа эксперимента была проведена диагностика коммуникативных и организаторских способностей подростков. По 5 выделенным уровням получены следующие результаты: высший –3 чел. (13 %); высокий –6 чел. (25%); средний – 8 чел. (33%); низкий – 3 чел. (13 %); очень низкий – 4 чел. (16 %).

По результатам данной методики мы делаем вывод, что большинство опрашиваемых подростков обладают высокими коммуникативными и достаточно хорошими организаторскими способностями, но для коррекции общения подростков необходима работа с подростками, получившими средний, низкий и очень низкий уровни.

Таким образом, результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что внутригрупповые связи в классе недостаточно устойчивы, что может привести к переструктурированию отношений в коллективе. Это обусловило необходимость создания коррекционной программы для подростков по оптимизации межличностных отношений в классном коллективе.

Одна из главных целей работы с подростками состоит в том, чтобы каждый молодой человек осознал, что именно он отвечает за свое здоровье, был информирован о том, что, как и почему с ним происходит, и какие могут быть последствия патологических пристрастий к играм. Главное - это формирование у подростков позитивных внутриличностных регуляционных механизмов, обеспечивающих реализацию конструктивного поведения в рамках здорового образа жизни.

Программы для подростков должны быть разнообразны и интересны, основаны не столько на дидактических методах, сколько на интерактивных приемах: диалогах, групповых дискуссиях, тренингах и так далее.

Структура коррекционной и профилактической деятельности представлена единством 3-х компонентов:

Когнитивный компонент (информационный) профилактической деятельности отражает информационное наполнение системы. Участники профилактики должны получать достаточно достоверной информации по возникающим вопросам. Если это информация запугивающего характера, то ее интенсивность не должна быть чрезмерно сильной.

Эмоциональный компонент (эмоционально-оценочный) обеспечивает формирование стойкого негативного отношения к заявленной проблеме. Согласовываясь с когнитивным компонентом, возможно формирование антипатии к данному явлению, построенное не на иррациональных убеждениях и догадках, а подкрепленное достоверными данными. Формирование адекватного позитивного самоотношения на основе реалистичного образа «Я», развитие позитивного отношения к окружающим на основе осмысления своего «Я» как части социальной группы в семье или классе, развитие интереса к общению со сверстниками и взрослыми и совместной деятельности с ними за счет повышения ее интенсивности и эмоционально-позитивной насыщенности в ходе деловых игр, дискуссий, тренинга, формирование предпочтения выбора сверстников для общения,

Поведенческий компонент интегрирует знания и навыки в определенный поведенческий акт, являющийся в той или иной степени реализованной целью деятельности профилактической системы.

Вышеназванные аспекты - информирование, формирование навыков эффективного общения и укрепление уз, связывающих подростка с социумом, составляют концептуальную основу каждого занятия коррекционной программы.

В ходе формирующего эксперимента необходимо большое внимание уделять рефлексивному анализу проблем межличностного взаимодействия, способствующему актуализации причин возникновения болезненной чувствительности к мнению сверстника, осознанию возможных способов преодоления неадекватного реагирования в сложных ситуациях взаимодействия, повышению эмоциональной устойчивости подростков, выдержки, уверенности в себе, обучению приемам реагирования на мнения сверстников в конкретных ситуациях.

Программа создана нами на основе реализации принципов психологической реабилитации: партнёрства, разносторонности воздействий, ступенчатости, единства психосоциальных методов, принцип защищенности.

Данная программа представляет собой системный взгляд на проблему развития группового взаимодействия, атмосферы доверия и взаимоуважения.

Среда сверстников является одной из наиболее важных областей социального поведения подростков. Общение со сверстниками необходимо формирующейся личности для развития коммуникативных навыков и самосознания. Опыт общения, приобретённый в подростковом возрасте, играет важную роль при вступлении во взрослую жизнь. Общаясь, подростки отрабатывают навыки социального взаимодействия.

Общение даёт подростку возможность пережить эмоциональный контакт с группой, чувство солидарности, групповой принадлежности, взаимной поддержки. А это приводит к переживанию подростком не только чувства автономии от взрослых, но и чувства устойчивости и эмоционального комфорта.

Общение является основой социального сравнения подростком себя с равными по возрасту, но имеющими разные личные качества сверстниками. Это также способствует развитию самосознания личности подростка.

Всё вышесказанное говорит о важности и необходимости оказания своевременной помощи в развитии навыков общения и группового взаимодействия со стороны взрослых – родителей, педагогов, психологов. Наиболее приемлемой и эффективной формой работы психолога в этом направлении считаем тренинг.

Цель: развитие группового взаимодействия, атмосферы доверия и взаимоуважения.

Задачи:

1. Диагностика группового взаимодействия.

2. Развитие у подростков навыков рефлексии.

3. Развитие у подростков коммуникативной компетентности, освоение разных форм и методов общения.

4. Развитие навыков работы в коллективе.

5. Развитие самооценки и формирование лидерских качеств.

Среди критериев достижения цели можно выделить следующие:

1. Понимание подростками самих себя и выяснение того, как другие знают и понимают их.

2. Повышение результативности работы в группах.

3. Уменьшение числа конфликтов в школьном коллективе.

Тренинг рассчитан на 10 занятий по 40-60 минут (1 раз в неделю).

После реализации программы была проведена вторичная диагностика. Контрольный этап исследования был направлен на выявление динамики уровня межличностного взаимодействия подростков в коллективе.

Результаты итоговой диагностики показали, что позиции лидеров остались неизменными, но пополнились ряды респондентов со средним социометрическим статусом. Благодаря активному участию самих робинзонов и помощи лидеров, нам удалось помочь ребятам занять свое место в классе. Что подтверждает эффективность нашей коррекционной программы.

На контрольном этапе эксперимента была использована методика самооценки вторично.

Проведенная диагностика по данной методике выявила следующие результаты: средняя самооценка - 18 чел. (75 %), высокая самооценка -2 чел. (8,3 %), низкая самооценка - 4 чел. (16,7 %).

В результате диагностики учащихся на контрольном этапе по методике «Способен ли ты быть лидером?» показали следующие результаты: качества лидера выражены слабо – 1 чел. (4%), качества лидера выражены средне – 17 чел. (71%), лидерские качества выражены сильно – 5 чел. (21%), лидер, склонен к диктату – 1 чел. (4%).

В ходе обработки результатов методики изучения социализированности личности учащегося(методика М.И. Рожкова) выделены также три уровня развития социальных качеств: высокий уровень – 9 чел. (37.5%), средний уровень – 12 чел. (50%), низкий уровень – 3 чел. (12,5%).

Реализация программы деятельности педагога-психолога позволила получить позитивные результаты по уровням социализированности респондентов: достоверному увеличению респондентов со средним и достаточным уровнями и достоверным уменьшением с недостаточным уровнем социализированности.

Также на контрольном этапе была использована методика изучения коммуникативных и организаторских склонностей среди респондентов.

По 5 выделенным уровням получены следующие результаты: высший –3 чел. (12,5 %); высокий –6 чел. (25%); средний – 9 чел. (37,5%); низкий – 4 чел. (16,7%); очень низкий – 2 чел. (8,3%).

Таким образом, в результате контрольного этапа эксперимента прослеживается динамика показателей внутригрупповых отношений.

Список использованных источников

Вердербер, Р. Психология общения / Р. Вердербер, К. Вердербер. – СПб.; М.: Прайм-ЕВРОЗНАК; ОЛМА-ПРЕСС, 2011. – 318 с.

Немов, Р. С. Психология: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: в 3-х кн. Кн. 1: Общие основы психологии – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 687 с.

Практическая психология образования / И.В. Дубровина [и др.]. – М.: Просвещение, 2011. – 480 с.

Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: практ. пособие: пер. с нем.; в 4 т. Т. 4 / К. Фопель. – М.: Генезис, 2009. – 160 с.

Просмотров работы: 30